Психологический компонент является основополагающим в обеспечении возможности удовлетворения потребностей участников процесса обучения и воспитания в их ощущении собственной безопасности, в сохранении и повышении самооценки, в становлении положительной «Я концепции», в признании со стороны коллектива, в самореализации.
Основное требование к образовательной среде – создание необходимых условий для психологической безопасности каждого субъекта педагогического процесса, то есть, способствование его психологическому благополучию и личностному развитию.
Как ключевую психологическую характеристику образовательной среды учреждения образования многие ученые (И. Баева, С. Вершловский, А. Лебедев, В. Слободчиков и другие) рассматривают безопасность, а как основное условие для личностного роста ее участников — психологически безопасную образовательную и воспитательную среду.
Скачать конспект
Психологически безопасной образовательной средой следует считать такую, в которой подавляющее большинство субъектов учебно-воспитательного процесса имеют положительное отношение к ней, а также высокие показатели индекса защищенности от психологического насилия и удовлетворенности потребностей. Такая среда выступает как эффективное взаимодействие между личностями, а это будет способствовать эмоциональному благополучию воспитанников и педагогов, личностному росту воспитанников и их психическому здоровью, способствовать профессиональному росту и долголетию педагогов, гармонизации отношений между педагогами и воспитанниками.
Авторы, изучающие данный вопрос, определяют психологический аспект безопасности личности следующим образом:
- ее целостность и адаптивность
- сохранность психики личности
- среду, которая создает защищенность для ребенка, должна быть свободной от проявления психологического насилия и должна способствовать удовлетворению потребности в личностно-доверительном общении, а также обеспечивать здоровую психику ее участников
- нормальное функционирование и устойчивое развитие человека во взаимодействии со средой (умение создавать психологически безопасные отношения и умение защититься от угроз)
Психологическая безопасность образовательной среды – это взаимоотношения субъектов в этой среде, желание находиться в ней и испытывать чувство защищённости. Создание психологической безопасности подразумевает под собой формирование ресурса сопротивляемости.
Не только у младших, но и у старших дошкольников любое давление или принуждение делать что-либо против воли вызывает сопротивление. Если психоэмоциональное напряжение продолжается длительно, то оно порождает поиск негативных выходов. Внешне это проявляется в таких формах поведения, как протестные действия, у ребенка возникают вредные привычки, например, биение головой о подушку или сосание пальцев, языка, губ, нередко грызение ногтей или раскачивание, внутренне – как аутоагрессия (уход в себя). В развитии личности ребёнка наблюдается дисгармония, искажение представления о себе.
Создание психологической безопасности образовательной среды учебно-воспитательного заведения – процесс целенаправленный, систематический и педагогически управляемый, поэтому он является одним из направлений социализации и социального воспитания личности.
Ошибки в воспитании детей порождают неблагоприятное последствие отрицательного воспитательного воздействия. К ним можно отнести запугивание, нетерпение, конфликты, перегрузки, авторитарность, осмеяние, наказание стыдом, развешивание ярлыков, уличение и т.д.
К факторам риска, которые увеличивают возможность возникновения опасностей и угроз, можно отнести:
- незначительную степень удовлетворенности результатами образования и психологическим климатом, наличие психологического насилия. Любые нарушения в системе этих отношений непосредственно влияют на психическое состояние участников среды
- низкий уровень психологической культуры воспитанников, родителей, педагогов и т. д.
- недостаточность профилактики психического и физического здоровья участников учебно-воспитательного процесса
- отсутствие средств и методов для обеспечения защищенности образовательного учреждения от угроз всем видам безопасности.
Для того, чтобы создать обстановку психологической безопасности для воспитанников и психологической защищенности для себя, педагог должен быть:
- конгруэнтным (то есть искренним, естественным в своих проявлениях и откровенным в отношениях с детьми)
- безусловно положительно относиться к детям (чувствовать теплые чувства к ним, принимать ребенка таким, какой он есть)
- эмпатийным (понимать поведение ребенка, его реакции и действия с точки зрения самого ребенка, смотреть его глазами).
Психологически безопасную образовательную среду может создать педагог, которому присущи:
1. Сложившаяся личностно ориентированная профессиональная позиция. В этой характеристике концентрируются главные показатели профессиональной культуры педагога, основные побудительные силы его труда, устойчивая система отношений к детям, к себе, определяющая его поведение, стиль деятельности.
Личностно ориентированная позиция педагога предполагает построение учебно-воспитательного процесса на основе педагогики успеха и оптимизма, создание атмосферы толерантности, активизацию и стимуляцию процессов осознанного учения, педагогическую поддержку воспитанников в процессе обучения, психотерапевтическую ориентированность всего педагогического процесса.
2. Высокий уровень коммуникативной, социально-психологической компетентности. Предполагает: знание в области процессов общения, межличностных отношений, возможности познания личности воспитанников, а также умение налаживать взаимоотношения между детьми, формировать их культуру общения, готовность к созданию благоприятного психологического климата в коллективе.
3. Высокий уровень культуры профессионального здоровья. Профессиональное здоровье педагога сказывается на результатах всей учебно-воспитательной работы, а также на здоровье воспитанников. Неблагополучие психологического здоровья, деформации личности педагога, проявления синдрома эмоционального выгорания, педагогических кризисов непосредственно влияют на эмоциональное благополучие и здоровье воспитанников.
4. Сформированный персональный стиль межличностного общения гармонизирует личность педагога. Стиль педагогического общения влияет на становление эмоционального опыта детей, на формирование многих личностных качеств (самостоятельность, объективность, инициативность и т.д.), на уровень познавательной активности, психологический климат в коллективе. Личностно ориентированная педагогика признает, что между здоровьем и эмоциональным комфортом детей и педагогов, а также характером их взаимодействия есть прямая зависимость.
Результаты исследований (И. Баевой, С. Вершловского, А. Лебедева, В. Слободчикова и других) свидетельствуют, что в детских коллективах с педагогом авторитарным, недоброжелательным, строгим текущая детская заболеваемость втрое выше, и в двое чаще количество неврологических расстройств, чем в коллективах с чутким, уравновешенным, спокойным педагогом (при прочих равных условиях).
Индивидуальный стиль позволяет педагогу использовать преимущества своих типологических свойств личности и компенсировать отдельные негативные их проявления. Развитие индивидуальности педагога и ее гармонизация благодаря индивидуальному стилю общения является гарантом создания психологически безопасной развивающей среды.
|