Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Нужны ли наказания?'

Консультация для родителей: Нужны ли наказания?Наказание – палка о двух концах. Оно больно бьёт и по родителям, и по детям. Надо ли наказывать малыша? Что делать, если малыш не слушается? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим причин непослушания.

 

Зарубежный психолог Р. Дрейкурс выделил 4 цели неправильного поведения или непослушания:

· получение большего или дополнительного внимания: ребенок полагает, что «если я добьюсь внимания, меня будут ценить», ребенок успокаивается и верит, что он значим, когда он в центре внимания; чувство взрослого, которое сигнализирует о наличии этой проблемы у ребенка – раздражение;

· дети, желающие чем-то выделится и разочаровавшиеся, могут обратиться к следующей цели: добитьсявласти («все обязаны делать, то, что я хочу»), дети могут пользоваться не только силой (агрессия, упрямство, капризы), но и слабостью (болезни, страх), чувство взрослого – злость;

· если разочаровавшийся ребенок приходит к выводу, что с помощью власти он все равно не может найти положение среди людей, то он выбирает 3-ю цель – стремление отомстить, ребенку кажется, что ему нанесли вред другие люди или обстоятельства, единственный способ добиться ощущения своей значимости – отомстить за себя; ребенок может ломать вещи, вредить людям; чувство взрослого – его обидели, задели, некоторое желание мстить;

· неадекватность – полный уход от самостоятельного решения проблемы, если все предыдущие цели оказались безуспешными. Убеждение ребенка – оставьте меня в покое. Чувство взрослого – бессилие.

Процесс воспитания не может обойтись без наказания. Наказывая ребенка, вы учите отвечать его за последствия своих поступков.

К сожалению, родители не всегда себя сдерживают, чтобы не поднять руку на ребенка. Многие задают шлепки и подзатыльники не задумываясь, по привычке. Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей.

Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние и желание исправится, а совсем другие чувства:

· возмущение и обиду: «Это несправедливо. Я не заслужил такого обращения»;

· месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними поквитаюсь»;

· протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему»;

·   изворотливость, трусость: «В следующий раз я постараюсь не попасться»;

· снижение самооценки «Я плохой».

Наказания могут не понадобиться, если соблюдать следующие правила:

1. Действуйте согласно законам развития ребенка. Например, позволяйте ему много двигаться, не тормозите его любознательность.

2. Попробуйте отвлечь, переключить внимание капризули.

3. Позволяйте попробовать на собственном опыте, «что такое хорошо и что такое плохо» (пусть потрогает весьма теплый чайник и узнает, что об него можно обжечься).

4. Свод запретов не должен превышать 7 пунктов. Все они обоснованы и не отменяемы (нельзя играть у дороги, нельзя сидеть на подоконнике у открытого окна и т. д.).

5. Растолковывайте правила доступным языком, не надо читать длинные нотации. Говорите просто и ясно («Отпусти кошку, ей больно»).

6. Делайте акцент на том, что хорошо, а не на том, что плохо. Не надо говорить: «Не лезь в лужу», а скажите: «Молодец, обошел лужу и ноги сухие».

7. Создайте необходимую среду для роста и развития (организуйте творческий уголок, место, где можно вволю покувыркаться).

8. Не навязывайтесь и помогайте тогда, когда ребенок об этом просит.

9. Соблюдайте разумную альтернативу («Нельзя шуметь в помещении, но можно покричать на улице, в лесу»).

10. Нельзя говорить одно, а делать другое. Например, вы запрещаете говорить «плохие» слова, а сами их употребляете.

11. Нельзя откладывать наказание. Не стоит говорить: «Вчера ты меня не слушался, поэтому сегодня кататься не будешь».

12. Нельзя проявлять непостоянство: то запрещать что-то, то разрешать это делать. Этим вы сбиваете малыша с толку, и он перестанет понимать, что можно, а что нельзя.

13. Нельзя запугивать тем, что вы никогда не выполните («Никогда больше не куплю тебе игрушку»).

Если ваш малыш провинился, можно наказывать лишением привилегий (не разрешить смотреть мультфильм вечером). Только об этом ему надо сообщить сразу же, а потом обязательно осуществить обещание. Главное обязательно осуществляйте последовательность: то, что запрещено – запрещено навсегда, и наказание за это последует в любом случае.

Ни в коем случае не наказывайте малыша трудом, может сформироваться отрицательное к нему отношение.

Физические методы тоже никогда не принесут того результата, который вы ожидаете. Когда ребенку больно, ему не до мыслей о том, что же он сделал не так.

Никогда не запугивайте ребенка: «Я не буду тебя любить», «Уходи, ты плохой». Для любого ребенка это самые страшные слова. Маленький человек ни при каких ситуациях не должен сомневаться в вашей любви.

УМЕЕМ ЛИ МЫ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ РЕБЕНКА И ДРУГ ДРУГА?

От того насколько мы умеем слушать, а главное слышать друг друга, зависит то, насколько гармоничными будут ваши отношения с окружающими, с близкими вам людьми. Часто эти отношения бывают нарушены, особенно, когда один из участников общения испытывает на момент общения какие-то негативные чувства. В данном случае можно использовать правила технологии активного слушания, которые предлагает Ю. Б. Гиппенрейтер.

1. Беседуя с ребенком, нужно обязательно повернуться к нему лицом, также важно смотреть ему в глаза (чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, можно присесть рядом, притянуть ребенка к себе и пр.)

2. Видя негативное переживание малыша, не задавайте ему много вопросов, такая форма беседы не отражает сочувствия. Желательно, чтобы и ваши ответы звучали в утвердительной форме. ( «Ты так сильно плачешь, тебе, наверное, очень больно»)

3. Очень важно в беседе держать паузу между репликами – это помогает ребенку разобраться в своих чувствах. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону или вдаль, то продолжайте молчать, в нем происходит сейчас очень важная и нужная работа.

4. Отвечая на переживания ребенка, старайтесь точнее обозначить, что вы поняли те чувства, которые он испытывает. («Я понимаю, тебе сейчас очень обидно»)

Результаты этого метода:

- исчезают или значительно ослабевают отрицательные переживания ребенка;

- убедившись, что взрослый готов его слушать, ребенок начинает еще больше рассказывать о себе; иногда в одной беседе разматывается целый клубок проблем и огорчений;

- высказывая наболевшее ребенок сам продвигается в решении своей проблемы;

-ребенок сам начинает активно слушать взрослых.

Кроме того, чтобы общение с вашим ребенком было приятнее и эффективнее, прислушайтесь к следующим советам:

- поощряйте любознательность ребенка; если вы пытаетесь отделаться от него, когда он задает откровенные вопросы, ребенок будет искать ответ на стороне;

- когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно, с пониманием, не перебивая и не отворачиваясь; не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит;

- не задавайте слишком много вопросов и не устанавливайте слишком много правил для ребенка: он перестанет обращать на вас внимание.

 

Желаем вам приятного общения!

Просмотров: 586
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Мария Воронухина. Что такое самостоятельный ребенок
  • Главный Редактор. Что такое добро и зло для ребенка
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА
  • Ковригина Светлана Николаевна. КВН ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «СТРОГО ПОМНИТЕ, ДРУЗЬЯ, ЧТО С ОГНЁМ ШУТИТЬ НЕЛЬЗЯ!» для детей подготовительных к школе групп и их родителей
  • Редактор. Ребенок от 3 до 5 лет. Что подарить?
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в ясельной группе № 2 «Малышок» по теме: «Что значит любить своего ребенка?»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Назарова Татьяна. Викторина «Что? Где? Когда?»
  • Люфт Екатерина Викторовна. Родительское собрание в нетрадиционной форме. Игра 'Что? Где? Когда?'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь