Дробная Анастасия Сергеевна. Использование фототерапии в работе со старшими дошкольниками в ДОО

Использование фототерапии в работе со старшими дошкольниками в ДОО

Дробная А.С. магистрант факультета психологии, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», город Тула.

Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности [2].

Она может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии, таким образом, является создание и/или восприятие человеком фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство), изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, элементы сценического представления и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и т. д. Развивающее и исцеляющее воздействие, оказываемое восприятием или созданием фотографий, может проявляться и в повседневной жизни людей, однако фототерапия обязательно включает в себя общение со специалистом (психологом, врачом-психотерапевтом). Фототерапия является одним из направлений арт-терапии. Применять её начали относительно недавно с 1970-х в США и Канаде.

 

А.И Капытин описал психологические функций фотографии и фототерапии, позволяющие использовать ее в качестве здоровьесберегающего инструмента [1]:

  • Фокусирующая функция связана со способностью фотографии и оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию имевших место ранее событий — как положительно, так и отрицательно окрашенных.
  • Стимулирующая функция связана с тем, что при создании и восприятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем — прежде всего, зрения, кинестетики, тактильной чувствительности.
  • Объективирующая функция раскрывает способности фотографии делать зримыми переживания и личностные проявления человека, отражающиеся в его внешнем облике и поступках.
  • Смыслообразующая функция фотографии заключается в ее способности помогать человеку увидеть смысл поступков и переживаний — как своих собственных, так и других людей.
  • Деконструирующая функция фотографии дополняет ее смыслообразуюшую функцию и означает способность помогать человеку осознать, что тот смысл, который он приписывает своим поступкам и переживаниям, равно как и действиям и переживаниям других людей.
  • Контейнирующая (удерживающая) функция связана с тем, что фотография может «удерживать» чувства от их бессознательного отреагирования в реальности. Данная функция основана на том, что фотографические образы часто выступают в качестве инструментов символической экспрессии.
  • Экспрессивно-катарсическая функция фотографии заключена как в восприятии готовых снимков, так и в их создании.
  • Защитная функция фотографии, связана с ее способностью обеспечивать дистанцирование от травматичных и малопонятных переживаний и ту или иную степень контроля над ними.

Принципиально важно, что изначально надо создать для ребёнка безопасную среду, в которой тот может позволить себе быть спонтанным, свободно выражать свои чувства, мысли и фантазии, «играть» с реальностью и экспериментировать с новыми формами опыта.

Различные варианты здоровьесберегающего применения фотографии можно классифицировать с учетом состава участников: занятия могут быть индивидуальными или групповыми, а также проводиться с семьями. Кроме того, при занятиях в группе техники и упражнения могут быть рассчитаны на индивидуальную, парную, микрогрупповую или общегрупповую работу. Одни варианты применения фотографии могут быть связаны с использованием готовых снимков, другие — с их созданием в ходе занятий или между занятиями. И в том и в другом случае работа может протекать относительно спонтанно и предполагать неограниченную свободу действий либо требовать более четкой постановки задач и использования конкретных техник, игр и упражнений.

Приведём несколько примеров фототерапевтических упражнений, которые могут применятся в работе состаршими дошкольниками.

Упражнение «Песочница с фотографиями» развивает восприятие пространства и пространственных отношений между предметами. Данная техника также развивает социальную компетентность, творческую фантазию и эстетические переживания, способность к выражению ребенком значимых для него чувств и представлений, позволяет исследовать систему его отношений и образ «Я». Ребенку предлагается, используя песочницу с набором миниатюрных фигурок и предметов, а также вырезанные из фотографий изображения, создать какую-либо композицию. В процессе игры важно вести беседу с ребёнком, что бы он рассказывал, почему он так делает. Потом можно оставить песочницу в группе, что бы дети самостоятельно могли взаимодействовать с ней и с другими детьми в процессе.

Упражнение «Выбери животное» детям предлагается выбрать из ряда фотографий те, которые им нравятся. Можно выбрать пару фотографий. Фотографии с животными должны быть в разных эмоциональных состояниях. После выбора детям предлагается придумать рассказ про животное.

Упражнение «Совместный фотоколлаж» помогает выражению и осознанию чувств, развитие межличностной компетентности и навыков включения в совместную деятельность, укрепление «Я» и личных границ. Детям предлагается образовать пары, после чего им предлагается совместно создать фотоколлаж, используя для этого вырезки из журналов и личные фотографии. В одних случаях можно предложить им работать молча, в других случаях они могут в процессе работы общаться для того, чтобы определить тему и согласовать свои действия.

Для детей естественнее выражать свои мысли и чувства посредством образов, чем словами, поэтому фотография способна выступать для них важнейшим средством общения с миром и организации внутреннего опыта.

Список литературы:

  1. Копытин А., Платтс Дж. Руководство по фототерапии. – М.: «Когито-Центр», 2009.
  2. Weiser J. PhotoTherapy Techniques in Counselling and Therapy – Using Ordinary Snapshots and Photo-Interactions to Help Clients Heal their Lives // The Canadian Art Therapy Association Journal. 2004, Fall. Vol. 17. № 2. P. 23-53.
Просмотров: 429
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Никифоров Евгений Владимирович. О чём могут «рассказать» фотографии.
  • Костюшина Ирина Валентиновна. Конспект занятия в мини-музее «Листая страницы альбома… пропавшие фотографии»
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Главный Редактор. Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Иванова Надежда Сергеевна. Исследовательский проект «Могут ли конфетки быть полезны деткам?»
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Жданова Наталья Николаевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по воспитанию умения соблюдать свои права и права других людей «Мишка-топтыжка и странное происшествие»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Гатауллина Самира Рауфовна. Конспект занятия по познавательному развитию «Плохо быть одному» (конфликты между детьми)
  • Старцева Алена Дмитриевна. «Если МУСОР разделять, может он ПОЛЕЗНЫМ стать»
  • Павлова Виктория Леонидовна. Подборка стихов, которая может помочь педагогам для подготовки новогодних праздников
  • Ворончихина Ольга Геннадьевна. ПРОЕКТ «ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ»
  • Осокина Елена Геннадьевна. Презентация «Создание художественных образов в процессе занятия аппликацией»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Ирина Соколова. Могут ли овощи...
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Корнеева Ольга. Стихи по безопасности для детей 'Осторожным надо быть!'
  • Жмурина Марина. Воспитательная работа с детьми, в процессе организации трудовых поручений, в уголке природы (из опыта работы средней группы).
  • Степанова Л. А., Яковлева Н. М. ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ФОТОТЕРАПИИ В СТАРШЕЙ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ. ТЕМА: «ПРОГУЛКА ПО ВОЛШЕБНОМУ ЗИМНЕМУ ЛЕСУ».
  • Денисова Татьяна Викторовна. Создание условий для овладения детьми разными формами и видами игр
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Ирина Мусафирова. Презентация 'Я здоровым быть смогу – сам себе я помогу!'
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Кириллова Анна Валерьевна. «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками с ОВЗ»
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Способы создания досуга с ребенком. Или как быть веселым родителем?
  • Ольга Давыдович. Примерный план образовательной работы с детьми 1,5-3 лет «Быть здоровыми хотим».
  • Буракова Наталья Валерьевна. Конспект внеурочного мероприятия по здоровому образу жизни в подготовительной группе «Быть здоровым хорошо!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь