Дробная А.С. магистрант факультета психологии, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», город Тула.
Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности [2].
Она может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии, таким образом, является создание и/или восприятие человеком фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство), изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, элементы сценического представления и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и т. д. Развивающее и исцеляющее воздействие, оказываемое восприятием или созданием фотографий, может проявляться и в повседневной жизни людей, однако фототерапия обязательно включает в себя общение со специалистом (психологом, врачом-психотерапевтом). Фототерапия является одним из направлений арт-терапии. Применять её начали относительно недавно с 1970-х в США и Канаде.
А.И Капытин описал психологические функций фотографии и фототерапии, позволяющие использовать ее в качестве здоровьесберегающего инструмента [1]:
- Фокусирующая функция связана со способностью фотографии и оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию имевших место ранее событий — как положительно, так и отрицательно окрашенных.
- Стимулирующая функция связана с тем, что при создании и восприятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем — прежде всего, зрения, кинестетики, тактильной чувствительности.
- Объективирующая функция раскрывает способности фотографии делать зримыми переживания и личностные проявления человека, отражающиеся в его внешнем облике и поступках.
- Смыслообразующая функция фотографии заключается в ее способности помогать человеку увидеть смысл поступков и переживаний — как своих собственных, так и других людей.
- Деконструирующая функция фотографии дополняет ее смыслообразуюшую функцию и означает способность помогать человеку осознать, что тот смысл, который он приписывает своим поступкам и переживаниям, равно как и действиям и переживаниям других людей.
- Контейнирующая (удерживающая) функция связана с тем, что фотография может «удерживать» чувства от их бессознательного отреагирования в реальности. Данная функция основана на том, что фотографические образы часто выступают в качестве инструментов символической экспрессии.
- Экспрессивно-катарсическая функция фотографии заключена как в восприятии готовых снимков, так и в их создании.
- Защитная функция фотографии, связана с ее способностью обеспечивать дистанцирование от травматичных и малопонятных переживаний и ту или иную степень контроля над ними.
Принципиально важно, что изначально надо создать для ребёнка безопасную среду, в которой тот может позволить себе быть спонтанным, свободно выражать свои чувства, мысли и фантазии, «играть» с реальностью и экспериментировать с новыми формами опыта.
Различные варианты здоровьесберегающего применения фотографии можно классифицировать с учетом состава участников: занятия могут быть индивидуальными или групповыми, а также проводиться с семьями. Кроме того, при занятиях в группе техники и упражнения могут быть рассчитаны на индивидуальную, парную, микрогрупповую или общегрупповую работу. Одни варианты применения фотографии могут быть связаны с использованием готовых снимков, другие — с их созданием в ходе занятий или между занятиями. И в том и в другом случае работа может протекать относительно спонтанно и предполагать неограниченную свободу действий либо требовать более четкой постановки задач и использования конкретных техник, игр и упражнений.
Приведём несколько примеров фототерапевтических упражнений, которые могут применятся в работе состаршими дошкольниками.
Упражнение «Песочница с фотографиями» развивает восприятие пространства и пространственных отношений между предметами. Данная техника также развивает социальную компетентность, творческую фантазию и эстетические переживания, способность к выражению ребенком значимых для него чувств и представлений, позволяет исследовать систему его отношений и образ «Я». Ребенку предлагается, используя песочницу с набором миниатюрных фигурок и предметов, а также вырезанные из фотографий изображения, создать какую-либо композицию. В процессе игры важно вести беседу с ребёнком, что бы он рассказывал, почему он так делает. Потом можно оставить песочницу в группе, что бы дети самостоятельно могли взаимодействовать с ней и с другими детьми в процессе.
Упражнение «Выбери животное» детям предлагается выбрать из ряда фотографий те, которые им нравятся. Можно выбрать пару фотографий. Фотографии с животными должны быть в разных эмоциональных состояниях. После выбора детям предлагается придумать рассказ про животное.
Упражнение «Совместный фотоколлаж» помогает выражению и осознанию чувств, развитие межличностной компетентности и навыков включения в совместную деятельность, укрепление «Я» и личных границ. Детям предлагается образовать пары, после чего им предлагается совместно создать фотоколлаж, используя для этого вырезки из журналов и личные фотографии. В одних случаях можно предложить им работать молча, в других случаях они могут в процессе работы общаться для того, чтобы определить тему и согласовать свои действия.
Для детей естественнее выражать свои мысли и чувства посредством образов, чем словами, поэтому фотография способна выступать для них важнейшим средством общения с миром и организации внутреннего опыта.
Список литературы:
- Копытин А., Платтс Дж. Руководство по фототерапии. – М.: «Когито-Центр», 2009.
- Weiser J. PhotoTherapy Techniques in Counselling and Therapy – Using Ordinary Snapshots and Photo-Interactions to Help Clients Heal their Lives // The Canadian Art Therapy Association Journal. 2004, Fall. Vol. 17. № 2. P. 23-53.
|