Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Парфенова Наталья Евгеньевна. Образная игрушка как носитель социокультурных ценностей: исторические аспекты



Парфенова Наталья Евгеньевна. Образная игрушка как носитель социокультурных ценностей: исторические аспекты

Образная игрушка как носитель социокультурных ценностей: исторические аспектыОбразная игрушка как носитель социокультурных ценностей: исторические аспекты

Игрушки, создаваемые для детей взрослыми, всегда отражают мировоззрение и представление об окружающем мире взрослых, их идеологию, технологию, вкусы, моду и прочее. Поэтому они способствуют утверждению в сознании ребенка определенных социально-бытовых представлений, знакомят с общественным и семейным укладом. Являясь средством трансляции культурных ценностей, этических и эстетических норм, игрушка отражает не только достижения производства и технологии, но прежде всего изменения социокультурного контекста. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются, в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели и ценности, принятые в современном для них обществе. [15]

В связи с этим целесообразно рассмотрение возникновения образных игрушек, как носителей социокультурных ценностей в историческом аспекте.

Анализ работ исторического характера показал, что первые образные игрушки возникли как часть народного искусства и так же, как и искусство, были неотделимы от мифологии, религии и труда людей. Они существовали в единой синкретической системе мышления и деятельности человека и выполняли функции, значимые для культуры того времени. Неспроста древние зооморфные фигурки были свистульками, погремушками. Из многих фактов, приводимых в трудах этнографов, известно, что свист так же, как и удары, громкие крики служили в прошлом средством изгнания злого духа и призывали доброго. Игрушки при этом выполняли обережную функцию – отгоняли шумом и свистом от ребенка злых духов. [7]

Известно, что первичными символами славянских племен были «конь», «баба» и «птица». Все вместе они воссоздавали картину Вселенной, как ее воспринимал разум древнего человека. «Конь» символизировал Солнце, приносил на землю его благодать, «Баба» – Праматерь всего живого представляла Мировое Древо жизни; «птица», в частности Петух, являла собой гонца Солнца, символ наступающего дня и света, а, значит, и оберег от зла и несчастий.

Культовый смысл вкладывался и в куклу. Она наделялась магической силой плодородия. По принципу симпатической магии – «подобное вызывает подобное» – куклы обеспечивали женщине возможность иметь детей. Ими разрешалось играть только девочкам, поэтому они переходили от матери к дочери, а после свадьбы куклу давали на руки невесте, которая прятала ее под изголовьем, дожидаясь прибавления семейства. [19]

История показывает, что постепенно древние верования отмирают, а игрушка остается в пользовании детей.

Исследователи культуры первобытных народов М. М. Миклухо –Маклай, М. Мид, Э. Тэйлор и другие выявили еще один способ возникновения образных игрушек: в них превращаются предметы, которые утратили свои первоначальные функции. Д. Б. Эльконин связывает это с развитием общества и изменением места ребенка в обществе. Так, у народов, стоящих на низких ступенях развития общества, лук, стрелы и бумеранги служили основными орудиями охоты. Для детей изготавливались маленькие луки и стрелы, с помощью которых они могли добывать мелких зверьков и птиц. Взрослые смотрели на ребенка, стреляющего из лука, как на будущего охотника и были заинтересованы в том, чтобы ребенок овладел этим орудием в совершенстве. Однако с появлением огнестрельного оружия детям предлагается лишь уменьшенная копия ружья, которая позволяет только изображать стрельбу. Уменьшенное ружье утрачивает свою основную функцию и остается в мире игрушек.

То же наблюдается и с некоторыми орудиями труда людей. Например, мотыга используется для обработки, рыхления земли. Маленькой мотыгой, ее копией, предназначенной для ребенка, можно выполнять это действие реально. Однако маленький плуг утрачивает свою первоначальную функцию: в него уже нельзя запрягать быка и пахать по-настоящему. Так, постепенно, уменьшенные копии предметов утрачивают свою непосредственную связь с орудиями труда и предметами обихода и становятся игрушками. [7]

Д.Б. Эльконин, подчеркивая важность этого явления, пишет: «Возможно, что именно на этой стадии развития общества возникает игрушка в собственном смысле слова, как предмет, лишь изображающий орудия труда и предметы обихода из жизни взрослых». 

На протяжении примерно пяти сотен лет раннего средневековья сведений об игрушках нет. Сведения об игрушках средневековья появляются лишь в X веке. Именно в это время в феодальном обществе стали развиваться кустарные промыслы игрушек. Исследованиями ученых было установлено, что уже в X–XIII веках существовало ремесленное производство игрушек. В Новгороде, Киеве, Рязани, Москве, Коломне, Радонеже, Зарайске, Дмитрове, Гродно, Могилеве, Мстиславле во время раскопок были найдены погремушки, кукольная посуда, фигурки людей, свистульки в виде коней, птиц, баранов. Многие игрушки явно вышли из гончарных мастерских. Так, в Зарядье и в бывшей Гончарной слободе (Москва) нашли сразу несколько сотен глиняных игрушек XIV–XVIII веков. Глиняные игрушки XVI–XVII веков были весьма разнообразны и близки к реальному миру. Наряду с образами коней, медведей и других животных появляются скоморохи, забавные фигурки мужчин в плащах, всадники. Дымковские глиняные игрушки отличаются искрометным, насмешливым юмором, фантастичностью образов, жизнерадостностью. Здесь целая серия кукол – барынь, гусаров, кормилиц, всадников. Некоторые игрушки объединены в жанровые сценки и многофигурные композиции. [3]

В кустарных народных игрушках с большой полнотой было представлено животное царство. Некоторые из них отражали былинную поэзию: мощные, широкогрудые кони с крутыми шеями, на них богатыри–всадники вроде Микулы Селяниновича. Среди кустарных игрушек встречались Соловьи-разбойники, разные чудища, воины, теремки с золочеными крышами, жанровые сценки: крестьянка-кормилица «кормит» грудью барчука, толстый помещик «приказывает» танцевать с собой на лужайке крестьянской девушке. [21]

С XVI века широкое распространение получают промыслы деревянной игрушки. Основными центрами создания деревянной игрушки становятся Сергиев Посад, село Богородское (ныне Московской области), Семеновский, Городецкий и Федосеевский промыслы.

Сергиев Посад был одним из крупнейших промыслов России. Его истоки заключены в культурных местных традициях XV века, связанных с искусством школы резчиков Троицкого монастыря. Среди посадских жителей сохранилось предание о том, что первые деревянные игрушки делал основатель Троицкого монастыря Сергей Радонежский и лично одаривал ими детей. Здесь вырезались для детей лошадки, коньки, медведи и другие фигурки. В более поздний период (XVII–XVIII вв.) наиболее популярными стали жанровые изображения купцов, барынь, франтов, гусар, монахов. Наиболее интересными из них были резные «барыни–дуры», так их называли сами мастера. «Барынь» раскрашивали, одевали по моде Николаевской эпохи, на голову водружали небольшие изысканные шляпки, в руки «давали» маленькие кокетливые зонтики, собачек, цветы.

Позже возникло кустарное производство деревянных резных игрушек в соседнем с Сергиевым Посадом селе Богородское. Только в Сергиевом Посаде игрушку резали и окрашивали, а богородские мастера делали игрушку «белье», так назывались игрушки из неокрашенной липы. Богородские мастера делают игрушки движущимися, что усиливает их выразительность. Среди них – знаменитые «Кузнецы», «Курочки на кругу».

Семеновский промысел известен своей токарной игрушкой и, прежде всего, знаменитыми матрешками – трех, шести и двенадцатиместными.

Прообразом матрешки послужила игрушка, привезенная из Японии в 90-е годы XIX века в Москву в игрушечную мастерскую «Детское воспитание» А. Мамонтова. Изображала она лысого добродушного старика – мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх из-за постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Первая русская матрешка состояла из восьми фигур. Изображала она девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и так далее. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца. [7]

В XVII веке центром производства деревянной игрушки стал Городецкий промысел. Мастера-игрушечники создавали из дерева крутошеих коньков, козлов, бычков. Однако основным сюжетом городецкой игрушки являются лошади в упряжке: «одиночные», «парные», «тройки», часто запряжённые в расписанный яркими цветами тарантас с лихим кучером, стоящим впереди.

На территории Белоруссии массовое ремесленное изготовление игрушек началось с XI–XIII веков. Изготавливалась игрушка трех видов: деревянная, глиняная и соломенная.

Наиболее распространенными были глиняные игрушки. Они найдены в древних Пинске, Волковыске, Гродно, Минске. Игрушечные промыслы обычно появлялись в местах развития гончарства. С изобретением гончарного круга игрушечный промысел резко расширился. Об этом свидетельствуют находки игрушек, относящиеся к XV–XVII векам. Основным отличием белорусских глиняных игрушек от русских и украинских было то, что конники, куколки, птицы, звери не расписывались в разные цвета, а глазировались, как посуда, однотонной глазурью – зеленой, коричневой, желтой. Встречались и чернолощеные игрушки.

Деревянные игрушки передавали образы людей, животных, птиц, изображали некоторые движения и трудовые процессы. Это дровосеки, кузнецы, дятлы, куры, клюющие зерно, медведи на велосипедах, машущие крыльями мотыльки. [3]

В далекие времена, когда человек научился выращивать хлеб, появились игрушки из соломы. Из пучков соломки, по-разному сложенных и перевязанных, делались фигурки животных, птиц, людей. Эти фигурки были тесно связаны с народными календарными и семейными обрядами. Так, на свадьбу молодым дарили на счастье двух кукол, фигуркой козлика украшали свадебный каравай, соломенными птичками на рождество и пасху украшали избу. Соломенные фигурки петуха, голубя и козы ставили на сельский стол во время колядок. В зимние колядные вечера из соломы собирали легкую подвесную конструкцию «паука» и верили, что он принесет в избу счастье и богатый урожай. [7]

С XVIII века создание игрушки идет двумя путями: наряду с кустарным производством зарождается крупное фабричное производство, появлению которого способствовало развитие торговли, техники и материалов.

Связанная с традиционным фольклором, укладом и бытом, образная игрушка несла в себе соответствующий образ мира, в котором человек существует в неразрывной связи с природой и своей семьей (шире - родом). Трещотки, бубенцы, куклы и изображения животных, оружие (лук, стрелы, бумеранги) и так далее – все это отражало различные социальные аспекты жизни любого общества.

Научно-техническая революция 20-го века привела к глобальным культурным изменениям. Повсеместная урбанизация и переход к массовому производству открыли новую страницу в истории человечества, а значит, и в истории игрушек. Новые материалы и фабричное производство изменили облик игрушек, сделали их унифицированными, общедоступными, а индустриальная городская культура породила новые виды игрушек, отражающие иную социальную ситуацию развития ребенка. К детям во всем мире пришли плюшевые животные, нарядные куклы, игрушечные автомобили и железные дороги.

 В начале 20 века России эти факторы оказались под идеологическим влиянием молодого советского государства. Игрушки из естественного, стихийного порождения народной жизни и культуры превратились в осознанный инструмент педагогического воздействия на ребенка. [15]

Широкое распространение получили ролевые атрибуты различных профессий, задачей которых, кроме прочего, было воспитывать любовь к труду. Тенденция к идеологизации явно прослеживается и в образных игрушках.  Появились характерные куклы, изображающие людей различных профессий: крестьяне, летчики, моряки, а также куклы, изображающие персонажей советской литературы. Куклы-пионеры, солдатики-красноармейцы, новая игрушечная военная техника и оружие, были призваны поднять военно-патриотический дух. Одновременно менялись материалы и технологии изготовления - куклы из целлулоидных становились виниловыми, плюш и солому заменяли синтетические материалы.  Все эти новшества не затрагивали сути традиционных образных игрушек – их основные признаки, задающие игровые качества, оставались неизменными. Несмотря на идеологические наслоения и изменение технических показателей, советские образные игрушки сохраняли прежние эстетические формы и этическое наполнение. Предназначенные для воспитания морально-нравственных качеств, они обладали трогательным, симпатичным детским обликом, побуждающим к заботе, и обобщенными чертами, делающими их открытыми для различных игровых действий.  [15]

В отличие от СССР, где производство игрушек регулировалось государством, в капиталистических странах Европы и Америке его развитие было подчинено законам рынка. Начав с промышленного воспроизведения традиционных образных игрушек, западная индустрия стала динамично развиваться в соответствии с запросами покупателя. Куклы воспроизводили модные типажи, привлекательные для взрослых покупателей.  Педагогические, воспитательные и культурные задачи уходили на второй план, а на первый выступала ценность игрушки как товара. В результате, универсальные образы игрушек, уходящие корнями вглубь веков, все больше вытеснялись новыми, модными и предполагающими коммерческий успех.

С распадом СССР и переходом к рыночной экономике поп - культура и ее плоды, стали решающим фактором и российской социальной и культурной жизни. Российская игрушечная промышленность потерпела экономический крах. Большинство предприятий, выпускавших педагогически выверенные игрушки, разорились. Ассортимент образных игрушек, связанных с социальным и эмоциональным развитием, значительно обеднел. Погоня за внешней привлекательностью игрушки-товара, заставила производителей и продавцов обратиться к стереотипным образам, продиктованным массовой культурой. [15]

На сегодняшний день образные (сюжетные) игрушки по своему назначению во многом определяют сюжет игры. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт, помогают ему в саморазвитии.

Итак, вся история образной игрушки от глубокой древности до наших дней свидетельствует о том, что образная игрушка возникла как частьнародного искусства, часть народной культуры. Емко и искренно в ней отражались все стороны народной жизни: верования, быт, культура, мода, военное дело, техника и так далее. Игрушка была интересна и детям, и взрослым. Через нее ребенку передавалось мироощущение народа, его дух, эстетические взгляды.

 

 

 

Просмотров: 508
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Сокольская Татьяна Владимировна. ИТОГОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «ИГРУШКИ НЕ ПРОСТЫЕ – ИГРУШКИ РАСПИСНЫЕ»
  • Гумберг Анастасия Сергеевна. Ручной труд. Обучение старших дошкольников шитью мягкой игрушки в условиях реализации дополнительной образовательной программы «Забавная игрушка».
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Игрушки в жизни детей».
  • Межевикина Ольга Петровна. Консультация: «Игрушки в жизни детей»
  • Прибыткова Виктория Анатольевна. История создания народной игрушки
  • Зверева Анна Валерьевна. Влияние современной игрушки на личность ребенка
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
  • Пятигора Людмила Егоровна. Роль дидактической игрушки в период адаптации ребенка в детском саду.
  • Колтышова Татьяна Владимировна. Мини-музей Деревянной игрушки
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Игрушки в жизни ребёнка
  • Формина Татьяна Викторовна. Роль игрушки в жизни и воспитании дошкольника.
  • Шишова Людмила Николаевна. Роль игрушки в жизни современных дошкольников
  • Трошина Светлана Николаевна. Семинар – практикум «Значение игрушки в жизни ребёнка»
  • Богатенкова Наталья Леонидовна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ «ЯРМАРКА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
  • Андронычева Наталья Александровна. Какие игрушки необходимы детям
  • Рожкова Екатерина. КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ДЕТЯМ?
  • Любовь Петровна Кузнецова. Конспект Открытого занятия в первой младшей группе на тему «Рассматривание домашних животных» (игрушки)
  • Алтынай Мусабиевна Баисова. Какие игрушки необходимы детям?!
  • Червякова Надежда Николаевна. КОНСПЕКТ «ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ» Для детей средней группы
  • Редактор. Игрушки Тильды (Tilda). История появления. Основные советы по шитью.
  • Екатерина Сергеевна Вятчанина. Презентация Вятское Чудо- Где делают дымковские игрушки?
  • Еськина Елена Геннадиевна. Бюллетень «Какие игрушки нужны детям»
  • Таничева Ирина Юрьевна. Конспект занятия по ОБЖ во второй младшей группе - Спички детям не игрушки
  • Эдит Сницарук. Стихи про игрушки для детей
  • Костова Марина Александровна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: «Экскурсия в музей русской народной игрушки».
  • Жиркова Наталья Алексеевна. Забавные игрушки из синтепона
  • Наталья Гурцева. Социальный проект: Детские игрушки
  • Белова Тамара Дмитриевна. Консультация из опыта работы. Изготовление игрушек-самоделок из различных материалов
  • Любовь Уйко. НЕДЕЛЯ ИГРЫ И ИГРУШКИ
  • Верещагина Ольга Васильевна. Родительское собрание 'Какие игрушки нужны вашим детям?'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь