Импринтинг (раннее запечатления у животных) – понятие, предложенное этологом Конрадом Лоренцем - физиологический механизм мгновенного и стойкого - на всю жизнь - запоминания значимых событий в раннем детстве, разновидность «моментального» обучения. Хотя первые исследования были сделаны на животных но проявляется и у человека.
Характеристики импринтинга: 1. «Мгновенное» обучение, которое может происходить при однократном предъявлении информации. В отличие от условно-рефлекторного обучения, отсутствует какое-либо внешнее подкрепление.
2. Связан со значимыми для выживания объектами: в первую очередь, узнавание родителей и сородичей (следование за ними), впоследствии - запоминание источников пищи (для хищных видов - выбор жертвы), в более старшем возрасте - усваивание стереотипов полового поведения.
Бывает, что объект для импринтинга вовсе неподходящий, просто он оказался в определенном месте в определенное время (ошибка природного механизма). Например, если выводок утят в первые минуты после вылупления запечатлеют ближайший движущийся объект, хотя бы немного напоминающий взрослую птицу, то они будут следовать за ним, как за матерью. У приматов - эксперимент Харлоу в 1959 г. «Детеныши обезьян, влюбленные в манекен». Не видевшие свою мать обезьянки, привязывались к заменявшему ее манекену (выбирая при этом тот из манекенов, который наощупь больше напоминал теплое живое прикосновение). Подобный механизм работает и при формировании привязанности в случае человека (бондинг).
3. Подобное состояние существует на протяжении ограниченного временного отрезка, носящего название критического периода, если время упущено, импринтинг уже не происходит) или сензитивного периода (подчеркивается связь именно с избирательной восприимчивостью.
Человек, в отличие от животных, может испытывать повторные состояния повышенного запечатлевания - искусственные периоды сензитивности, на фоне измененных состояний сознания (Белогородский Л.С, Сандомирский М.Е., 1996). В психокоррекции, повторное запечатлевание у человека (реимпринтинг) предполагает психологический возврат в (регрессию) в соответствующий возрастной период и исправление недостатков его собственного прошлого (Захаржевский В.Б., 1993). В основе импринтинга лежит правополушарное научение, физиологический механизм при котором отучиться труднее, чем научиться. Как показано Голод В.И. Московичюте Л.И. (цит. по Семенович А.В., 2002), с вербальной сферой, за которое отвечает левое полушарие, связано лишь содержание обучения, эффективность научения зависит от правого полушария. С точки зрения коррекции, физиологическая возрастная регрессия - переход в «правополушарное» состояние сознания, является оптимальным способом реимпринтинга.
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.