Импринтинг (раннее запечатления у животных и человека)

Категория: По направлениям » Психосоматика и телесная психотерапия: статьи | Просмотров: 3181

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Импринтинг (раннее запечатления у животных) – понятие, предложенное этологом Конрадом Лоренцем - физиологический механизм мгновенного и стойкого - на всю жизнь - запоминания значимых событий в раннем детстве, разновидность «моментального» обучения. Хотя первые исследования были сделаны на животных но проявляется и у человека.

Характеристики импринтинга:
1. «Мгновенное» обучение, которое может происходить при однократном предъявлении информации. В отличие от условно-рефлекторного обучения, отсутствует какое-либо внешнее подкрепление.

2. Связан со значимыми для выживания объектами:
в первую очередь, узнавание родителей и сородичей (следование за ними),
впоследствии - запоминание источников пищи (для хищных видов - выбор жертвы),
в более старшем возрасте - усваивание стереотипов полового поведения.

Бывает, что объект для импринтинга вовсе неподходящий, просто он оказался в определенном месте в определенное время (ошибка природного механизма).
Например, если выводок утят в первые минуты после вылупления запечатлеют ближайший движущийся объект, хотя бы немного напоминающий взрослую птицу, то они будут следовать за ним, как за матерью.
У приматов - эксперимент Харлоу в 1959 г. «Детеныши обезьян, влюбленные в манекен». Не видевшие свою мать обезьянки, привязывались к заменявшему ее манекену (выбирая при этом тот из манекенов, который наощупь больше напоминал теплое живое прикосновение). Подобный механизм работает и при формировании привязанности в случае человека (бондинг).

3. Подобное состояние существует на протяжении ограниченного временного отрезка, носящего название критического периода, если время упущено, импринтинг уже не происходит) или сензитивного периода (подчеркивается связь именно с избирательной восприимчивостью.

Человек, в отличие от животных, может испытывать повторные состояния повышенного запечатлевания - искусственные периоды сензитивности, на фоне измененных состояний сознания (Белогородский Л.С, Сандомирский М.Е., 1996).
В психокоррекции, повторное запечатлевание у человека (реимпринтинг) предполагает психологический возврат в (регрессию) в соответствующий возрастной период и исправление недостатков его собственного прошлого (Захаржевский В.Б., 1993).
В основе импринтинга лежит правополушарное научение, физиологический механизм при котором отучиться труднее, чем научиться.
Как показано Голод В.И. Московичюте Л.И. (цит. по Семенович А.В., 2002), с вербальной сферой, за которое отвечает левое полушарие, связано лишь содержание обучения, эффективность научения зависит от правого полушария. С точки зрения коррекции, физиологическая возрастная регрессия - переход в «правополушарное» состояние сознания, является оптимальным способом реимпринтинга.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Любовь Кириллова. О функциях больших полушарий мозга. Левополушарное и правополушарное мышление
  • Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов
  • Кортико-висцеральная теория Ивана Петровича Павлова и классическая условно-рефлекторная модель
  • Психоэкологическая модель
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Ивашкова Оксана. Сказки о животных
  • Черновой Н.М. Экология животных. 7 класс. Под редакцией
  • Синдром дефицита удовлетворенности по К. Блюму (reward deficiency)
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Человеческий мозг распознает эмоции за 0,2 секунды
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Центральный. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Интересно мы живём»
  • Сущность телесно-ориентированной психокоррекции
  • Мерцалов В. Происхождение человека (Логика антропогенеза).
  • Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке
  • Онтология; ontology
  • Дмитренко А. В. Эксперимент Повиновение
  • Владината Петрова. Толкование любимой сказки с точки зрения теории доминирования
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Психология запахов
  • Механизм формирования психологических проблем
  • Тамара Филиппова. Свобода человека
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Медведева Н. И., Бабич А. И., Боев О. И. Уровень адекватности самосознания у подростков и транзактный анализ
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Знаете ли вы себя?
  • Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека.
  • Бучнева Елена Валентиновна. «Мнемотехника в музыкально-познавательном развитии дошкольников»
  • Модель выученной беспомощности Мартина Зелигмана.
  • Анисимова Юлия Владимировна. Эссе воспитателя Анисимовой Юлии Владимировны «Детство — важный этап в общем развитии человека»
  • Зло; Evil; Bose
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Панкрушина Татьяна Сергеевна. Обучение чтению в старшем дошкольном возрасте посредством авторской методики Н. А. Зайцева
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Хелен Фишер. Романтическая любовь: Хелен Фишер изучает мозг влюбленных
  • Объект; object
  • Индивид, индивидуальное; Individ; Individual
  • Тест на определение доминирующего полушария
  • Перин Роман. Психология национализма.
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Кузяшина Светлана Петровна. Содержание обучения английскому языку детей дошкольного возраста
  • Ошо Раджниш. ПСИХОЛОГИЯ ЭЗОТЕРИКИ.
  • Инстинкт; влечение; Instinct; Instinkt
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Кошмар; nigthmare
  • Александр Марков. Дружба людей и собак регулируется окситоцином
  • Инстинкт-теорияи объект-теория; instinct theory and object theory
  • Георгий Почепцов. «Карточный домик»: как на смену клиповому мышлению приходит сериальное
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Как действует приворот



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь