Педагога – психолога Верховодовой Е.К.
Тип занятия – комплексное
Вид занятия – путешествие
Коррекционно-развивающее занятие построено в партнерской форме: Взрослый – партнёр, рядом с детьми вместе, разрешалось свободное перемещение детей в процессе деятельности.
Скачать презентацию
Форма организации обучения:
- Организация обучения имела подгрупповую форму.
Цель занятия:
- Обогащение опыта социально — нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций
- Развитие фантазии
- Воспитание положительного отношения к нравственным ценностям
- Снятие эмоционально – психического напряжения.
Коррекционно-развивающее занятие носит коррекционно-развивающий характер
Задачи:
1. Образовательные:
- Закрепить знание понятий «доброта», «добрый поступок», «счастье».
- Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях.
- Обучить специальным движениям и их выполнение детьми
- Учить рисовать краской разными способами (руками)
- Учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей.
2. Развивающие:
- Развивать психические процессы (внимание, память)
- Развивать интерес, умение эмоционально реагировать на поступки, события.
- Развивать эмоционально- чувственный мир детей.
- Развивать коммуникативные навыки детей.
- Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
- Стимулировать развитие сенсорно – перцептивной сферы, особенно тактильно – кинестетической чувствительности.
3. Воспитательные:
- Прививать любовь к сказкам
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу, вежливо обращаться.
- Воспитывать желание, готовность совершать добрые поступки по отношению ко всему живому.
- Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду, умение пожалеть, позаботиться о нем.
- Совершенствовать навыки позитивной коммуникации
- Воспитывать чуткость, отзывчивость, умение сопереживать.
- Доставлять радость от совместной деятельности
Методы
Методы практические: релаксационное упражнение для снятия психомышечного напряжения, рисование красками на тарелочках.
Методы наглядные: демонстрация сказочных героев на проекторе, демонстрация способов рисования на тарелочке, создание с помощью светомузыки шоу сказочного неба, что способствовало лучшему расслаблению.
Методы словесные: рассказ педагога-психолога сказки о Доброй Волшебнице и других сказочных героях, беседа с детьми в течении занятия.
Методы игровые: занятие полностью прошло в форме игры и воображаемой ситуации.
Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались речевые возможности каждого ребёнка.
Структура занятия выстроена с учетом рекомендаций Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой по организации коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия и включает такие этапы, как:
- Организационный
- Мотивационный
- Практический
- Интеграция
- Рефлексия
- Ритуал «выхода» из сказки.
Материалы и оборудование:
- Стулья по числу участников (+ один стул для педагога-психолога).
- Детский стол (4 стола)
- Музыкальный центр.
- Музыка для упражнений.
- Клеенка для стола.
- Клеенка для пола.
- Баночка с мукой.
- Баночка с солью.
- Бутылочка с растительным маслом.
- Бутылочка с водой.
- Мисочка с клеем (клестер).
- Мисочки для красок (горшочки).
- Набор жидкой гуаши.
- Тарелочки из плотной бумаги для рисования.
- Одноразовые ложки.
- Бумажные салфетки.
- Фартучки для детей.
- Тазик и лейка с водой для мытья рук.
- полотенца (по количеству детей)
- светомузыка
- Проектор, ноутбук.
Ход занятия
1. Этап Организационный
Приветствие.
Дети заходят в музыкальный зал и встают в кружок. Для детей стоят стульчики вокруг столика, один стул для педагога-психолога. «Ингредиенты» для «волшебных красок» уже стоят на столе, покрытые тканью.
-Здравствуйте! Ребята, наше сегодняшнее занятие будет очень необычным — мы отправимся в сказку. Но в сказку попасть не так-то просто. Для этого нужно, чтобы прозвенел волшебный колокол.
Ритуал входа в сказку (2 мин.)
Упражнение «Колокол»
Цель — сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
- Ребята, давайте мы встанем в круг. Теперь поднимите сначала правую руку вверх, теперь — левую. А теперь соединим руки в центре круга в виде «колокола» и скажем громко хором «Бом! Бом! Бом!» и одновременно бросим руки вниз.
- Итак, ребята, мы с вами попали в сказку! О чем же эта сказка? Сейчас я вам расскажу. (гаснет свет, включают светомузыку, на фоне играет музыка волшебства).
2. Этап Мотивационный (Расширение) (5 мин.)
Цель — расширить представления ребенка о жизни.
Педагог-психолог набрасывает себе на плечи накидку, украшенную звездами, для создания загадочности и начинает рассказывать детям сказку о волшебных красках (модифицированная сказка Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой). Играет музыка (прогулка по сказочной стране из к/ф «Три орешка для золушки», «Волшебные колокольчики» Дмитрий Луданный, мелодия «Динг донг», В.А. Моцарт «Волшебная флейта»). На экране идет презентация с картинками сказочных героев.
Сказка:
Давным-давно жила-была на свете Добрая Волшебница. У Волшебницы было очень доброе сердце, ей хотелось, чтобы все люди по чаще улыбались и чтобы все они были счастливы. Много добрых дел сделала Волшебница, многих она осчастливила.
По соседству с ней жил злой страшный Король. Он всё время ворчал, всё время злился. У короля не было друзей и никто не хотел с ним дружить. Волшебница уже давно пыталась его развеселить, но у нее это никак не получалось. И вот однажды Волшебнице в голову пришла такая идея — произнести заклинание и оказала на месте злого Короля, увидеть мир его глазами. Волшебница произнесла заклинание. Мир Короля оказался черно-белым, без единой краски. Тогда Волшебница поняла, почему Король был такой злой – ведь в его мире нет ярких красок.
- Надо приготовить волшебные краски, такие, чтобы мир Короля стал разноцветным. Дни и ночи волшебница трудилась над созданием волшебных красок, способных менять картину мира и сделать сердце короля добрее. Она понимала, что у красок должна быть прочная основа- из того, что является для человека самым необходимым. Она пустила по свету своих помощников, которые задавали людям один вопрос: «Что вам нужно, чтобы стать счастливее?» По-разному отвечали люди на этот вопрос.
Одни говорили: «Если у нас будет много муки, мы сможем напечь много-много вкусностей и всегда будем сытыми». И тогда Волшебница решила, что в волшебных красках обязательно должна быть мука.
Другие — что желают познать что-то новое, суть, или соль, как говорят в народе. Волшебница решила, что соль непременно должна оказаться в волшебных красках.
Третьи мечтали, чтобы у них в жизни все шло как по маслу, гладко. Поэтому масло тоже нужно добавить в краски. Четвертые- что хотят быть гибкими и текучими, как вода, чтобы с легкостью «утекать» из любых жизненных невзгод. Надо добавить воды, тщательно перетереть комочки, чтобы не было в жизни людей обид и ссор. А пятые желали склеить разбитые отношения. Поэтому Волшебница решила добавить в краски немного клея.
Когда все ингредиенты были собраны, Волшебница замесила тесто, где были мука, соль, подсолнечное масло, вода и клей. И добавила туда немного обычных красок, которые взяла у неба- голубой, у леса – зеленый, у огня – красный и смешала все краски. И вот появились на свет настоящие волшебные краски!
Волшебница подарила их злому Королю. Король тот час же начал ими рисовать, и, о чудо, весь мир Короля стал цветным! И Король стал добрым, счастливым и улыбнулся…
Включается свет.
3. этап. Практический (закрепление).
Цель — приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.
Изготовление волшебных красок (10 мин.)
- А сейчас, ребята, мы с вами тоже научимся делать «волшебные краски». Для этого давайте подойдем к столу.
- Для изготовления красок нам понадобится «волшебные горшочки». (Педагог-психолог раздает детям горшочки). Каждый возьмите двумя руками по одному «горшочку». Чтобы они стали волшебными, нужно вспомнить «волшебные слова». Какие вы знаете волшебные слова? (Ответы детей. Педагог-психолог помогает: «Это слова «спасибо», «пожалуйста», «я люблю тебя» и т. д.) Теперь тихонечко прошепчите их горшочку. (Педагог-психолог показывает, как это можно сделать.) Итак, наш горшочек готов.
- А теперь нужно замесить наше тесто (краски). Говорят, что в наших руках есть особая волшебная сила. Поэтому тесто мы будем месить руками. Сначала мы положим в горшочек несколько горсточек муки. (Педагог-психолог открывает баночку с мукой, протягивает каждому ребенку поочередно или помогает ложечкой..) Пусть муки будет побольше, ведь мука дает сытость, достаток. А теперь давайте приручим муку, сделаем ее волшебной. Для этого муку нужно хорошенько помять, помешать руками.
- А теперь добавим горсточку соли. Соль – это знания, истина. Когда вы добавите горсть соли, пожалуйста, перемешайте муку и соль. Познакомьте каждую крупицу соли с каждой крупицей муки. При этом следите, чтобы наша чудесная мука не высыпалась из чудесного горшочка.
- Теперь мы добавим немножечко масла. (Масло капает педагог-психолог.) Масло – это удача, чтобы все шло как по маслу.
- А теперь добавим немножечко воды. (Педагог-психолог разливает воду в стаканчики.) А для чего нужна вода, ребята? (Ответы детей.) Теперь не торопясь перемешайте тесто. Мудрые люди говорят, что самое главное – это чтобы в тесте не было комочков. Поэтому воду мы будем добавлять постепенно. (Дети размешивают тесто.) Как только тесто начнет напоминать густую сметану, можно добавлять клей. Для чего нам нужен клей? (Педагог-психолог наливает каждому ребенку немного клея ПВА.) Наша краска почти готова.
- А сейчас нам с вами нужно договориться, кто какой цвет будет делать. Краску можно взять маленькой ложечкой или пальцем и добавить в волшебное тесто. (Дети выбирают гуашь понравившегося цвета, набирают гуашь.) Теперь хорошенько размешайте краску. Волшебные краски готовы! (можно предложить детям нарисовать красочную, волшебную страну, в которой теперь живет король).
Создание рисунка Волшебной страны (5 мин.)
Дети переходят к другому столу, на нем уже стоят тарелочки. По середине дети ставят горшочки с красками.
- Выберите холст, на котором вы будете рисовать (Каждый ребенок выбирает.) Как мы будем рисовать красками? (Ответы детей.) Можно рисовать пальцами, можно выливать краску на холст, капать краску – устраивать дождик из красок, капать краской на краску. (Педагог-психолог включает спокойную музыку, дети рисуют.) На столе так же лежат салфетки. Психолог объясняет детям, что можно вытирать руки после использования одной краски.
Во время рисования педагог-психолог спрашивает каждого ребенка, что они рисуют, побуждает разнообразить рисунок (нарисовать сказочных героев или их следы, побуждает детей использовать разные приемы рисования).
После рисования идет обсуждение:
- Давайте поставим наши горшочки на стол, помоем руки (рядом стоит столик с тазиком и лейкой с водой. Полотенца по количеству детей) и соберемся вокруг наших сказочных картин. Нравится ли вам то, что вы создали? Что же у вас получилось? (Дети отвечают на вопросы.)
4. Интеграция (1 мин.)
Цель – связать новый опыт с реальной жизнью.
Дети берут свои «картины» и идут к стульям.
- Ребята, как вы думаете, можно ли и в обычной жизни использовать «волшебные краски»? (Ответы детей.) Действительно, такие краски можно сделать, когда вы злитесь или расстроены, или подарить тому, кто перестал радоваться жизни и т. д.
5. Рефлексия. (2 мин.)
Цель – обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.
- Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами попали в сказочную страну, познакомились с новой сказкой о волшебных красках, научились их делать и нарисовали ими сказочную страну. Теперь вы знаете, что можно делать, когда кому-то становится грустно или кто-то сердится.
6. Ритуал выхода из сказки (1 мин.)
Цель — закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.
- А теперь, ребята, пришло время возвращаться домой. Нужно, чтобы снова прозвенел волшебный колокол. Для этого мы встанем в круг.
- Итак, ребята, мы вернулись в детский сад. У вас теперь есть картинки волшебной страны, возьмите их с собой в группу. Скажем, друг другу –спасибо. До свидания!
|