Анисимова Е. В., учитель – логопед МБДОУ «Детский сад №19» г. Канаш Чувашской Республики
Задачи
Коррекционно – образовательные:
- развивать умение выделять в слове лишний звук, ориентируясь на маркеры звуков
- совершенствовать умение выделять в слове второй слог и находить его среди предложенных слогов
- продолжать формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
- формировать лексико-грамматический строй речи
- закрепить навык использования прилагательных и умения образовывать относительные прилагательные
Скачать конспект
Коррекционно – развивающие:
- развивать динамическую координацию крупной моторики
- совершенствовать динамическую координацию пальцев рук в играх с речевым сопровождением
- упражнять в умении чередовать спокойные движения и прыжки в зависимости от характера музыки.
Коррекционно – воспитательные:
- совершенствовать умение работать в подгруппе
- формировать навыки доброжелательности.
Оборудование: маркер «Звук и буква, предметные картинки (гусеница, береза, рябина, мячи, черепаха, батон, банан, скамейка, синица, курица), карандаши, тетради, звуковые фишки, схемы слогов, «бревнышки» с прямыми слогами (се, ре, би, ре, чи, нек, тон, ни, нан, ри), карточки со словами (танцуй, беги, сядь, лети, рисуй, пей), схемы слов, маркеры к игре «Мой, моя, мое», схемы слов для формирования структурно-семантического анализа, схемы предлогов, мнемотаблица, «чудо – песочница», чудо-яблоня, яблоки, корзина, ИКТ, презентация.
Ход:
Логопед: Проходите ребята, поздоровайтесь с гостями. А теперь поздороваемся друг с другом. Встаньте в круг.
Распевка-приветствие «Здравствуйте»
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну, которая называется Грамматика. (Слайд). Посмотрите на экран. Управляет страной королева Грамматика. Вы должны работать, как единая, дружная команда, отвечая, поднимайте руку. Тогда мы преодолеем все трудности.
СЛАЙД Раздается голос: «Ребята, я чудо-яблоня. Мои ветви ломаются под тяжестью яблок. Помогите. Снимите яблоки. Но яблоки непростые, чтобы их снять с дерева, надо выполнить задание.
Логопед: Да, ребята, вас ждут интересные задания – ловушки. Будьте внимательны. Глазки внимательно смотрят (зажмурьте крепко глаза, откройте), ушки внимательно слушают (потрем ушки, пощипаем ушные раковины). Вот мы и готовы к выполнению сложных заданий! Мы команда!
1. Задание — разминка «Назови согласный звук».
Логопед: Перед дорожкой предлагаю присесть на пенечки и послушать внимательно первое задание. Если мы его выполним, то поможем яблоньке. Назовите согласный звук, который дважды слышится в слове (барабан, дудочка, мультфильм, шишка, вертолет)
Логопед: Правильно. (Женя, сними первое яблоко и положи его в корзину).
Задание №2 «Назови и напиши лишний звук»
(Я назову три звука, вы должны подумать, назвать лишний звук, объяснить почему он лишний и написать портрет звука в чудо-песочнице.
А М О Й Щ Ч
ЛЬ НЬ Р Х Ж Ш
В П З ФЬ С К
Логопед: Все верно, вот ребята второе яблоко.
Задание №3 «Задание с картинками» СЛАЙД
Логопед: В путь, ребята. Впереди глубокий овраг. Чтобы его преодолеть необходимо выполнить следующее задание.
Логопед раздает детям картинки (гусеница, береза, рябина, мячи, черепаха, батон, банан, скамейка, синица, курица). Назовите картинку. Затем выделите в слове второй слог. Найдите бревнышко со своим слогом. (се, ре, би, ре, чи, мей, тон, ни, нан, ри).
Логопед: Я предлагаю построить мостик из бревнышек и перейти овраг. Прекрасно! Умнички! Вот вам третье яблоко.
Задание №4 Чистоговорки «НАСЕКОМЫЕ»
Овраг остался позади, а перед нами поляна.
РЫ – РЫ – РЫ — зажужжали комары (машут кистями рук)
РОВ – РОВ – РОВ — отгоняем комаров (отгоняем комаров)
ЗА – ЗА – ЗА — прилетела стрекоза (машем прямыми руками)
ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – длиннокрылые стрекозы
КИ – КИ – КИ — рогатые жуки (показываем пальчиками рожки)
КИ – КИ – КИ — ползают жуки
ВЯК – ВЯК – ВЯК — вот ползет червяк (плавные движения кистью руки)
ЛА – ЛА – ЛА – на цветке сидит пчела (стучим пальчиками по правой ладони)
СА – СА – СА — полосатая оса
СУ – СУ – СУ — не боимся мы осу (вертим головой)
Задание №5 Игра «Мой, моя, мое» (маркеры)
Логопед: Идем дальше. Посмотрите на мольберт. Что обозначают эти схемы? (Это схемы слов).
Что обозначает первое слово? (Первое слово обозначает живой предет)
На какой вопрос отвечает слово, обозначающее живой предет? (Кто это?)
Что обозначает второе слово? (Второе слово обозначает неживой предет).
На какой вопрос отвечает слово, обозначающее неживой предет? (Что это?)
Логопед: Придумайте и назовите слова, обозначающие живые и неживые предметы про которые можно сказать мой, моя, мое, ориентируясь на маркеры (девочка, мальчик, солнце).
Логопед: Ребята, вы на верном пути! Снимите следующее яблоко. Какое оно по счету? (четвертое)
Задание №6
Логопед: Внимательно посмотрите и скажите, схема какого слова представленна на мольберте? (Схема слова, обозначающего действие предмета)
Логопед: На какой вопрос отвечает слово, обозначающее действие предмета? (Что делает?)
Приведите пример.
Игра «Веер»
Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Веер». Дети вынимают из веера карточку, читают, выполняют задание, пишут слово на мольберте. (Иди, беги, пей, сядь, лети, рисуй). Один ребенок пишет слово на мольберте, другие выполняют задание.
(Женя вынимает карточку, читает, мы выполняем задание, а Женя пишет это слово на мольберте)
Логопед: Вот вам следующее яблоко. Какое оно по счету? (пятое)
Задание №7 Физкультминутка «Река и ручейки»
А сейчас нам предстоит переплыть большую реку и перепрыгнуть через маленькие ручейки.
Сначала мы с вами проговорим небольшое стихотворение. Использую мнемотаблицу.
Речка, речка, быстротечка! Почему спешишь ты, речка,
Из ущелий на простор, прыгая с высоких гор?
Дети изображают плавцов, переплывая реку (спокойная музыка).
Характер музыки меняется-перепрыгивают через ручейки.
Логопед: Схема какого слова представлена на мольберте? (Слова, обозначающего признак предмета).
Логопед: На какие вопросы отвечает это слово? (Отвечает на вопрос: Какой? Какая? Какое?)
Логопед: Это поляна «Игрушек». Все игрушки перепутались. Разделите игрушки на группы. Прочитайте, какие игрушки будут в первой группе? (из пластмассы), во второй группе (из дерева), в третьей группе (из резины), в четвертой группе (из металла).
Логопед: Расскажите, какие игрушки вы собрали. Умнички! Так держать! Следующее яблоко сняли с дерева. Какое по счету (шестое).
Задание №7 Игра «Чей, чья, чье?» (Слайд)
Картинки: хвосты животных (лиса, волк, заяц, медведь, мышь).
Логопед: Посмотрите на экран и скажите части тела каких животных представлены на экране. Чей хвост? И чьи лапы?
Логопед: Вот вам следующее яблоко. Какое оно по счету? (седьмое)
Пальчиковая сказка «Рукавичка».
Из-за леса, из-за гор Дети шлепают ладошками по коленям.
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил Показывают обратную сторону ладони с
вытянутым вверх большим пальцем – жест
Рукавичку обранил. «Рукавичка».
Мышка по полю бежала, «Бегают» пальчиками одной руки по другой руке.
Рукавичку увидала. Жест «Рукавичка»
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Мышку здесь никто не ждет? Грозят пальцем.
Стала жить-поживать, звонко песни распевать. Хлопки.
Зайка по полю бежал, Жест «Зайчик»
Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка»
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке
Звонко песенку поет? Хлопки.
Мышка зайку пригласила, Зовут, жестикулируя правой рукой.
Сладким чаем напоила. Вытягивают вперед руки,
ладошки вытягивают в виде чашечки.
Зайка прыг, зайка скок, вкусных пирогов напек. «Пекут» пирожки.
Как по полю шла лисичка, Мягкие движения кистями рук.
Увидала рукавичку. Жест «Рукавичка»
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поет? Хлопки.
И лисичку пригласили. Мягкие движения кистями рук.
Пирожками угостили. «Пекут» пирожки.
Стала жить там поживать,
Пол метелкой подметать. Движения руками влево-вправо.
Мишка по полю гулял, Стучат кулачками по коленям
Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка»
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поет? Хлопки.
Звери испугались, Сжать пальцы рук в «замок».
В страхе разбежались. Развести руки в стороны.
Задание №8 Игра «Придумай предложение»
Логопед: А вот следующее задание. Что за схема представлена на доске? (Схема предложения)
Из чего состоит предложение? (Из слов)
Сколько слов в этом предложении? (Четыре)
С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой).
Что обозначает на схеме третье слово? (Маленькое слово предлог).
Как пишется предлог? (Отдельно от слова)
Ребята, слово – предлог маленькое слово. Но очень важное. Как вы думаете изменится ли смысл предложения, если предлог потеряется. (Да)
Что ставится в конце предложения? (Точка)
Придумайте предложение к данной схеме, используя разные предлоги.
Логопед: Замечательно! Вот и еще одно яблоко сняли с дерева. (восьмое)
Логопед: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. (Слайд)
Яблоня благодарит вас. (СЛАЙД)
Королева Грамматика прощается и передает вам небольшое послание. Посмотрите на слайд. Назовите картинку, определите первый звук в слове и по первым звукам составте новое слово. Последним будет звук Ы.
Логопед: Давайте назовем картинки.
Картинки: машина, облако, лопата, ослик, дом, цыпленок, Ы (МОЛОДЦЫ)
Ребята, вы самые лучшие. Я вами горжусь. Вы, единая и дружная команда!
Итог.
О чем мы сегодня с вами говорили?
Какие задания для вас показались тяжелыми?
Кто помог тебе решить эту проблему?
Какое задание вам понравилось?
Что вас удивило?
|