Агрессия у маленького ребенка стала в последнее время очень актуальной проблемой. Она очень распространена и оказывает дестабилизирующее влияние на современных детей. Она направлена на окружающих ребенка людей – сверстников, воспитателей, родителей, учителей.
Такое агрессивное состояние создает трудности и самому маленькому человечку. Взаимоотношения с окружающими становятся затруднительными. А ведь именно они определяют развитие всех сторон личности.
Агрессия в переводе с латыни означает «нападение». Агрессивное поведение противоречит существующим нормам и правилам поведения людей в обществе. Такое поведение маленького ребенка приносит не только физический вред, но и моральный ущерб, вызывает психологический дискомфорт, чувство подавленности, страха и напряженности.
Причинами могут быть: стремление привлечь к себе внимание, быть главным, стремление получит желаемый предмет, ревность, защита, ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
Помните, что запреты и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Агрессивность вашего ребенка будет снята только тогда, когда будут поняты причины его. Хочу предложить вам игры и упражнения на снятие агрессивности у детей:
«Час тишины и час можно» (для детей с 4 лет)
Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.
Примечание: «часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
«Два клоуна» (для детей с 5 лет)
Предложите ребенку поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска» и т.д. А потом похвалить друг друга цветами: «Ты – роза» …
«Мешочек крика» (для детей с 4 лет)
Предложите ребенку «спрятать» свой крик (гнев) в мешочек. Цель – дать возможность «выпустить пар».
«Лепим сказку»
Ребенку предлагается слепить какую-нибудь сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней должно быть достаточно много героев, чтобы каждый из членов семьи смог слепить одного или два из них. После лепки можно проиграть эту сказку всем вместе.
Цель: работа с пластилином дает возможность сместить «энергию кулака».
Упр. "Разыгрывание ситуации"
Ты вышел во двор и видишь, что два мальчика дерутся. Разними их.
Тебе хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят.
Попроси ее.
Ты обидел своего друга. Попробуй помириться.
«Бумажные мячики»
Ребенку предлагаются старые газеты. По сигналу дети и родители начинают рвать и комкать листы газеты в мячики. По второму сигналу они начинают забрасывать получившиеся мячики на территорию друг друга. Через некоторое время вы даете команду «стоп» малыши и взрослые должны прекратить всякую активность. Побеждает та команда, на территории которой будет меньше мячиков. Следите, чтобы во время игры не заходили на территорию чужой команды.
«Упрямая подушка» – эта игра хорошо подходит для маленьких каприз и вредин. Подготовьте подушку. Расскажите малышу, что в нее вселились капризы и детские упрямки. Это именно они заставляют его порой вести себя плохо. Предложите ребенку прогнать их. Малыш должен очень сильно бить кулаками в подушку. Ваша задача его подбадривать. Когда ребенок начнет уставать, остановите его и предложите послушать, все ли капризы и упрямки ушли. Если он скажет, что нет, то игра продолжается. Если да, то похвалите его за то, что он смог их прогнать.
«Ураган» – сядьте на ковер напротив своего ребенка. Он должен очень сильно на вас дуть. Вы делаете вид, что не можете справиться с потоками воздуха и падаете на пол. Затем он должен, наоборот, втягивать в себя воздух, а вы постепенно поднимаетесь. Эту игру очень любят маленькие дети, она их веселит и помогает ощутить свою значимость. Будет интересно, если в игре будут участвовать все члены семьи. Чем комичнее вы будете падать и подниматься, тем больше удовольствия получит малыш.
«Котик»
Цель; снятие эмоционального напряжения.
Упражнение выполняется на ковре. Придумывается сказка о котике, который нежится на солнышке, потягивается, царапает коврик, умывается и т. д.
Для того, чтобы помочь ребенку избавиться от агрессивных форм поведения, нужно научить его выражать или выплескивать свои эмоции. Сдерживая свою агрессию, ваш малыш «загоняет» ее внутрь. В этом случае постепенно накапливаются отрицательные чувства, которые со временем будут способствовать возникновению стресса. Не отреагировав сразу, ребенок рано или поздно почувствует необходимость выплеснуть все «накопившееся» из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию: разрешите ему побить подушку или разорвать газету, и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность снизиться.
|