Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №38» г. Сыктывкара Потолицына Вера Михайловна
Образовательная ситуация «Путешествие по сказкам»
(учитель-логопед встречает детей в музыкальном зале)
Образовательные задачи. Формирование умения различать гласные и согласные звуки, мягкие и твердые звуки. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Закрепление умения дифференцировать звуки [р ] – [л ]. Закрепить навыки словообразования.
Развивающие задачи. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, наблюдательности. Развитие умений самостоятельно пользоваться объяснительной стороной речи в процессе обсуждения сказки и подбирать пословицы к содержанию произведения.
Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Ход:
1. Ребята, к нам сегодня пришло много гостей, поприветствуем их.
- Что вы почувствовали, увидев большое количество гостей?
- У наших гостей хорошее настроение. Они все улыбаются.
- У меня тоже яркое, солнечное настроение. Как вы думаете почему?
(у педагога цветная ленточка присутствует на одежде)
- Эта необыкновенная ленточка-помощница, она поможет нам сыграть в игру и узнать ваше настроение сегодня?
2. Упражнение «Бусы»
Дети стоят в кругу. Сделайте из пальцев левой руки круг, соединив все пальчики вместе. Продеваем ленточку в бусинки и называем свое настроение. Замечательное настроение и великолепные бусы получились.
3. Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, какие необычные предметы появились у нас в музыкальном зале?
- В каких сказках встречаются эти необычные предметы?
- А что такое сказка?
- Сказка – это волшебный мир.
- Сказка – это чудо.
- Сказка – это приключения.
- Сказка – правда, в ней намек, добрым молодцам урок.
Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательно победой над злом. В любой сказке есть мудрость. И сегодня мы можем вспомнить мудрости из разных сказок и обсудить, пригодятся ли они нам в жизни?
- Кто бы из вас желал попасть в сказку и узнать премудрости?
- Как обычно попадают в сказку?
- Отправиться в путешествие помогут нам волшебные предметы. Герои сказок уже ждут нас. Возможно, в пути нас ожидают самые различные чудеса.
- В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
-Ну что ж, выбирайте себе волшебный предмет, и он нам поможет попасть в сказку.
4. Вы совершенно правильно заметили, что волшебных предметов меньше, чем нас. Как бы вы поступили при такой ситуации?
(дети делятся на пары, придумывают волшебные слова. Для опоры детям на слайде выложены картинки знакомых сказок: «Снежная королева», «Буратино», «Цветик-семицветик», «По щучьему велению». Дети выбирают волшебные слова или же придумывают свои.)
Речевое творчество «Придумай волшебные слова»
- Теперь можно отправиться в путешествие.
(педагог прикасается к интерактивному экрану палочкой. На экране появляется картинка с изображением золы и слово ЗОЛА)
- Она красива и мила и имя её от слова «зола».
- Отгадайте, в какую сказку мы попали?
(на экране появляется изображение Золушки)
Золушка одна сидит
У нее печальный вид.
Мачеха на бал ушла
Ей задание дала:
Игра «Помоги Золушке разложить овощи и фрукты»
– Перепутаны картинки
Что в лукошко?
Что в корзинку?
[Р ] и [ Л] мы различаем
И картинки разбираем.
Надо помочь Золушке.
- Предметные картинки со звуком [ Р] будете класть в корзинку.
- Предметные картинки со звуком [Л ] будете класть в лукошко.
(Предметные картинки: яблоко, помидор, горох, морковь, свёкла, груша, лук, картошка, виноград, клубника)
Молодцы, теперь Золушка может отправляться на бал.
Вспомните, какой овощ превратился в карету. (Тыква)
(на интерактивном экране картинка из сказки, где тыква превращается в карету)
Игра «Определи количество слогов»
- Определить количество слогов в слове тыква (2 слога) и подобрать картинки с таким же количеством слогов (горох, морковь, свёкла, груша)
Замечательно, но в корзине Золушки остались ещё слова – попробуйте определить, что в них общего?
-Определитена какие группы можно разделить эти картинки? (яблоко, лук, помидор, картошка, виноград, клубника) – овощи, фрукты, ягоды.
И так, Золушка очень рада, что мы ей помогли на бал попасть.
- Какую мудрость несет эта сказка? (Добро, трудолюбие, дружба, послушание, уважение к старшим.) Замечательные качества, которые нужны людям.
А мы отправляемся в следующую сказку.
- Говорим волшебные слова: «»
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей.
Игра «Следы каких звуков?»
(На полу выложены следы красного, синего и зеленого цвета).
- Как вы думаете, кто оставил эти цветные следы? (Это жители страны Граматейки)
- В какую сказку они нас ведут? Отгадайте загадку.
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться.
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка).
- Что строили поросята? Какие у них были дома? (Из соломы, из веток, из камня)
- Поросята пригласили к себе на новоселье лесных жителей (птиц, животных, насекомых)
- Кто к кому пойдет в гости? Нам необходимо помочь им в этом.
- Дети берут в руки следы.
- Какие звуки здесь прошли? (Красные – гласные, синие – согласные твердые, зеленые – согласные мягкие.)
- Определите, кто к кому пойдет в гости.
(Предметные картинки: бабочка, улитка, сорока, лиса, белка, сова, енот, жук, волк, лось, медведь, олень, ужи, синица, лебедь, ёжик, утка).
Спасибо вам большое. Теперь лесные жители будут жить дружно и весело, а нам пора отправляться дальше.
- Какую мудрость несет эта сказка? (Дружба, семья, согласие, радость)
6. Заключительная часть.
На этом наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться обратно в детский сад. Говорим волшебные слова:
«»
- В каких сказках мы побывали?
- Чему эти сказки вас научили? С какими качествами героев сказок вы познакомились? (Дружба, трудолюбие, уважение к старшим, терпение, согласие, добро).
- Какие пословицы можно подобрать к этим качествам?
Жизнь дана на добрые дела.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Добро не забывается.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Где смелость – там и победа.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Ласковое слово – что весенний денек.
Рефлексия: Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? — Что для вас было труднее всего?
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
- И чтобы добро действительно побеждало зло, мы сейчас с вами соберем большое-большое сердце доброты.
Игра «Сердце доброты»
На ковре лежит большое сердце из бумаги. Дети берут карточки с картинками и надписями, читают и приклеивают их на сердце. Слова: добро, дружба, послушание, уважение, трудолюбие, семья, радость. (Работа детей сопровождается аудио записью песни «Если добрый ты»).
- Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать во всем. Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас, входит в ваше сердце. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.
- На экране появляется сердце.
- Дети дарят гостям маленькие сердечки и воздушные поцелуи.
Всем спасибо.
|