Севастьянова Евгения Валерьевна Воспитатель МАДОУ детский сад 10 «Солнышко»
Аннотация. В статье характеризуется дидактический потенциал раз-личных форм фольклора (сказок, колыбельных, потешек и т.д.) в развитии речи детей раннего возраста.
Ключевые слова: фольклор, устное народное творчество, ранний возраст.
Abstract: The article describes the didactic potential of various forms of folklore (fairy tales, lullabies, nursery rhymes, etc.) in the development of speech in young children.
Key words: folklore, oral folk art, early age.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка, начиная с раннего возраста. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Речевое воспитание детей в настоящее время направлено на формирование у них такого интегративного качества как владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).
Сформированность данной интегративной личностной характеристики рассматривается как базисная для ребенка дошкольного возраста, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр. Одним из средств развития речи в раннем возрасте является устное народное творчество (различные формы фольклора).
Произведения устного народного творчества разнообразны и вырази-тельны, что позволяет педагогу быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по развитию речи на ярком и интересном для ребенка материале. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и конечно речи [1, с. 6].
Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что рифма и ритм являются в раннем возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять, применяя малые фольклорные формы [5, с. 11].
С помощью различных форм фольклора (в раннем возрасте предпочтительно – малых) можно решать практически все задачи методики развития речи и, наряду с основными методами и приемами речевого развития детей раннего возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Максимально полезны для развития ребенка раннего возраста и простые пальчиковые игры на фольклорном материале. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание простых слов с использованием «пальчиковой гимнастики» воспитывает быстроту реакции, эмоциональную выразительность, стимулирует развитие речи, внимания, воображения.
Для того чтобы речь детей успешно развивалась, необходимо совершенствовать их речевой слух, позволяющий вычленять ( «слышать») отдельные слова из речевого потока, различать звукосочетания и слова. Полезны детям раннего возраста произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. Звукоподражания ( «ав-ав», «му-му», «га-га», «бе-бе», «мяу-мяу») способствуют речевой активности ребенка, потому после прочтения полезно предложить подражать их голосам. Важно, чтобы ребенок проговаривал сначала слова, затем предложения.
Колыбельные песни обогащают словарь ребенка за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают внешним видом (котик, зайка).
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. К тому же, положительные эмоции, связанные с тем или иным, знакомым с колыбели образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия детей раннего возраста, чему способствует особая интонация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи [3, с. 9].
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуж-дать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки [4, с. 21].
Отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности [2, с. 67].
Таким образом, различные жанры устного народного творчества оказывают значительное позитивное влияние на все стороны речевого развития детей раннего возраста, что свидетельствует об их богатом дидактическом потенциале.
Список литературы
- Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 5. – С. 5 – 8.
- Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С. 61 – 68.
- Бережнова О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. – 2002. – № 12. – С. 9 – 14.
- Князева О.Л., Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры. Программа. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 30 с.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 2002. – 168 с.
|