Ребенок в человека вырастает не сам, ребенка человеком делают родители. Он рождается без опыта текущей жизни, чистый носитель ин-формации, который только начинает записывать и объяснять себе все про-исходящее вокруг. И именно родители (воспитатели) являются первыми людьми, которых фиксирует маленький человек, и именно они остаются наиболее важными людьми для ребенка на всю оставшуюся жизнь.
Родители навсегда остаются в сознании ребенка, а затем и взрослого, в виде картинок и в виде моделей поведения. В виде отношения, как к себе, так и к другим, в виде усвоенных с детства навыков поведения в определенных ситуациях. Как целенаправленная деятельность, воспитание вторично. Среди родителей осознанных воспитателей — немного, осознанно воспитывают детей — единицы. Однако дети воспитываются нами и тогда, когда мы это и не планируем: самим фактом того, что мы живем с ними вместе, своим образом и укладом жизни, своими привычками и разговорами. Целенаправленное воспитание редко и поэтому вторично, по жизни первично — это родители и дети, какие это дети, какие родители, и какие отношения между ними.
Работая психологом в детском саду, основной своей задачей я ставлю задачу донесения до родителей и воспитателей информации о том, что в первую очередь они являются важным источником «хорошего» или «плохого» поведения детей. Рассмотрим этот вопрос подробней.
На основе теории и практики транзактного анализа Памела Левин разработала концепцию возрастных стадий развития, по которой ребенок на каждой стадии решает определенные задачи своего развития, подготавливая переход к следующей стадии.
- Стадия существования (от 0 до 6 месяцев);
- Стадия действий (от 6 до 18 месяцев);
- Стадия мышления (от 18 месяцев до 3 лет);
- Стадия идентичности и силы (от 3 до 6 лет);
- Стадия структуры (от 6 до 12 лет);
- Стадия идентификации, сексуальности и отделения (от 12 до 18 лет).
Как мы видим четыре стадии развития приходятся на время, которое ребенок проводит в детском саду. Т.е. осознанное или неосознанное влияние родителей и воспитателей в данный период является определяющим в воспитании ребенка и влияет на качество всей его последующей жизни, это отражено в психологической концепции "сценария" жизни, разработанной в теории транзактного анализа. Родители и воспитатели, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития. Но ошибки в воспитании вызывают застревание (остановку) развития на какой-либо стадии, что приводит к формированию психосоциальных проблем в подростковом и взрослом состоянии.
На этих стадиях (от 0 до 6 лет) ребенок принимает для себя ряд определенных решений, таких как: жить, процветать, доверять людям и своим ощущениям при исследовании окружающего мира, а когда необходимо — звать на помощь, ожидая, что его потребности будут удовлетворены. Учиться думать и решать проблемы самостоятельно, при этом получать удовольствие от процесса, выражать свои чувства и справляться с ними. Проходя данные стадии развития, ребенок учиться, при правильной поддержке со стороны взрослых, устанавливать идентичность собственной личности и необходимым навыкам и ролям в обществе. Проживая эти стадии, ребенок ожидает от значимых взрослых поддержки и понимания, желает слышать определенные слова и ощущать определенные чувства, видеть конкретные действия со стороны взрослых.
Взрослым, в первую очередь, для обучения «полезному» поведению необходимо заботиться о себе и разрешать собственные проблемы, возникающие на той стадии, которую в данный момент проходит его ребенок.
На всех стадиях развития, независимо от возраста, значимым взрослым
необходимо создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту своему ребенку.
Предлагаю вам список жизненно важных навыков для поддержания детей в выполнении задач развития, в результате применения которых улучшится психологический климат в семье и в воспитательном учреждении. Будет сформирована мотивация на успех и самоуважение у детей и их родителей.
- Обеспечивать любящую, последовательную заботу для ребенка и реагировать на его потребности.
- Защищать его от повреждений при ознакомлении с разнообразными сенсорными ощущениями (массаж, музыка, горшки и кастрюли, кубики, мягкие игрушки, игрушки, которые издают шум и т.д.)
- Реагировать, когда ребенок затевает игру. Помогать ему переходить от одного занятия к другому.
- Давать простые и ясные указания, которым ребенок может следовать; поддерживать и хвалить за достижения.
- Воздерживаться интерпретировать поведение ребенка: “Тебе нравится смотреться в зеркало”. Вместо этого называть поведение ребенка: “Юля смотрит в зеркало”
- Много разговаривать с ребенком, говорить как что называется. Давать информацию для чего делать что-либо, как это делать и т.д. Объяснять “почему”, “как” и обеспечивать ребенка другой информацией. Говорить по два “да” на каждое “нет”. Отвечать на вопросы.
- Воздерживаться прерывать его, когда это возможно.
- Устанавливать разумные границы поведения и следить за их выполнением. Учить ребенка основным командам для обеспечения безопасности (например, подойди, нельзя, иди, сядь, встань).
- Радоваться способности детей думать. Уделять время и обеспечивать возможности для развития мышления ребенка. Поощрять причинно-следственное мышление.
- Позволять детям выражать как позитивные, так и негативные чувства. Учить, как выражать чувства иначе, чем ударив кого-либо или что-либо. Оставаться стабильными во время вспышек гнева ребенка, не уступать и не злоупотреблять властью.
- Ожидать, что ребенок будет думать о собственных чувствах и начнет думать о чувствах других людей. Ожидать, что ребенок будет выражать чувства и соединять чувства с мышлением. Воздерживаться от споров кто прав, кто виноват.
- Относиться к ребенку как к “удивительному”.
- Поддерживать детей в исследовании мира вещей, людей, идей, чувств.
- Поощрять ребенка радоваться тому, что он мальчик или девочка, учить, что оба пола хороши. Аккуратно реагировать по мере проявления детского любопытства к человеческому телу и разнице между мальчиками и девочками. Давать ребенку информацию о мире и корректировать ложную информацию.
- Обеспечивать приемлемые позитивные и негативные последствия действий ребенка. Поощрять использование фантазии и разделение фантазии и реальности. Использовать такой язык, чтобы было ясно, кто за что отвечает.
- Хвалить за хорошее поведение
|