- Ананьина М.В., старший воспитатель
- Барсукова О.А., воспитатель
МБДОУ «ДСОВ№93» г. Братска
Вопрос финансовой грамотности в нашей стране набирает обороты, особенно в свете кризисной ситуации. Дети хотят все больше и больше благодаря красочной рекламе, интернету и социализации, а родительские кошельки могут оплатить все меньше и меньше. Как же объяснить детям, что деньги зарабатываются большим трудом, и этот ресурс не безграничен?
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Чем раньше мы начнем говорить детям и с детьми о деньгах и способах управления ими, тем проще им будет вырасти финансово грамотными и свободными людьми. Ведь время – это главный актив.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Изучая проблему формирования финансовой грамотности дошкольников, мы пришли к выводу, что проблема экономического воспитания находится в тесной взаимозависимости и взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребенка, чем меньше возраст, тем она теснее. С детства необходимо формировать у детей представления о вещах как результате труда людей, о личностных качествах труженика; способствовать накоплению практического опыта использования вещей и их функционального назначения.
Чистой экономики в дошкольном периоде нет, но есть предпосылки экономического воспитания ребенка. Можно давать доступные знания, знакомить с бережливостью, экономностью, рациональностью, деловитостью. Экономика — есть искусство и правило ведения домашнего хозяйства. Именно такое определение подходит для дошкольного образования. Ребенок воспитывается только в деятельности. Когда речь идет об экономической культуре, деятельность должна быть трудовой.
Но труд – это важнейшая категория экономического воспитания, а финансы, деньги, стоимость, цена – это категории исходящие, состовляющие общее понятие категории труд.
Мы считаем, что полезно и необходимо реализовать финансовую грамотность дошкольников только в системе наравственно-трудового воспитания – иначе теряется смысл работы. И полноценное развитие личности, становление ценностных ориентации дошкольников может быть только при наличии совмещение нравственно-трувого и финансового просвещения.
Итак, процесс ознакомления дошкольников с финансовой грамотностью должен учитывать две стороны проблемы:
- знания о деньгах
- воспитыать правильное отношение к ним.
Правильное –это когда происхождение денег, материальный достаток и благосостояние в сознании ребенка связывается с трудом. Ценность представляют только честно заработанные деньги.
Отсюда напрашивается вывод: процесс освоения финансовой грамотности должен осуществляться на фоне трудового воспитания дошкольников.
Труд – ведущая категория финансовой грамотности, и деньги – одна из ее состовляющих. Рызрывать их нелогично и ущербно.
Главное помнить, что «Изолировать» финансовую грамотноссть от проблемы нравственно – трудового воспитания нельзя. Дети должны знать, что деньги это – ценность, богатство, но им необходимо помнить, откуда они берутся.
Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения..
Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.
Цель финансового просвещения — не только расширять финансовый кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность: помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом причем труд следует понимать не только как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.
Конечно, ребенок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с педагогами и родителями путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место финансовая грамотность занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.
Процесс формирования финансовой грамотности дошкольников реализуется через различные формы его организации.
Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, сделать процесс познания интересным, доступным. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательно и личностного развития, действенны и значимы для ребенка. К таким формам относятся:
- беседа, дискуссия;
- просмотр слайд-презентации, мультфильмов;
- видеоэкскурсии;
- коллекционирование;
- чтение художественной литературы;
- игровые ситуации;
- решение проблемных ситуаций;
- рассматривание картин;
- сюжетно-ролевые, дидактические, словесные, интерактивные, настольно-печатные игры;
- развлечения и вечера досуга (викторины, квесты, КВН и тд.)
- комплексно-тематические занятия;
- продуктивная деятельность;
- экскурсии на производство.
Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.
Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир.
|