Программное содержание:
- Познакомить с буквой «Ж», закрепить понятие о том, что звук «Ж» в русском языке всегда твёрдый согласный.
- Продолжить обучение делению слов на слоги, составлению предложения и записи его схематично с применением всех пройденных грамматических и синтаксических правил.
- Закреплять умение проводить самостоятельно звуковой анализ слова.
- Совершенствовать навык чтения.
- Развивать фонематический слух, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение.
- Воспитывать взаимопонимание.
Материал: фишки 3-х цветов, карточки с изображением животных, схемы слов, медальон с буквой «Ж», игрушки, пластилин, дощечки губка, ручка, тетрадь, магнитофон, доска.
Ход занятия:
Сегодня на занятии по обучению грамоте мы познакомимся с новой буквой, будем составлять и схематично записывать предложения, проводить звуковой анализ слова, делить слова на слоги, придумывать слова с заданным звуком.
Сейчас мы отправимся на необитаемый остров, а как вы думаете, на чем можно туда добраться? (Ответы детей).
Правильно, мы поплывем туда на корабле, который вчера с вами построили.
Сейчас я вам раздам картинки, вы должны назвать животное, которое там нарисовано, и определить количество слогов в этом слове. Правильный ответ дает вам возможность занять место на корабле. (Дети поочередно называют изображенное животное и кол-во слогов в данном слове)
Все заняли свои места? Тогда в путь, (включается аудиозапись морской тематики).
Наш корабль подходит к необитаемому острову. Нас встречает попугай Жако. Поздоровайтесь с попугаем.
Какой 1-й звук в его имени вы услышали? Когда мы произносили звук «Ж» вы почувствовали язычком преграду? Значит, какой это звук? (Ответ – твердый согласный).
Да, это согласный и его особенность в том, что он всегда твёрдый, у него нет мягкой пары. Что ты сейчас узнал про звук «Ж»? (ответ). А ты? (ответ ребёнка). Фишкой, какого цвета мы обозначаем твердые согласные? (ответ – синей). Звук «Ж» обозначается при письме этой буквой (показ буквы «Ж»). Она обозначена на медальоне попугая Жако, который висит на его шее – первая буква его имени.
Эта буква широка и похожа на жука,
И при этом точно жук издает жужжащий звук:
Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.
Ребята, Жако просит вас придумать слова со звуком «Ж», и определить место звука «Ж» в слове. (Ответы детей). Давайте попрощаемся с попугаем и пойдем дальше.
А вот и обезьяна, её зовут Жанна.
Какой 1-й звук в слове ЖЖЖанна вы слышите? (Ответ детей). Какой это звук: гласный или согласный? (Ответы детей). А твердый это звук или мягкий? (Ответы детей).
Теперь садитесь за столы и составьте предложение со словом «обезьянка». (Дети поочередно составляют предложения и под диктовку записывают его схематично). Сколько слов в этом предложении? (Ответ). Назови 1-ое слово, 2-ое. 3-тье. Что ставится в конце предложения? (Ответ).
На прощание Жанна просит вас повторить за ней чистоговорки.
Жа-Жа-Жа – посмотрите на ежа. Жу-Жу-Жу – на пенечке я сижу. Жи-Жи-Жи – ползут ужи.
Молодцы, попрощайтесь с обезьянкой, и пошли дальше.
ФИЗМИНУТКА
Посмотрите, кто идет нам навстречу. Да это же слоненок Жорик. Произнесите четко его имя, выделяя 1-й звук. (хоровой ответ – ЖЖЖЖорик).
Жорик учится в лесной школе и до сих пор не научился читать, давайте поможем ему прочитать слоги, записанные на доске: ЖА ЖУ ЖО. (Дети читают поочередно). А теперь прочитайте слова: ЖА-БА, ЖУК, КО-ЖА. ЖАР. Молодцы!
А сейчас давайте научим Жорика самостоятельно проводить звуковой анализ слова (дифференцированно – детям раздаются карточки с изображением предмета и количеством звуков в данном слове. Например: пожар, флажок, желудь, жаба и т.д.).
На память Жорику выполните барильефную лепку буквы, с которой мы сегодня познакомились.
Итог:
С какой буквой вы сегодня познакомились?
Как она звучит?
Охарактеризуйте этот звук. (По твердости и мягкости, по наличию или отсутствию преграды).
Каким цветом обозначается твердый согласный звук?
Вам понравилось путешествие?
Что тебе понравилось, какое задание помогло тебе узнать что-то новое?
Какое задание было самым трудным для вас?
Сегодня как никогда все были активными. Внимательными, аккуратными и старательными.
Чтобы на долго запомнили это путешествие, ваши новые друзья хотят подарить вам муляжи фруктов которые «выросли» в джунглях и понадобятся вам для игры в «Супермаркет».
А теперь давайте снова займем свои места на корабле и отправимся в обратный путь (включается аудиозапись морской тематики)
Вот мы и в детском саду.
|