Синдром дефицита удовлетворенности по К. Блюму (reward deficiency)

Категория: По направлениям » Психосоматика и телесная психотерапия: статьи | Просмотров: 10894

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Cиндром дефицита удовлетворенности, рассматриваемый западными авторами как бич современного общества. Данная модель была разработана на основе материалов опытов Олдса и Милнера с самостимуляцией животных через введенные электродов в мозг. Было обнаружено, что если электрод располагается в ряде глубоких подкорковых структур, названных «центрами удовлетворения», то их раздражение первоначально приводит к выделению таких нейромедиаторов, как дофамин и серотонин, которые инициируют выброс веществ, стимулирующих центры удовольствия мозга (эндогенные опиаты или эндорфины. При этом подопытное животное непрерывно осуществляли их самораздражение, не реагируя ни на какие внешние стимулы.

Высвобождение эндогенных опиатов сопровождается интенсивным переживанием эмоционально-позитивного состояния. Вероятно, первый в жизни интенсивный выброс эндорфинов происходит у ребенка в момент рождения, как реакция нервной системы защищается на стресс и физическую боль. Впоследствии подобные «вспышки» эндорфиновой эйфории могут ассоциироваться с регрессионными состояниями.

У человека выброс эндогенных опиатов - «медиаторов счастья» создает ощущение физического благополучия, вызывает чувство удовлетворения (вплоть до блаженства), эмоциональную приподнятость (доходящую до эйфории). Недостаток эндогенных опиатов вызывает состояния тревоги и депрессии.

Неэкологичный, нефизиологичный образ жизни раскачивает биологический «маятник» - «удовлетворенность» и «дискомфорт» - с большей амплитудой. Когда человек начинает чувствовать тревогу, депрессию, он пытается, например, при помощи психоактивных веществ, сместить «маятник» в сторону удовлетворенности, постепенно истощая ее нейромедиаторные ресурсы, что приводит к разнообразным зависимостям: алкогольной, наркотической, никотиновой, пищевой – стремлению к потреблению легкоусваиваемых углеводов, приводящему к перееданию. А также, поведение, связанное с риском, например, навязчивое влечение к азартным играм (gambling) или экстремальным видам спорта; повышенная агрессивность, которая может привести к антисоциальному поведению.

Следствием эмоционального дисбаланса и тревожно-депрессивного фона могут являться разнообразные психосоматические расстройства.
Согласно биологической теории эмоций Анохин П.К., в основе психосоматических расстройств лежит механизм акцептора действия, осуществляющего планирование поведения и, на основе обратной связи, контроль исполнения этих планов. Контроль производится путем сопоставления желаемого и действительного. При совпадении желаемого и реального образов возникают положительные эмоции, при расхождении - отрицательные. Таким образом, биологический смысл положительных эмоций - вознаграждение за «правильное» (биологически целесообразное) поведение.

На психологическом уровне, возникает переживание наполненности жизни смыслом. Позитивные эмоции связаны с измененным состоянием сознания - активацией лобной области левого полушария на фоне синхронизации обоих полушарий. Основой подобного состояния сознания, является физиологическая возрастная регрессия, вспомним выражение «радоваться, как дети».

Синхронность левого и правого полушарий отражает механизм сравнения двух моделей действительности - идеальной (левополушарный образ) и реальной (правополушарный образ). Их совпадение - вспышка озарения, левополушарного осознавания.

При избыточном доминировании левого полушария и подавлении правого полушария синхронность левого и правого полушария просто перестают возникать и человек начинает реже испытывать удовлетворенность тем, что происходит в его жизни. Размеренно-спокойное существование, организованное и спланированное до мелочей, начинает представляться все более безрадостным, буднично-серым. В поисках выхода из эмоционального тупика человек прибегает к алкоголю и наркотикам, агрессии, самоагрессии деструктивному поведению, пытаясь высвободить тем самым подавленные эмоции.

Для предупреждения подобных негативных проявлений необходимо использование методов психической саморегуляции, что позволяет активировать естественные физиологические механизмы удовольствия, например, психотерапия творческим самовыражением по Бурно М.Е. или глубокое мышечное расслабление, что непосредственно приводит к высвобождению эндорфинов, обладающих антистрессовым или стресс-лимитирующим действием (Меерсон Ф.З.).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Любовь Кириллова. О функциях больших полушарий мозга. Левополушарное и правополушарное мышление
  • Кирилл Стасевич. Друзья снимают боль и стресс
  • Психоэкологическая модель
  • Модель фрустрации
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Кортико-висцеральная теория Ивана Петровича Павлова и классическая условно-рефлекторная модель
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Соматизация
  • «Болезная готовность» модель В. Икскюль (V. Uexkuell, 1963)
  • Семёнова Наталья Алексеевна. Увлекательная нейропсихология, как развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Как заботиться о психическом здоровье во времена коронавируса
  • Гиперсимпатикотония и мышечная броня по Вильгелму Райху и реакция борьбы или бегства по Уолтеру Кеннону
  • Абакарова Нюрсият Дагировна. Комплекс игр для развитие эмоциональной сферы
  • Импринтинг (раннее запечатления у животных и человека)
  • Концепции психосоматических нарушений ориентированные психофизиологически
  • Притча «Об удовлетворенности»
  • Теория психосоматической специфичности. Метод Франца Александера
  • Тест на определение доминирующего полушария
  • Варианты успокаивающего поведения
  • Завышенные ожидания мешают сексуальной жизни
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Психосоматические расстройства как результат сочетания трех факторов в рамках традиционной медицинской парадигмы
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Модель выученной беспомощности Мартина Зелигмана.
  • Внутрипсихический уровень проблемы. Психологические защиты
  • Как работает мозг программистов
  • Основные признаки депрессии
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Коррекция эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Околосмертные переживания - не только перед смертью
  • Падун М.А. Влияние процессов регуляции эмоций на психологическое здоровье
  • Врубляускас Анна Юрьевна. «Мы выбираем жизнь!» — профилактика депрессивного состояния среди педагогов»
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Общие, базовые механизмы, препятствующие личностному росту и формирующие психологические проблемы
  • Харина Светлана Владимировна. Простые опыты с водой для дошкольников
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте
  • Абрамова Наталья Анатольевна. «Манкатерапия в познавательно-речевом развитии ребёнка дошкольного возраста»
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь