Организация пространства перехода - уклады, это игра, учение, тренировка. Игра, являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, эмоционально насыщает ребенка, в ней он проживает, проигрывает собственные переживания; самостоятельно устанавливает и выбирает средства, замысел, правила и время игры; прежде всего ориентируется на собственную внутреннюю оценку (мне не важно, как оценят другие, это важно для меня); защищен от действий взрослого. Учебное занятие как форма, призвана открыть ценность учения; создать учебно-познавательную мотивацию; «приохотить» ребенка к учебной деятельности. Это создает определенные полюса: предыдущая деятельность (в ней ребенок освоился, эмоционально насыщается) и новая, в которую дошкольнику предстоит вступить. Продуктивные виды деятельности – место, «опытное поле», лаборатории, где ребенок получает первое представления о способе, видит свои проблемные места и где легче осуществить переход к тренировке. Здесь можно научить дошкольника выбирать средства при подборе материалов и инструментов, планировать собственные действия, вырабатывать критерии, предъявлять себя, переделывать то, что не получается, относиться к своей работе, как к чужой.
Скачать конспект
В содержании проекта данные уклады нами были разработаны в виде лабораторий. Каждая лаборатория предполагает свою программу, включающую темы и виды работ. Жизнь лаборатории в группе начинается с погружения всех детей в его действительность так, чтобы каждый ребенок приобрел представление о том, чем можно заниматься в этом центре, в какой форме, чем это интересно и какой игровой персонаж несет содержание центра. Далее взрослым обеспечивается текущая работа лаборатории, оснащение материалом для самостоятельной работы детей. Суть деятельности лабораторий – в разворачивании пробных действий детей. У ребенка появляется возможность отступить, проиграть, отрепетировать, поупражняться, индивидуально, привлекая сверстника или взрослого, поработать с тем, что не получается. Именно в этом и проявляется детская инициатива и самостоятельность. В результате таких проб у ребенка появляется способность самостоятельно оценивать или определять то, что он уже умеет и знает и, то, чему еще предстоит научиться. Педагоги в предшкольной группе работают методом погружения. В ходе погружения в тему дети совместно обсуждают, что нового хотели бы узнать, какие темы им интересны и большинством голосов выбирается тема проекта. Главным при подведении итогов темы является создание детских продуктов (выпуск книжки, постановка детского спектакля, оформление выставки рисунков или поделок). Реализация естественной возрасту потребности в игре происходит в лаборатории «Игра». Разнообразные виды игр направлены на формирование умения строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать творческие индивидуальные игровые замыслы с партнерами-сверстниками, контролировать свои эмоции, учиться соблюдать правила в игре и придумывать новые правила, самостоятельно решать поставленную задачу (в играх типа лото, мозаика и др.) и самостоятельно организовывать игры, исполняя роль ведущего. Педагоги лишь умело организуют условия для игровой и продуктивной деятельности. Воспитатели могут обогатить детскую игру, используя другие виды деятельности, тем самым, осуществляя взаимодействие между разными лабораториями. Продуктивная деятельность: художественная и изобразительная представлена лабораторией «Литература и искусство». Старшие дошкольники апробируют себя в роли актера, режиссера собственного спектакля, реализуют свои изобразительные способности. Дошкольники выразительно читают и рассказывают стихи, сказки, потешки, загадки, считалки; инсценируют. Взрослый создает условия для активного использования ребенком языковых средств, руководя его литературным развитием, поддерживает инициативу и самостоятельность ребенка, способствует овладению навыками и умениями и развитию творческого потенциала. Воспитатель играет ведущую роль в определении характера и интенсивности режиссерской игры в группе, стимулирует воображение детей. Очень тонко и грамотно воспитатели организуют работу лаборатории «Учение». Первая задача воспитателей – убедиться в наличии в группе изобилия материалов, которые предоставляют разнообразие возможностей для развития базовых навыков и умений по развитию умственных способностей. Вторая задача – создание учебных, проблемных ситуаций, где нет готовых способов действия для детей, где ребенок не копирует образцы взрослого, а находит собственные способы работы. Это задания – «ловушки», задачи, не имеющие решения, задачи с недостающими данными. Лаборатория направлена на развитие умственных способностей, развитие познавательных процессов (внимание, восприятие, мышление, память). Тренировочное пространство обеспечивает овладение умениями и навыками в разных областях тренировочных действий; формирование самооценки ребенка. Педагоги организуют рабочее место, контролируют технику выполнения задания, определяют время тренировки, согласуя его с состоянием и пожеланиями ребенка. Тематические недели – основа опытно-экспериментальной деятельности лаборатории «Юный исследователь». Вместе с детьми «живет девочка «Почемучка», некий посредник для разворачивания исследовательской деятельности. Именно она задает детям вопросы, стимулирующие шестилеток для поиска информации, проведения опытов, экспериментов. Темы коллективных исследований «Где живут витамины?», «Загадочный лед», «Откуда в аквариуме рыбы?», «Космос», «Чудо Елочка», «Мой веселый звонкий мяч», «Как вырастить маме фиалку» возникают в результате проведенных тематических недель. Детские исследовательские работы принимают участие в конкурсе исследовательских работ «ЮНИС» для детей дошкольного возраста. Тренинговые занятия программы «ЮНИС», реализация программы «Развитие» дают свои результаты: команда «Почемучки» детей 6-7 лет неизменно становится победителем городского турнира способностей «Знаю, мыслю, действую». «Доска личных достижений» любимое место старших дошкольников. Коллажи, коллективные работы – способ предъявления детских работ. Здесь важен результат и достижение каждого ребенка. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту основной акцент в деятельности детей делается не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, укладов школьной жизни, способов общения, с помощью которых ученики на следующем этапе будут активно осваивать предметное содержание. «Портрет» будущего первоклассника заключается в готовности к школе, а именно уровнем развития социальных умений; уровнем развития психических функций; личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию; сформированную потребность в здоровом образе жизни. Список литературы: 1. Бугрименко Е.А., Поливанова К.Н. Рекомендации к построению перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Красноярск, 1997. 31с. 2. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. М.: Русская энциклопедия,1998. 360 с. 3. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова. М.: Издатель Рассказов А.И. 2004. 303 с. 3. Воронцов А.Б., Цукерман Г.А. Рекомендации по организации перехода ребенка от одной ступени к другой: из начальной школы в основную /Материалы для слушателей курсов. М., 2001. 48 с. 4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544 с. 5. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе // Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. М.: Сентябрь, 2001. 240 с. 6. Островерх О.С., Л.М.Романова и др. Формирование индивидуальных учебных действий у первоклассников, или как научить младших школьников работать с черновиком. Красноярск: ИПиПР, 2004. 6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. 184 с. 7. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. 8. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг,1994. 269 с.
|