Дубкова Татьяна Ивановна. Построение перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту «Будущий первоклассник»

Построение перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту «Будущий первоклассник»
Организация пространства перехода - уклады, это   игра, учение, тренировка.
Игра, являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, эмоционально насыщает ребенка, в ней он проживает,  проигрывает собственные переживания; самостоятельно устанавливает и выбирает средства, замысел, правила и время игры; прежде всего ориентируется на собственную внутреннюю оценку (мне не важно, как оценят другие, это важно для меня);  защищен от действий взрослого.
Учебное занятие как форма, призвана открыть ценность учения; создать учебно-познавательную мотивацию; «приохотить» ребенка к учебной деятельности.
Это создает определенные полюса: предыдущая деятельность (в ней ребенок освоился, эмоционально насыщается) и новая, в которую дошкольнику предстоит вступить.
Продуктивные виды деятельности – место, «опытное поле», лаборатории,  где ребенок получает первое представления о способе, видит свои проблемные места и где легче осуществить переход к тренировке.
Здесь можно научить дошкольника выбирать средства при подборе материалов и инструментов,  планировать собственные действия,  вырабатывать критерии, предъявлять себя, переделывать то, что не получается, относиться к своей работе, как к чужой.

Скачать конспект

В содержании проекта данные уклады нами были разработаны в виде лабораторий. Каждая лаборатория предполагает свою программу, включающую темы и виды работ. Жизнь лаборатории  в группе начинается с погружения всех детей в его действительность так, чтобы каждый ребенок приобрел представление о том, чем можно заниматься в этом центре, в какой форме, чем это интересно и какой игровой персонаж несет содержание центра. Далее взрослым обеспечивается текущая работа лаборатории, оснащение материалом для самостоятельной работы детей.
Суть деятельности лабораторий – в разворачивании пробных действий детей. У ребенка появляется возможность отступить, проиграть, отрепетировать, поупражняться, индивидуально, привлекая сверстника или взрослого, поработать с тем, что не получается. Именно в этом и проявляется детская инициатива  и самостоятельность. В результате  таких проб у ребенка появляется способность самостоятельно оценивать или определять то, что он уже умеет и знает и, то, чему еще предстоит  научиться.
Педагоги в предшкольной группе работают методом погружения. В ходе погружения в тему дети совместно обсуждают, что нового хотели бы узнать, какие темы им интересны и большинством голосов выбирается тема проекта. Главным при подведении итогов темы является создание детских продуктов (выпуск книжки, постановка детского спектакля, оформление выставки рисунков или поделок).
Реализация естественной возрасту потребности в игре происходит в лаборатории «Игра».  Разнообразные виды игр направлены на формирование умения строить новые разнообразные сюжеты игры, со­гласовывать творческие индивидуальные игровые замыслы с партнерами-сверстниками, контролировать свои эмоции, учиться соблюдать правила в игре и  придумывать новые правила,  самостоятельно решать поставленную задачу (в играх типа лото, мозаика и др.) и  самостоятельно организовывать игры,  исполняя роль ведущего.
Педагоги лишь умело организуют условия для игровой и продуктивной деятельности. Воспитатели могут обогатить детскую игру, используя другие виды деятельности, тем самым, осуществляя взаимодействие между разными лабораториями.
Продуктивная деятельность: художественная и изобразительная представлена лабораторией «Литература и искусство».  Старшие дошкольники апробируют себя в роли актера, режиссера собственного спектакля, реализуют свои изобразительные способности. Дошкольники выразительно читают  и рассказывают  стихи, сказки, потешки, загадки, считалки; инсценируют.   Взрослый  создает  условия для активного использования ребенком языковых средств,   руководя его литературным развитием, поддерживает инициативу и самостоятельность ребенка, способствует овладению навыками и умениями и развитию творческого потенциала.  Воспитатель играет ведущую роль в определении характера и интенсивнос­ти режиссерской игры в группе,  стимулирует воображение детей.
Очень тонко и грамотно воспитатели организуют работу лаборатории «Учение». Первая  задача воспитателей – убедиться  в наличии в группе изобилия матери­алов, которые предоставляют разнообразие возможностей для развития базо­вых навыков и умений по развитию умственных способностей.  Вторая задача – создание учебных, проблемных ситуаций, где нет готовых способов действия для детей, где ребенок не копирует  образцы взрослого, а находит  собственные способы работы. Это задания – «ловушки», задачи, не имеющие решения, задачи с недостающими данными.
Лаборатория  направлена на развитие умственных способностей, развитие познавательных процессов (внимание, восприятие, мышление, память).
Тренировочное пространство обеспечивает овладение умениями и навыками в разных областях тренировочных действий; формирование самооценки ребенка. Педагоги организуют  рабочее место, контролируют технику выполнения задания, определяют время тренировки, согласуя его с состоянием и пожеланиями ребенка.
Тематические недели – основа опытно-экспериментальной деятельности лаборатории «Юный исследователь». Вместе с детьми «живет девочка «Почемучка», некий посредник для разворачивания исследовательской деятельности. Именно она задает детям вопросы, стимулирующие шестилеток для поиска информации, проведения опытов, экспериментов. Темы коллективных исследований «Где живут витамины?», «Загадочный лед», «Откуда в аквариуме рыбы?», «Космос», «Чудо Елочка», «Мой веселый звонкий мяч», «Как вырастить маме фиалку» возникают в результате проведенных тематических недель.  Детские исследовательские  работы принимают участие  в конкурсе исследовательских работ «ЮНИС» для детей дошкольного возраста.
Тренинговые занятия программы «ЮНИС», реализация программы «Развитие» дают свои результаты: команда «Почемучки» детей 6-7 лет неизменно становится победителем городского турнира способностей «Знаю, мыслю, действую».
«Доска  личных достижений» любимое место старших дошкольников. Коллажи, коллективные работы – способ предъявления детских работ. Здесь важен результат и  достижение  каждого ребенка.
При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту основной акцент в деятельности детей делается не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, укладов школьной жизни, способов общения, с помощью которых ученики на следующем этапе будут активно осваивать предметное содержание.
«Портрет» будущего первоклассника заключается в готовности к школе, а именно уровнем развития социальных умений; уровнем развития психических функций;  личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию; сформированную потребность в здоровом образе жизни.
Список литературы:
1. Бугрименко Е.А., Поливанова К.Н. Рекомендации к построению перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Красноярск, 1997. 31с.
2. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. М.: Русская энциклопедия,1998. 360 с.
3. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова. М.: Издатель Рассказов А.И. 2004. 303 с.
3. Воронцов А.Б., Цукерман Г.А. Рекомендации по организации перехода ребенка от одной ступени к другой: из начальной школы в основную /Материалы для слушателей курсов. М., 2001. 48 с.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544 с.
5. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе // Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. М.: Сентябрь, 2001. 240 с.
6. Островерх О.С., Л.М.Романова и др. Формирование индивидуальных учебных действий у первоклассников, или как научить младших школьников работать с черновиком. Красноярск: ИПиПР, 2004.
6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. 184 с.
7. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5.
8. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг,1994. 269 с.

 

Просмотров: 1112
Категория: Подготовка к школе




Другие новости по теме:

  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Лукьянова Ольга Георгиевна, Мухамадеева Альбина Давлетовна. Паспорт мини-лаборатории «ПОЧЕМУЧКА» по организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Захарова Валентина Валерьевна. Обучение детей рассказыванию как форма совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Карповец Надежда Ивановна. Методическое игровое пособие — Игры с природным материалом как средство развития способностей ребенка «Веселые семечки»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Юдина Людмила Иосиповна. Консультация для воспитателей: Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка.
  • Наталья Бондаренко. Конспект организованной учебной деятельности по английскому языку в старшей группе детского сада на тему Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Бажина Евгения Петровна. Конспект НОД для детей подготовительной группы «Организация исследовательской деятельности детей в подготовительной к школе группе на примере темы «Одуванчик»
  • Анна Борисовна Медведева. «Формирование приёмов, умственных операций старших дошкольников, умение обдумывать и планировать свои действия»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Могилюк Наталья Владимировна. Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию на тему: «Космос — это весело!»
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Глушкова Ольга Ивановна, Романова Венера Насибулловна. «Речевое развитие детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
  • Степанишина Ирина Павловна. СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Бутковская Светлана Иосифовна. Родительское собрание на тему «Формируем здоровую самооценку ребенка, или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь