Пособие рассчитано на детей дошкольного возраста от 4-х лет и может быть использовано для фронтальных занятий и индивидуальной работы.
Основная задача данного пособия –закрепление грамматически правильной речи у детей, а также дифференциация предметов по признаку «одушевленный» и «неодушевленный».
Уникальность данного пособия заключается в том, что детиовладевают правилами склонения частей речи в раннем дошкольном возрасте. Выработка этого навыка облегчает дальнейший процесс обучения грамоте в детском саду и начальной школе.
Пособие может быть использовано и для целей коррекции звукопроизношения, развития лексико-грамматического строя речи, а также развития связной речи и мелкой мускулатуры рук.
Пособие состоит из 2-х универсальных таблиц — «синей» и «красной», а также серии предметных картинок.
Скачать конспект
«Красная» таблица предназначена для работы с одушевленными предметами.
«Синяя» таблица используется для работы с неодушевленными предметами.
Предметные картинки не входят в комплект пособия.
Допускается использование любых, подходящих по размеру к таблицам, картинок. МЕТОДИКА РАБОТЫ С
ПОСОБИЕМ «МАЛЕНЬКИЙ ГРАМОТЕЙ»
Педагог выкладывает перед ребенком обе таблицы и набор предметных картинок, а затем предлагает ему выбрать картинки, подходящие к каждой таблице (дифференциация на одушевленные и неодушевленные предметы)
Далее ребенок берет по одной картинке и перемещает ее сверху вниз по таблице, проговаривая предложения, построенные по схемам, указанным на каждой строке.
Педагог, в случае необходимости, корректирует речь ребенка и закрепляет вместе с ним правильный вариант.
Важным моментом при работе с данным пособием является четкое проговаривание педагогом (вместе с ребенком) окончаний слов, что позволяет ребенку правильно дифференцировать их.
Работа с пособием может быть построена по принципу постепенного усложнения грамматических конструкций, которые ребенок использует в своей речи.
ВАРИАНТЫ УСЛОЖНЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ
- Склонение отдельных слов (существительных ед. и мн. числа)
- Склонение словосочетаний (прилагательное + существительное, притяжательное местоимение + существительное (мамино кольцо), числительное + существительное, причастие + существительное (читающий мальчик), все – ед. и мн. числа
- Склонение сложных грамматических конструкций (числительное + прилагательное + существительное ед. и мн. числа)
- Склонение нескольких прилагательных, обозначающих разные признаки и свойства предмета/объекта, которые могут быть использованы в сложных грамматических конструкциях (напр.: два маленьких пушистых котенка)
- Построение сложноподчиненных предложений с предлогами и союзами «который» для родительного, дательного, винительного, творительного и предложного падежей (Например: я подошел к белому лохматому щенку, который лежал на крыльце) и «потому что» для творительного и предложного падежей (Например, я доволен своим рисунком, потому что он понравился маме и папе)
- Построение небольших связных рассказов на основе таблицы. Рассказы составляются от первого лица и очередность построения предложений вариативна и зависит от замысла. Некоторые части предложения могут проговариваться педагогом.
Пример связного рассказа на основе таблицы. Текст, заключенный в скобки, может проговариваться педагогом для стимуляции словотворчества ребенка. В дальнейшем, дети самостоятельно справляются с заданием по составлению коротких рассказов и с удовольствием придумывают разные сюжеты.
Рассказ «Щенок»
(Я всегда думал о щенке, который) стал бы мне другом (предложный падеж)
(У меня никогда) не было щенка (родительный падеж).
(Однажды я увидел белого пушистого щенка), который сидел под скамейкой (винительный падеж)
(Я подошел к щенку), и погладил его (дательный падеж).
(Я был очень доволен щенком), который охотно играл со мной (творительный падеж).
(Теперь щенок) мой лучший друг! (именительный падеж)
Комментарий: Опираясь на таблицу, можно не только составить связный текст (рассказ), но и
предложить ребенку потом пересказать его, тренируя внимание и память. ЭТО (КТО)?
НЕТ (КОГО)?
ПОДОШЕЛ (К КОМУ)?
ВИДЕЛ (КОГО)?
ДОВОЛЕН (КЕМ)?
ДУМАЛ (О КОМ)? ЭТО (ЧТО)?
НЕТ (ЧЕГО)?
ПОДОШЕЛ (К ЧЕМУ)?
ВИДЕЛ (ЧТО)?
ДОВОЛЕН (ЧЕМ)?
ДУМАЛ (О ЧЕМ)? ПРИМЕРЫ ПРЕДМЕТНЫХ
КАРТИНОК
|