Тактика проведения психолого – педагогического обследования ребёнка с ОВЗ
Для успешности психологического обследования Т.Д. Марцинковская предлагает запомнить несколько основных правил:
- Для составления психологической характеристики ребенка необходимо использовать не менее 10—15 разных тестов, поскольку каждая отдельная методика направлена на «измерение» очень го, специального качества — какого—то одного вида внимания, памяти, мышления ребенка. Не существует универсальной методики, с помощью которой можно сразу все «измерить» и понять в ребенке, исчерпывающую характеристику его личных качеств, способностей, особенностей общения, его познавательных процессов.
- Строго следуйте инструкции, которая приведена в каждой методике. В противном случае суть задания может полностью измениться, а, следовательно, полученный вами результат будет ошибочным.
- Не забывайте о том, что каждая методика рассчитана на и определенного возраста. Существуют методики, которые но использовать в разных возрастных группах. В таких случаях обращайте внимание на инструкцию и особенности подачи риала для каждого возраста.
- Результаты, полученные вами, также не могут быть одинаково значимы для разного возраста. Поэтому будьте внимательны при интерпретации: обязательно сверяйте их с результатами, типичными особенностей конкретного возраста. Помните о том, что по данным конкретной одной методики нельзя сделать вывод о «глупости» или алое, так же как и об одаренности. Такой вывод может быть ан только в том случае, если результаты всех тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.
- Для работы по многим методикам необходим специальный «стимульный материал», то есть карточки, тексты, картинки, которые предлагают ребенку. Не забывайте, что все инструкции о порядке предъявления и способе подачи этого материала обязательны и совершенно иной результат.
- Существуют так называемые субъективные и объективные методики, способы анализа полученных результатов. Одни из них имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов, другие требуют не количественной, а качественной интерпретации, хотя работать с ними труднее, эти методы часто дают более полные данные о психическом состоянии ребенка. Однако при работе с ними надо быть особенно внимательными и сверять их результаты с показателями, полученными с помощью других тестов.
- Никогда не пытайтесь работать с ребенком через силу, без его добровольного желания — вы получите неверные результаты. Старайтесь также не упоминать, что вы проверяете ребенка, как бы экзаменуете его. Это приведет к напряженности, скованности и также может исказить объективность полученных данных. Лучше включить обследование в процесс любой совместной деятельности, можно даже игровой, но только при условии, что ребенок сумеет в процессе этой игры сосредоточиться, «принять» задание, а не бросить его на полпути, если оно ему покажется скучным или трудным. Словом, вы должны заинтересовать ребенка и добиться его внимания.
Выготский Л.С. рассматривал личность ребенка в развитии и отстаивал динамический подход к изучению развития. Особо он подчеркивал необходимость установления качественных особенностей протекания психических процессов, выявления перспектив развития личности, а также изучения интеллектуального и эмоционально-волевого развития детей в их взаимосвязи. Эти положения стали основой для разработки специальной схемы педологического исследования ребенка, включающей строго определенные этапы.
- Анализ тщательно собранных жалоб родителей, самого ребенка, работников воспитательного учреждения. При анализе внешних жалоб следует избегать не только субъективных оценок, но и всяких обобщений, принимаемых на веру и не проверяемых в течение исследования.
- Анализ истории развития ребенка, включающей его утробное и внеутробное развитие в главных чертах, выяснение наследственных особенностей, и особенно историю воспитания личности, важнейшие влияния среды, непосредственно формирующие личность ребенка.
Важно, чтобы вся история развития и воспитания была причинным жизнеописанием, т.е. центр тяжести должен быть перенесен с внешних событий (когда ребенок начал садиться, говорить и т.д.) на изучение и установление внутренних связей процесса развития. Обязательным моментом на этом этапе исследования является характерологическое изучение семьи, позволяющее выявить факты наследственности в их динамике. Наследственные влияния должны изучаться в единстве со средовыми как структурное целое. Всякий новый этап в развитии ребенка должен быть понят как вытекающий с логической необходимостью из предшествующего этапа.
3. Симптоматология развития — научное констатирование, описание и определение симптомов, позволяющие определить уровень и характер развития, достигнутого ребенком на настоящий момент. Самое важное — выяснение степени выраженности и характера связи данного симптома с остальными и его мотивированности, т.е. места данного симптома внутри целого синдрома. Еще более важно отойти в квалификации фактов и явлений нарушения от житейских наблюдений, случайных названий и обобщений.
4. Педологический диагноз представляет собой вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса. Окончательная оценка состояния развития делается на основе тщательного анализа числа и характера положительных и отрицательных данных, сравнения всей картины поведения ребенка с той или иной возрастной схемой развития.
5. Прогноз — предсказание на основе всех предыдущих этапов исследования пути и характера детского развития. Содержанием прогноза должна быть вся полнота процесса развития, как она отражена в диагнозе, со всей сложностью структуры и динамики личности ребенка.
6. Педагогическое или лечебно-педагогическое назначение, во имя которого и строится педологическое исследование. Педагогическое назначение должно быть конкретным, содержательным, давать совершенно определенные и ясные указания относительно мероприятий, применяемых к ребенку, и явлений, которые должны быть устранены с помощью этих мероприятий.
Получив назначение, педагог должен знать, с чем именно в развитии ребенка ему нужно бороться, какие для этого привлекаются средства, какой от них ожидается эффект. Такие стереотипные формулировки назначений, как индивидуальный подход или вовлечение в коллектив, неэффективны, поскольку не имеют конкретного содержания и не указывают на способ их осуществления.
Основываясь на выше сказанном можно составить тактику проведении психологического обследования ребёнка с ОВЗ (по О.Н. Усановой):
1. Предварительный этап — сбор и анализ всестороннего анамнеза. (При анализе этих данных учитываются следующие парметры развития:
- сроки — время начала и завершения различных этапов развития;
- темпы — скорость, интенсивность накопления определенных навыков и умений;
- спонтанность — степень самостоятельности ребенка в овладении разными видами деятельности;
- результативность — уровень развития, достигнутый ребенком к моменту обследования.)
2. Первый этап — наблюдение за поведением и деятельностью ребенка. Его задача — отметить состояние отдельных сторон его психической деятельности в целях получения общей характеристики развития. Фиксируются: внешний вид ребенка, его контактность, реакция на ситуацию обследования, направленность интересов и действий, организация внимания и деятельности, осмысленность работы, адекватность оценки своих действий (концентрация, переключаемость, распределение внимания, сопровождение деятельности речью, двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость).
3. Второй этап — углубленное изучение психических процессов с помощью психодиагностических и нейропсихологических методик (анализ уровня развития мышления и речи, сенсорно — перцептивных и мнестических процессов, изучение письменной речи, математических умений и навыков.)
4. Третий этап – составление заключения по результатам обследования.
Психологическое заключение должно строиться на основе сравнительного анализа полученных результатов по всем разделам обследования. Стандарта в написании заключения нет, но можно говорить о некоторой условной схеме заключения. О.Н. Усанова предлагает составление психологического заключения из трех частей:
Первая часть – постановка вопроса исследования (гипотеза).
Вторая часть – описательная характеристика результатов исследования в русле выбранного направления. В этой части анализируется организационная и исполнительская сторона психической деятельности ребенка, а также формулируются выводы, полученные в процессе обследования. Должны быть даны ответы на вопросы: 1) соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастным нормам; 2) какова структура дефекта развития: какой дефект является первичным, какие вторичные нарушения закономерно возникли и развились как следствие первичного дефекта; 3) какова взаимосвязь высших психических функций ребенка, особенно мышления и речи; 4) каково взаимодействие дефекта развития ребенка и формирование его личности; 5) каков уровень его знаний и практических навыков к моменту обследования; 6) какова обучаемость ребенка? (необходимо привести конкретные примеры, подтверждающие выводы)
Третья часть – резюме наиболее важных данных, которые в дальнейшем могут быть положены в формулировку диагноза.
Ниже представлена схема психологического заключения, предложенная М. М. и Н. Я. Семаго.
А. Общая часть заключения
- Основные паспортные данные ребенка.
- Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию.
- Наиболее важные анамнестические данные.
- Специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе его эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность).
- Сформированность регуляторных функций.
- Общая оценка операциональных характеристик деятельности в различные моменты обследования (в том числе и ее динамический аспект).
- Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы.
- Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.
Б. Специальная часть
- Психологический диагноз.
- Вероятностный прогноз развития.
- Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.
Список литературы:
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей.
- ЗабрамнаяС. Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций).
- Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития.
- Усанова О.Н. Специальная психология как наука.
|