РОЖКОВА ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА Педагог-психолог второй категории МКДОУ «Кишертский детский сад N4»
с. Усть – Кишерть, Пермский край
- Возрастная группа: подготовительная группа.
- Образовательные области: «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Коммуникация».
- Этап обучения: ознакомительный.
- Тип занятия: интегрированное.
- Цели: Знакомство со школой, школьными атрибутами через сказку; развитие интереса к школе; расширение социальных представлений детей о школе; формирование положительного образа школы
- Задачи:
Скачать презентацию
Обучающие:
Формировать представление о школьных правилах, об отличии детского сада и школы
- Воспитательные:
- Снижать риск появления школьной тревожности;
- Формировать позитивную модель поведения в реальной жизни;
- Повышать учебную мотивацию детей.
Развивающие:
- Развитие экспрессивной грамотности через исполнение этюдов
- Дидактические пособия: электронная презентация
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, листы бумаги, простые карандаши по количеству детей.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Разминка
Игра «Доброе утро»
Воспитатель: Я скажу слова: «Доброе утро...» и назову кого-то из нашей группы. Те, кого я назову, помашут мне рукой — значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем? Доброе утро всем девочкам!... Доброе утро всем мальчикам!... Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы! Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!... Доброе утро всем, кто любит конфеты!... Доброе утро всем, кто хочет знать, во что мы будем играть сегодня... Доброго утра всем, у кого в одежде есть красный (или какой либо другой) цвет!... Доброго утра всем, кто сегодня уже успел хоть один раз улыбнуться!... Молодцы!
2. Основная часть
Воспитатель: (задания выполняются стоя)
А теперь внимание!
—Раз, два, три — слушай и смотри!
—Три, два, раз — мы начнем сейчас!
Взрослый еще раз произносит слова, служащие сигналом к началу за-нятия, сопровождая их следующими движениями:
Раз, два, три (хлопает в ладоши 3раза) — слушай (показывает руками на уши) и смотри (показывает руками на глаза)!
Три, два, раз (хлопает в ладоши Зраза) — мы начнем сейчас! (протягивает навстречу классу руки ладонями вверх).
Воспитатель: Ребята, вы обращали внимание на дорожные знаки? Они указывают водителям, где можно ездить, а где нельзя. Они говорят пе-шеходам, где нужно переходить дорогу. Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимания — быть беде!
Вопросы детям.
А есть ли в школе правила поведения и какие они?
Что можно делать, а что не всегда?
Подскажите мне, чего нельзя делать на уроке? (дети отвечают.)
А как надо вести себя во время урока? (дети отвечают.)
Воспитатель: (во время рассказа показываются слайды со знаками со 2 по 6). Чтобы мы не забывали о правилах для учеников, школьных правилах, нам нужны знаки. Например, на уроке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно все прослушать и ничего не узнать, поэтому нужен вот такой знак: (показывает Знак 1). Мы с вами уже знаем, что когда все вместе кричат, ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя кричать с места, даже если знаешь правильный ответ, нам будет говорить такой знак: (показывает Знак 2).
Воспитатель: А можно подсказывать другим ребятам ответ, когда учитель спрашивает не вас? (дети отвечают.)
Воспитатель: Конечно, нет, если друг привыкнет к подсказкам, он разучится думать сам, а разве это помощь? О том, что на уроках нет места подсказкам, нам напомнит вот этот знак (показывает Знак 3).
Воспитатель: А что делать, если хочешь о чем-то спросить или ответить на вопрос? (дети отвечают.)
Воспитатель: Правильно, для этого надо поднять руку и ждать, пока учитель попросит сказать. Вот знак, который говорит нам об этом школьном правиле (показывает Знак 4).
Важно на уроках работать дружно, об этом говорит Знак 5.
Конечно, ребята, это не все школьные правила, их много, и постепенно вы их все узнаете. Сегодня мы постарались запомнить только несколько таких правил, но они очень важны для того, чтобы учиться в школе и чтобы в классе был порядок.
Воспитатель: А сейчас я расскажу вам историю, которая произошла в Лесной школе, у зверят-первоклассников. В самый первый школьный день учитель познакомил их с теми школьными правилами, о которых мы сегодня говорили. (Взрослый показывает Знаки и просит напомнить, о каком правиле говорит каждый Знак.) Зверята слушали, слушали, головами кивали, что, все понятно, а на следующий день... Послушайте, что произошло на уроке в Лесной школе и постарайтесь заметить, какие правила зверята забыли. Готовы?
УРОК В ЛЕСНОЙ ШКОЛЕ (Слайд 7)
Утром зверята собрались в классе. Медвежонок сонно поглядывал вокруг, Зайка радостно подпрыгивал на месте, с нетерпением ожидая начала урока, Лисенок посматривал на зверят в классе и вспоминал, как кого зовут. Прозвенел звонок. Начался урок. В класс вошел Учитель, поздоровался со всеми и спросил: «Кто сегодня хочет помочь мне раздать книги?» Не успел он договорить, как зверята с мест повскакивали, руки до потолка тянут, и каждый кричит изо всех сил, чтобы его Учитель услышал: «Я хочу! Я помогу!» А Зайчонок и Лисенок даже к Учителю подбежали и вокруг него прыгают, чтобы он именно их заметил. Еле-еле успокоил своих «помощников» Учитель.
Между тем урок продолжался. Учитель сказал, что приготовил для зверят загадки и попросил их внимательно слушать. А Медвежонок голову к Лисенку наклонил и слушает, как Лисенок ему шепчет, что он самые грибные места в лесу знает и после школы Медвежонку покажет, где белые грибы растут размером со стул.
Учитель говорит: «Ну как, ушки на макушке? Слушайте загадку: «Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло — спать летит в дупло. Кто это? Медвежонок, как ты думаешь, кто это?» Встал Медвежонок, по сторонам оглядывается, понять ничего не может. «Кто это, как ты думаешь?» — опять Учитель спрашивает. «Это Лисенок», — отвечает Медвежонок первое, что в голову пришло, и никак понять не может, отчего все, вокруг смеются. Попросил Учитель Медвежонка не отвле-каться, слушать внимательно и у Зайчонка спрашивает ответ. Зайчонок отгадать загадку никак не может и на друзей глазами косит, мол, помо-гите, подскажите. Жалко стало Белочке своего соседа по парте, она и давай ему нашептывать: «Со-ва. Со-ва». А Зайка ушками прядает, расслышать старается, да только никак слова не разберет, уж больно тихо Белочка говорит.
«Ну, так что же, знаешь ты ответ?» — Учитель спрашивает. «Да. Это лиса», — сказал Зайчонок то, что он расслышал из Белочкиного бормо-тания. И опять рассмеялись зверята. Да только веселого в этой истории было немного, потому, как не успели за урок зверята ни новому научить-ся, ни интересного ничего узнать.
Вопросы детям.
Почему так получилось?
О каких школьных правилах они забыли? (Слайд 9)
Взрослый спрашивает нескольких детей. Благодарит их за внима-тельность.
Воспитатель: Вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены. На уроках и переменах школьники ведут себя по-разному.
Сейчас я буду называть разные действия, если это делают школьники — на уроке, вы хлопните в ладоши. Если на перемене — топните ногами.
- читать,
- играть,
- разговаривать с друзьями,
- попросить у друга ластик,
- писать в тетради,
- отвечать на вопросы учителя,
- готовиться к уроку,
- есть яблоко
- и т.д.
Воспитатель: Играть в школе можно, но давайте вместе подумаем, когда играть, где, как и в какие игры.
Можно прыгать и бегать? (дети отвечают.)
Можно, но только на спортивной площадке или в физкультурном зале. А в классе или в коридоре от таких игр могут произойти неприятности. Какие, ребята?
(дети отвечают.)
Воспитатель: А еще? После таких игр трудно сразу успокоиться и на уроке ученик становится рассеянным, ему трудно понимать, слушать!
Можно поиграть, например, в настольные игры, в шашки, в шахматы. А есть и другие интересные и нешумные игры: «Ручеек», «Тише едешь — дальше будешь», «Путанка» и другие.
Вот мы с вами и поиграем с вами в игру «Снежинки». Когда я говорю «снежинки», вы, как снежинки, будете кружиться по классу. А как только я скажу «сугроб!», вы должны тут же собраться в группы. После слова «сугроб!» я назову число. Столько снежинок должно быть в вашем сугробе. Например, я скажу «сугроб, три», значит, вы должны собраться по трое. Всем понятно?
Воспитатель: Очень хорошо! Садитесь на свои места.
Задание «Рисунки-загадки»
«А теперь мы с вами снова нарисуем рисунки-загадки. Сейчас я раздам вам листы. На одной стороне листа нарисуйте школьника, а на другой стороне — дошкольника так, чтобы можно было сразу догадаться, кто, где нарисован.»
Можно задание упростить – попросить нарисовать атрибуты жизни школьника и дошкольника.
(Взрослый раздает детям листы, дети рисуют.)
Взрослый: А сейчас возьмите свои рисунки и поменяйтесь с соседом. Попробуйте угадать, где нарисован школьник, а где — дошкольник, и скажите об этом своему соседу.
3. Заключительная часть
Взрослый: Ребята, что вы сегодня узнали о школе? (дети отвечают.)
Итак, сегодня мы узнали, что в школу ходят для того, чтобы учиться, чтобы узнать много нового, что может пригодиться в жизни, что в школу ходят, чтобы внимательно слушать учителя, выполнять его задания, чтобы подружиться с ребятами в классе и доброжелательно относиться друг к другу. На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается. Благодарю вас всех за прекрасную работу.
Список литературы
- Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. / Под ред. Н.В. Пилипко— М.: УЦ «Перспектива», 2002. — 64 с.
- Алексеева Е.А. Программа «Раскрой в себе волшебника» (программа развития творческих способностей детей 4-7 лет) /Е. А. Алексеева/ Пермь, 2008
- Ломакина Е.В. Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста/ Е.В. Ломакина// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №9, 2008
|