Задача детских психологов – контролировать процесс развития ребенка и создавать условия для того, чтобы это развитие шло своевременно и эффективно.
Ведущими направлениями деятельности психолога являются просвещение, профилактика, диагностика, коррекция, амплификация (обогащение) психического и личностного развития детей и взрослых, мониторинг различных составных элементов детского сада как социальной системы.
Психологическая профилактика и просвещение
Профилактика и просвещение направлены на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в процессе обучения и воспитания, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер.
Эта задача решается через:
- Еженедельные занятия психолога с детьми в группе. Занятия могут быть направлены на формирование социальной и коммуникативной компетентности, например, «Путешествие в мир эмоций», «О добре и милосердии», «Давай дружить!», «Игры-фантазирования» и другое.
- Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе
- Разъяснение педагогам и родителям необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения.
Диагностика
Диагностика проводится для:
- определения совместно с родителями индивидуальной программы адаптации ребенка в детском саду;
- разработки индивидуального образовательного маршрута;
- исследования причин затруднения в эмоциональной и интеллектуальной сферах;
- выявления уровня развития творческих способностей ребенка.
Родители хотят знать причины капризов, непослушания, детской агрессии, грубости, тревожности, страхов, негативизма ребенка. Для этого исследуются уровень сформированности коммуникативных навыков ребенка, особенности его воспитания, процессы мышления, памяти, восприятия и другое. При исследовании применяются методы наблюдения, беседы, эксперимента, тестирования, могут исследоваться продукты деятельности детей.
Еще одной задачей является психолого-педагогическое изучение стиля общения педагогов с детьми, родителями, коллегами с целью создания и поддержания комфортной воспитательно-образовательной среды.
Консультирование.
Консультирование проводится по результатам проведенного диагностического исследования или по запросу родителя или педагога. Родителей интересует: все ли в порядке с ребенком? Правильно ли ребенок развивается, правильно ли общается со сверстниками? Нормально ли он ест, спит, ведет себя? Его эмоциональное состояние соответствует норме? Какую образовательную программу, школу, секцию выбрать для ребенка?
В процессе консультирования взрослые знакомятся с траекторией нормативного развития ребенка. Детский психолог объясняет причины поведения ребенка и каким способом сделать воспитательную тактику более эффективной. Может предложить ребенку или родителям образовательную программу, которая гармонизирует процесс развития.
Профессиональное мастерство детского психолога — заметить, когда жизненные силы ребенка расходуются, искажая его развитие, и перенаправить внимание семьи к тому, что сейчас необходимо ребенку.
Коррекционная работа с ребенком в детском саду может быть в двух видах:
- Ситуационная коррекционная работа.
- Кратковременная или долговременная коррекционная работа.
Ребенок недоспал или обижен, зол или печалится. Психолог приглашает ребенка к себе в кабинет для решения проблемы. Важно побыть рядом с ребенком, выслушать его, может быть отвлечь от печальных мыслей, или же помочь обрести иное видение ситуации, которая вывела его из равновесия. На это может потребоваться 20-40 минут. Для этих целей используются приемы арт-терапии, терапевтическая песочница, игровые уголки. Благотворным может быть сосредоточение на тактильных или слуховых стимулах. Нормализовав состояние ребенка, психолог возвращает ребенка в группу.
Потребность в кратковременной или долговременной коррекционной работе возникает, когда у ребенка имеются какие-либо особенности, затрудняющие его взаимодействие с другими людьми или препятствующие его учебе.. Долговременная работа невозможна без подключения всех заинтересованных лиц. Это могут быть родители, специалисты детского сада и другие дети. Долговременная коррекционная работа может вестись как раздельно с каждым участником, например, посредством индивидуальных консультаций или игровых сеансов, так и в групповом формате (группы для родителей или группы для педагогов; группы для детей). Возможна работа с детско-родительской парой и работа с детско-родительской группой.
Детско-родительская пара – это 30-40-минутное совместное пребывание родителя со своим ребенком в специально оборудованном помещении (игровая или сенсорная комната). Детско-родительская встреча выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более чувствительными и терпимыми к своим детям и научаются относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.
Цель встречи психолога с детско-родительской парой заранее проговаривается с родителями. Опробуя новые способы общения со своим ребенком сначала в специально-организованном пространстве, родители переносят их в свою практику взаимодействия с детьми.
Детско-родительская группа – это 2 пары (малая группа) или 3-6 пар (большая группа)
Группы могут носить тематический характер или исследовательский, могут быть открытыми или закрытыми, могут договориться на 5 встреч, а могут работать в течение учебного года.
Родитель в группе наблюдает за своим малышом, за взаимодействием его с другим ребенком или другим взрослым и бывает изумлен открывающейся реальности. Часто можно услышать слова удивления, радости, восторга от открывающихся перспектив. «Я никогда прежде не была так захвачена своим ребенком. Мне так было интересно! Я стала ближе ребенку, я лучше его понимаю!» Так родители и дети становятся единомышленниками: пробуют, радуются, разочаровываются, ошибаются и находят лучшие решения во взаимодействии друг с другом.
Сотрудничество семьи и детского сада является необходимым условием создания такой ситуации развития, в которой рост личности, в том числе, социализация будут успешными и гармоничными.
- Зубова Галина Геннадьевна – педагог-психолог высшей категории (Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова), гештальт-терапевт, супервизор, член Общества психологов, практикующих гештальт-подход, Почетный работник общего образования.
|