Если ребёнок часто устраивает истерики.
Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов , чтобы выразить свои потребности. Неудовлетворённость от непонимания накапливается и выливается в слёзах криках. Ребёнок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно, находится в стрессовом состоянии. Причин этому может быть множество – слишком высокие, или напротив, слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его нуждам или жесткие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.
Как предотвратить проблему.
Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций.
Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребёнку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и под присмотром), т. е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы действия ребёнка не угрожали безопасности его и окружающих. Помните, что цель такого поведения – добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.
Если своей истерикой ребёнок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальшн от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ НОРМАЛЬНО, когда этот человек начинает мешать остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (к детям)».
Попросите, чтобы вместе с вами за малышом понаблюдали более опытные люди, - возможно, вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребёнка на истерики.
Если ребёнок вынуждает вас делать покупки.
Это вполне распространенное явление. Чаще всего требованием покупок дети пытаются компенсировать недостаток внимания к себе со стороны взрослых. Новая игрушка, шоколадка вызывают чувство удовлетворённости на некоторое время, но не на долго.
Кроме того, причиной такой требовательности могут быть неустоявшиеся интересы: сегодня это – рисование, завтра – динозавры и т.д.
Особое значение требование покупок может иметь в 4-5 лет. В этом возрасте дети начинают приобретать друзей, а поводом для привлечения внимания служит предмет (игрушка, конфета, новое платье).
Как предотвратить проблему.
Постарайтесь, чтобы ребёнок не испытывал дискомфорта от недостатка проявлений вшей любви и заботы. Вовсе не обязательно делать для этого покупки – шишка из леса от «зайчика», горсть желудей «из белкиного дупла» вызовут не меньше радости, разбудят воображение.
Всегда предупреждайте ребёнка о готовящемся походе в магазин за покупками специально для него. Момент выхода в «свет», выбор покупки, участие в расчетах за неё вполне сообразны потребностям ребёнка в социальных навыках и принесут удовлетворённость.
Не лишайте ребёнка права участия в обсуждении и планировании расходов семьи.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
Если требования покупок неравномерны, не сообразны с вашим бюджетом и принимают характер истерик, старайтесь не обращать на такое поведение внимания, только следите, чтобы действия ребёнка не угрожали безопасности его и других.
Если ребёнок слишком много смотрит телевизор.
Чаще всего родители не ограничивают время, проводимое детьми у телевизора, не выбирают, какие программы можно смотреть, не следят, какие ценности пропагандирует та или иная передача, не пытаются помочь ребёнку осмыслить то, что он смотрит. Тогда дети обычно начинают использовать в своих играх фрагменты, заимствованные из телепередач, и их игры становятся агрессивными, шумными и опасными.
Для девочек такими же агрессивными по своей морали являются сериалы: модель поведения, которую они выносят из сюжета, совершенно не соответствует действительности.
Как предотвратить проблему.
Посмотрите сами те передачи, которыми увлечены ваши дети, чтобы познакомиться с главными героями и попытаться понять, что их делает такими привлекательными для детей.
Замените время просмотра наиболее неподходящих, на ваш взгляд, телепередач прогулкой, совместной игрой, чтением книги.
Побуждайте ребёнка рассказывать о том, что он увидел, понял в телепередаче. Задавайте вопросы о том, в каких случаях ему могут пригодиться эти знания.
Если ребёнок испытывает страхи.
Страхи возникают потому, что у дошкольников сильно развито воображение, и потому, что как раз в этом возрасте в их сознании начинают возникать причинно-следственные связи, например: «Если темно – не видно опасности, а если её не видно – я смогу защитить себя». Дети переживают период конфликта с собой, когда они хотят быть независимыми и в то же время им ещё нужна защита взрослого.
Некоторые одарённые дети проявляют повышенные страхи из-за того, что у них сильно развито воображение, интеллект. В их голове возникают самые неимоверные взаимосвязи, и то же время правильно относиться к ним ребёнок ещё не умеет.
Страх перед чудовищами может представлять собой проявление повышенной тревожности ребёнка. У детей раннего возраста страхи могут развиваться в следствии того, что мир для них всё ещё остаётся далеко не совсем понятным. Переживать страхи – это нормально, если только они не начинают мешать ребёнку играть, заводить друзей и быть самостоятельным (в разумных пределах).
Как предотвратить проблему.
Создайте у ребёнка ощущение безопасности. Это можно сделать, соблюдая режим, находя время для общения с ним. Относитесь с уважением ко всем чувствам малыша, даже если вам не нравиться, как он себя ведёт: «Я вижу, ты испугался. Думаю, я тоже испугался бы этой большой собаки».
Разными способами помогайте ребёнку выразить свои страхи и опасения. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, сочинить страшные истории и записать их. Почитайте книжки, лучше всего традиционные сказки, в которых говорится о том, как героям удалось преодолеть трудности и спастись от опасностей.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
Не поддавайтесь соблазну сказать что-то вроде: «Нечего тут бояться». Никогда насильно не заставляйте ребёнка сделать то, чего он боится.
Старайтесь поддерживать его: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня.
Если ребёнок ябедничает.
Это явление обычно возникает, как попытка привлечь к себе внимание. Дети часто ябедничают, считая, что могут, возвысит своё «Я» за счёт представления других детей в дурном свете.
Как предотвратить проблему.
Как можно чаще проявляйте к своему ребёнку заботу и внимание, говорите ему о положительных чертах его характера.
Предлагайте рассказать что-нибудь хорошее о его приятелях.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
Постарайтесь уделить «ябеде» минимум внимания, но не обрывайте его и не отчитывайте, ведь, не дослушав ребёнка, вы никогда не поймёте, что движет им – желание «настучать» или желание поделиться важной информацией.
Попросите малыша поговорить о поступке, о котором он сейчас вам рассказывает, с ребёнком, его совершившим, а не с вами.
Спросите «ябеду», как бы он сам поступил в подобной ситуации. Похвалите ребёнка, когда он просто беседует с вами: «Мне очень приятно говорить с тобой, когда ты не ябедничаешь».
Если ребёнок обманывает.
Все маленькие дети иногда говорят неправду. В большинстве случаев они делают так потому, что не считают это чем-то недопустимым или безнравственным. Они убеждены, что нет ничего плохого в том, чтобы соврать, если этим поможешь другу или избежишь наказания. Никакие лекции, нотации, внушения тут не помогут и поведения не изменят.
Вместо этого взрослые должны перестать ставить детей в такие ситуации, когда они вынуждены лгать, «чтобы спасти своё лицо». В отдельных случаях мы должны просто прощать, относя это на счёт поведения, типичного для маленького ребёнка.
Иногда можно принять за ложь фантазии малыша. К обману они никакого отношения не имеют.
Как предотвратить проблему.
При всякой возможности старайтесь показать ребёнку разницу между миром фантазии и реальным миром: «Конечно, играть в Бетмана интересно, но он не настоящий, его придумали писатель, а потом сняли фильм».
Постарайтесь не ставить ребёнка в ситуации, когда он будет вынужден оправдываться. Не спрашивайте: «Почему ты так сделал?» - лучше спросите: «Что произошло, когда вы поссорились?». У ребёнка должно развиваться чувство собственного достоинства. Это возможно только тогда, когда он будет твёрдо знать, что его любят и принимают в любых ситуациях.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
Если ребёнок врёт вам прямо в глаза, не уличайте его, не ругайте. Если вы твёрдо знаете, что ребёнок сейчас лжет, скажите: «Ты рассказал очень интересную занимательную историю», - давая ему понять, что отличаете ложь от правды. Никогда не спрашивайте у малыша, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому, что это как раз и поставит его в ситуацию обмана.
Упорное враньё – сигнал того, что бы быть более значимым для окружающих. Если обман связан с отрицанием факта совершения поступка, скажите: «Мы все иногда поступаем не так, как нужно. Ты хороший человек, давай вместе решим, что нужно сделать».
Если ребёнок упрямится.
Причинами такого поведения далеко не всегда являются личные особенности ребёнка. Чаще всего это реакция на необоснованные требования взрослых, слишком регламентирующих, лишающих дошкольника инициативы и самостоятельности.
Подумайте, прежде чем предпринимать «ответственные меры». Что значит «упрямиться?» проанализируйте примеры упрямства. Спросите других членов семьи, как отзывается ребёнок на их просьбы и предложения.
Как предотвратить проблему.
Если всё дело в ваших действиях – начинайте с себя. Пересмотрите ваши собственные требования к послушанию ребёнка. Выделите ему достаточное пространство для проявления самостоятельности и инициативы.
Измените свой словарь. Исключите выражения, подчеркивающие негативные стороны действия ребёнка: «опять ты упрямишься», «делаешь мне на зло» и т. п. напротив, используйте слова подчёркивающие эффективность действий, инициативы малыша: «Ты решил сам надеть ботинки, и у тебя всё получилось», - характеризующие его лучшие стороны и достижения: «Я любуюсь твоими игрушками – там такой порядок»; «Я так рада, что ты не забыл положить щетку на место». Кому же не захочется повторять и повторять свои хорошие действия, если мама сама их видит и так приятно оценивает?
Попробуйте разобраться, чего не любит ребёнок и чем совершенно безболезненно для него и вашего родительского авторитета это можно заменить. Например, ребёнок категорически отказывается в купании в ванне. Нельзя ли заменить это принятием душа? Следует также спросить его самого, что может сделать купание в ванне приятным.
Не пытайтесь «переупрямить» упрямца. Вы можете сдаться быстрее, и тогда тон и в другой раз найдёт, как применить свою власть над вами.
Если ребёнок не желает заниматься "серьёзными делами".
Следует сразу оговориться: у детей и взрослых совершенно разные представления о том, что серьёзно и важно, а что бесполезно и бестолково.
Если, на взгляд взрослых, ребёнок не желает заниматься – считать, запоминать буквы, сидя на диване под вашим бдительным присмотром, оставьте его в покое – это не дошкольник не желает заниматься серьёзными вещами, это вы предъявляете ему неправомерные требования.
Посмотрите, как он играет в песке, с куклами, машинками или солдатиками. Спросите, сколько у него кукол, солдатиков… называет число? Считает? Вы этого и хотели.
Но вот если ребёнок не играет, это уже проблема, которая должна вас серьёзно встревожить.
Как предотвратить проблему.
Не навязывайте ребёнку своё представление о том, что он должен делать.
Если вы хотите непременно чему-либо научить его, посмотрите, во что он играет, включитесь в его деятельность и в процессе игры вместе с ним «научитесь важному делу».
Позволяйте ребёнку вдоволь играть с другими детьми, сверстниками, более старшими и младшими. Совместная игра – хорошая школа. Если вы боитесь, что старшие научат дурному, вспомните, что ещё никому никого не удавалось изолировать от негативных явлений жизни. Важно, не то, чтобы ребёнок никогда не увидел плохого от других, а то, чтобы он умел противостоять дурному. Это возможно, если вы научили малыша самоуважению.
Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка своевременно появились соответствующие его возрасту и интересам игры. Дело не в количестве, а в их развивающем воздействии. Не надейтесь, что ваша задача будет выполнена в момент покупки. Играйте вместе.
Если в семье появился ещё один ребёнок.
Появление нового ребёнка в семье всегда знаменует собой большие перемены – независимо от того, родился ли этот ребёнок у родителей, будет ли он ребёнком нового папы или мамы или его усыновят.
Как предотвратить проблему.
Рассказывайте детям о том, откуда берутся и как появляются на свет дети. На этот счёт существует много детских книг, которые могут объяснить это простым и естественным образом. Можно сделать это, когда у домашних животных появляется потомство.
Поговорите с детьми о том, какими разными способами создаются семьи, в том числе и об объединении семей, усыновлении.
Разъясните, где и как развивается ребёнок до рождения.
Обратите внимание на то, что прежде чем младенец вырастет до того состояния, когда с ним можно будет играть, должно пройти много времени. Объясните, что за маленькими нужно много ухаживать, поэтому взрослые гораздо больше заняты маленькими. Ведь когда ваш ребёнок был новорождённым, за ним ухаживали точно так же.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
Как можно больше привлекайте ребёнка к приготовлениям к рождению малыша, тогда он будет чувствовать себя важным и нужным.
Необходимо в течение дня выделить время, посвящённое только старшему ребёнку, - почитать, поговорить, поиграть.
Дайте ребёнку возможность рассказывать близким родственникам о том, как развивается малыш, что умеет делать, чему его «научил» он, старший.
Примите как должное ревность, и даже ненависть, которые могут возникнуть у старшего. Учтите, что многие дети, после того как родился, хотят «сдать его обратно». Предложите разные способы выплеснуть свои чувства и эмоции – рисовать, мять тесто, играть в куклы, с песком и водой.
Развод и новый брак.
Хотя развод родителей в наши дни стал очень распространенным явлением, эмоционально его воздействие на ребёнка от этого не стало менее тяжелым. Возможно, вы сталкивались с некоторыми изменениями в поведении ребёнка – духом противоречия, вспыльчивостью, агрессией, плаксивостью, инертностью и т.п.
Как предотвратить проблему.
При помощи книг, картинок познакомьте ребёнка с разными типами семей. Ребёнок должен понять, что детей любят и о них заботятся в любых семьях: и в таких, где есть только мама или папа, и в таких, где есть только бабушка и дедушка, и в семьях с приёмными родителями. На доступных примерах, с помощью картинок дайте понять, что такое изменение в природе и в жизни. Дайте детям возможность выплеснуть все накопившиеся чувства и эмоции – вволю рисовать, лепить, играть с песком и водой, двигаться под музыку.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
Дайте ребёнку ясно понять, что развод произошёл не по его вине, что он ничего не мог сделать или не сделать такого, что бы остановило родителей. Помогите ребёнку увидеть положительные стороны развода: «Нам с тобой станет легче, потому что больше никто не будет ругаться».
Не старайтесь объяснять малышу, что ничего особенного не происходит, ведь он переживает столько отрицательных эмоций и столько боли. Не следует из-за того, что ребёнок переживает боль, всё прощать ему, «носиться» с ним. Ему будет легче, если он будет поставлен в устойчивые и чётко обозначенные границы. Поддерживайте все правильные проявления его поведения.
Учтите, что ребёнку, чьи мама и папа вступают в новый брак, нужно, чтобы его уверили в том, что из-за нового мужа или жены, сводных братьев и сестёр никто не будет любит его меньше. Просто в его жизнь войдут другие люди, которые тоже будут любить его и заботиться о нём, а может быть, на свет появится маленькие братики и сестрички, с которыми он сможет играть.
|