Уважаемые родители, тема сегодняшней нашей встречи «Игры на развитие мелкой моторики рук», цель –раскрытие актуальности и значимости развития мелкой моторики рук для детей, стоящих на пороге школы.
Я думаю, что каждого из вас уже сейчас волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка? Как подготовить к школе и обеспечить успешность его обучения? Сегодня мы с вами рассмотрим один из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Что же необходимо понимать под «мелкой моторикой руки»?! Мелкая моторика рук – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий таких важнейших систем организма человека, как нервной, мышечной и костной.
С давних времен известно, что уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это подтверждают и высказывания известных людей. Так великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», а ярчайший философ И.Кант утверждал, что «рука – это вышедший наружу мозг человека». И исследования современных физиологов подтверждают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в кистях и подушечках пальцев рук, поэтому утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Т.е., развитие детей происходит под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев, поэтому, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. От учителей часто приходится слышать: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только речь и рука плохо развиты. Не могут четко выразить свою мысль, пишут медленно, неуверенно, не видят строки, не соблюдают интервал между буквами и т.п.». Развитый мозг и неразвитая рука, а, следовательно, и речь – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать вас, родителей, в панику. Слабую руку ребенка можно и необходимо развивать, выполняя при этом основное правило – работа по развитию мелкой моторики рук должна проводиться систематически, только в таком случае может быть достигнут наибольший эффект.
При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют различные приемы и методы. Но мы сегодня подробно остановимся на пальчиковых играх и упражнениях. Какие же их виды существуют? Это игры-манипуляции, игры и упражнения с элементами самомассажа, сюжетные пальчиковые игры, кинезиологические пальчиковые игры и пальчиковые игры и упражнения с предметами и материалами. Рассмотрим каждый из этих видов подробнее. Самые простые игры знакомые ребенку с момента его рождения - это игры-манипуляции. Они включают в себя круговые движения пальца по ладони, выпрямление и сгибание пальцев по очереди. Такие игры используются для снятия мышечного и психологического напряжения, развития умения управлять своими пальчиками. (Показ игр «Сорока», «Моя семья», «Сонные пальчики», «Мальчик-пальчик, где ты был?»)
Следующий вид игры и упражнения с элементами самомассажа. Такие игры включают в себя массаж подушечек и фалангов пальцев и ладонных поверхностей. При этом используют традиционные для массажа движения: растирание, надавливание, вытягивание, пощипывание. Движения выполняют от периферии к основанию. (Показ массажа подушечек пальцев - «прижимающий», «растирающий»
Шел медведь к своей берлоге да споткнулся на пороге.
«Видно, очень мало сил я на зиму накопил», -
Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки любят есть медок без спешки.
А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.
Массаж фалангов пальцев - «вытягивающий»-«Рукавички»; ладоней – растирающий - «Погреем руки»; пощипывание - «Гуси щиплют травку», комплексный массаж рук- «Капуста», «Разотру ладошки сильно») Кроме того, хорошо снимает мышечное напряжение, укрепляет и повышает эластичность мышц массаж с помощью различных предметов (показ приемов массажа):
· Прищепка (прищемляем ногтевые фаланги пальцев, но обязательно проверьте силу «кусания» сначала на себе)
Вот проснулся, встал гусенок. Пальцы щиплет он спросонок:
«Дай, хозяйка, корма мне. Раньше, чем моей родне.»
· Массажный мяч, шишка, грецкий орех, камешек и т.п.
Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.
А теперь последний трюк: мяч летает между рук.
· Шестигранный карандаш
Веселые пальчики любят поиграть.
Красивый карандашик в руках покатать.
И катаю, и катают, и не устают.
Через пальчик пропускают, песенку поют.
Все, устали пальчики, хотят отдыхать.
Положим карандашики, не будем их катать.
· Крупные бусы, четки
Такие игры и упражнения служат для укрепления мышц рук, снятия напряжения и мышечной усталости, активизации нервных окончаний.
Один из любимых детьми видов пальчиковых игр – сюжетные Они включают в себя разнообразные движения кистей и пальцев рук и служат для развития их ловкости и координации движений, концентрации внимания, памяти, воображения, что так необходимо при обучении детей в школе. (Показ игр «Как у бабушки Наташи», «Кошкин дом», «1,2,3,4,5, - мы во двор пошли гулять», «Бабушка кисель варила»)
Кинезиологические игры –их называют «гимнастикой мозга», потому что они активизируют межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, повышают стрессовоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания, т.к. их выполнение требует особой сосредоточенности и концентрации. Что же это за игры? (Показ игр «Колечки», последовательность усложнения игры «Кулак-ребро-ладонь»
(«Ладонь-кулак» - сначала одновременно:
Руки, как глазки, закрылись – открылись,
Словно из сказки они появились.
затем поочередно:
Один кулак – одна ладошка. Ты поменяй их быстро, крошка.
Теперь ладошка и кулак, и все быстрее делай так.), «Ухо-нос».
Для развития подвижности и координации кистей и пальцев рук используют такие игры как «Симметричные рисунки», «Горизонтальные восьмерки». Помимо массажа и пальчиковых игр для развития мышц рук и координации их движений, снятия мышечного и нервного напряжения и подготовки руки к письму используют игры и упражнения с различными материалами и мелкими предметами:
· конструирование из счетных палочек;
· лепка из пластилина, соленого теста, теплого воска;
· обрывание бумаги разной плотности фактуры;
· сминание и разглаживание ладонью и пальцами листа бумаги;
· оригами;
· аппликация из природного материала;
· выкладывание из камешков, круп, косточек, ягод, плодов и семян различных изображений;
· завязывание бантов и узлов;
· игры с клубочками ниток;
· работа с любыми видами мозаик и конструкторов и т.п.
Такие игры и упражнения развивают представления детей о возможностях своего организма, улучшают память, внимание, мышление, устраняют психическую напряженность, благотворно влияют на мозг и нервную систему. Главное – учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание, возможности. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут только разочарование и раздражение. Нужно позаботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной и приносила ему только положительные эмоции и тогда вместе с развитием мелкой моторики рук, будут развиваться мышление и речь, а, следовательно, отпадут проблемы в обучении не только в первом классе, но и в дальнейшем.
|