Неведомская Светлана Владимировна. Причины нетерпимости у старших дошкольников и способы их преодоления

Причины нетерпимости у старших дошкольников и способы их преодоления

Формирование личности начинается с детства. Как указывают психологи: старший дошкольный возраст – это особо ответственный период в психическом развитии ребёнка, когда закладываются основные личностные механизмы деятельности и поведения, индивидуальные особенности человека: у ребёнка возникают первые представления об окружающей действительности, формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности, (потребность в признании сверстников, в уважении взрослого). Ребёнок усваивает определённую систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе.

Как воспитать ребёнка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями? Несомненно, этот вопрос волнует всех педагогов и родителей. Не всегда дети могут легко наладить общение, ведь способность общаться со сверстниками и взрослыми – это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности.

 

Неумение видеть и воспринимать сверстника, его переживания, желания, проблемы — основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Не секрет: многие дети настолько сосредоточены на себе, на своём «я», что сверстник для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона. Для детей старшего дошкольного возраста эта проблема особо актуальна, так как они будущие первоклассники, и им нужно будет адаптироваться в реальных условиях современной школы: заводить новых друзей, выступать публично. Цель педагога — вооружить дошкольников необходимыми приёмами общения, отвлечь внимание ребёнка от фиксированности на собственном «Я», от сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание на товарищей вне контекста взаимоотношений. Как не бывает двух одинаковых отпечатков пальцев, так не бывает двух одинаковых людей. Мы все очень разные: и внешне, и внутренне. И дети, взрослея, начинают замечать эти различия, нередко награждают друг друга неприятными кличками, что становится причиной для слез и обиды. А иногда — и для стойкого ухудшения отношений между ними. Как научить ребенка быть терпимым к тому, что другие от него отличаются? Как помочь ребенку, если нетерпимость проявляется по отношению к нему?

Наблюдая процесс общения детей в группе, мы пришли к выводу, что у детей не достаточно хорошо сформированы коммуникативные навыки. Группа многочисленна и в ней есть всякие дети: умеющие общаться, уважающие товарищей, но есть и несдержанные, среди них зачастую возникают споры, некоторые дети выражают своё недовольство партнёрами по игре или общению с помощью драк, чаще обзыванием. Перед нами одна из групп в обычном детском саду. Всем детям около 5 лет, и в каждом из них есть что-то особенное. Егор — заводила, очень активный мальчик, нередко доставляющий беспокойство воспитателям и другим детям. Коля — тихий мальчик, замечательно рисует, но, пожалуй, слишком вредный, неуступчивый. Илья носит очки и не очень любит повышенное внимание. Саид недавно приехала вместе со своими родителями из другой страны и еще не слишком хорошо говорит по-русски. Артём — очень послушен, ориентирован на выполнение всех правил в группе, но у него часто бывают нервные срывы (слёзы). Они такие разные, и они вместе ходят в одну группу. Они общаются, но это общение не всегда протекает гладко.

Группа детей в детском саду — маленькая модель нашего социального мира. Все они особенные, непохожие, но живут вместе и должны общаться. Дети обзывают друг друга, искусно «давя» на самое больное место. Родители, впервые сталкиваясь с таким поведением, переживают крайне неприятные чувства: как это может быть, чтобы их ребенок, такой добрый, милый и совсем маленький, говорил такое, чтобы обидеть другого малыша? А если дразнилки касаются их ребенка, становится еще больнее. Все дети в той или иной мере проходят этот этап нетерпимости. Кто-то постепенно учится смотреть на других более доброжелательно, некоторые приобретают способность ее сдерживать, а кто-то остается нетерпимым к особенностям других на всю жизнь. Но для того чтобы понять, как помочь ребенку стать более гибким и доброжелательным в общении, нужно знать, почему ребенок может так себя вести.

Причина первая: я отличаюсь от других. Все начинается в возрасте около 3 лет. Пока ребенок не достиг этой возрастной границы, ему, в общем-то, все равно, как именно выглядит другой малыш, чем он отличается от него самого. Но вот ребенка 2,5-3 лет настигает кризис самостоятельности. В речи появляется и закрепляется местоимение «я». С этого момента начинается процесс, в ходе которого кроха начинает познавать себя как личность. Для него становится важным, какого он пола, как выглядит. Осознавая собственные особенности, малыш параллельно начинает понимать: другие дети отличаются от него. Это необходимый процесс осознания себя в этом мире. В речи ребенка начинают проскальзывать высказывания о других детях и их особенностях, но пока это делается не с целью обидеть, а просто для того, чтобы обозначить различие: «Оля в очках ходит, а я — нет. Я храбрый, на дерево могу залезть, а Миша — нет». Прерывать такие рассуждения и запрещать их не стоит. Не надо мешать ребенку, определяться в этом мире, и способ сравнения себя с другими в этом случае один из основных.

Причина вторая: малыш учится неприязни у взрослых. К сожалению, такому поведению ребенок учится у нас. Мы, взрослые, не всегда можем проявить терпимость к особенностям других людей. Проявляя собственную нетерпимость, мы отделяем себя от «других» и повышаем свою самооценку. Если кто-то говорит плохо о толстых, богатых или тех, которые «понаехали», то он самому себе кажется и умнее, и лучше. Но рядом с нами находятся дети, они слышат наши слова и считывают негативное отношение к «другим». А если значимые люди позволяют себе это, значит и малыш считает, что будет правильным вести себя так же. И начинает «отрабатывать» такое поведение на сверстниках. Но если у взрослых нетерпимость часто бывает замаскированной, то дети гораздо более прямолинейны.

Острые грани нетерпимости

Какие именно особенности, служащие для словесных «уколов», дети отмечают друг в друге? Основные «острые грани» нетерпимости таковы:

  • особенности внешности. Дети отмечают яркие особенности внешности: «толстяк», «скелет», «рыжий». Часто это также характеристики, связанные с аккуратностью: «грязнуля», «неряха», «лохматый»;
  • особенности поведения. «Черепаха», «плакса», «трус», «жадина» — в этих словах проявляется нетерпимость к чертам характера или поведения другого ребенка;
  • национальный вопрос. Слова нетерпимости в этом случае дети «подхватывают» у взрослых. Именно они учат их обращать внимание на цвет глаз и волос и делать на основе этого неправомерные выводы;
  • пол и возраст. Дети часто дразнят друг друга «девчонкой» (часто как синоним «плаксы» или в отношении мальчиков, дружащих с девочками), а также «малышом» ( «маленький» как синоним «глупый»);
  • ум и успешность. Если ребенок не отличается ни активностью, ни хорошими навыками общения, ни достижениями в занятиях, то он часто может услышать: «тупица», «тихоня».

Конечно, это влияет на «старт» в жизни. Дети, которых много дразнят, становятся замкнутыми и неуверенными в себе. Нетерпимость негативно влияет как на личность того, кто ее проявляет, так и на личность того, в отношении кого она возникает. От того, как реагируют на «дразнилки» родители, зависит, будет ли ребенок, когда он вырастет, терпим к особенностям будущего партнера, друзей и просто окружающих.

Чаще всего у дошкольников нетерпимость проявляется в форме дразнилок, прозвищ, обидных эпитетов. «Жадина-говядина», «собака-забияка»... Каких только прозвищ не придумывают друг другу дети! Этот процесс начинается после 3 лет, становясь особенно явным около 5 лет и «набирая обороты» в школьном возрасте. И дразнятся дети, желая достичь самых разных целей.

  • Игра. Достаточно часто дразнилки звучат для того, чтобы начать игру (один начинает дразниться, другой за ним бегает, при этом оба смеются).
  • Увеселение окружающих. В этом случае малыш хочет, чтобы над его шуткой посмеялись, но цели обидеть другого ребенка у него нет. Он хочет быть в центре внимания.
  • Проба на «прочность». В этом случае дразнилки нужны, чтобы спровоцировать обиженного на какие-то активные действия. Возможно, это происходит из-за неприязни детей друг к другу. Возможно, из желания «померяться силами» (особенно у мальчиков). Ребенок знает, что дразнилки не останутся без ответа, и начинает этот бой.
  • Самоутверждение. Награждая сверстника обидными эпитетами, постоянно дразня его, такой ребенок желает утвердиться за счет него. Он осознает, что обижает или даже унижает другого, и именно это возвышает его в собственных глазах, а иногда позволяет занять лидирующую позицию. Т.е. в этом случае унижение другого — это не цель, а средство.
  • Привлечение внимания взрослых. Некоторые дети, не умея получать похвалы от взрослых, привыкают привлекать их внимание плохим поведением. Обзывательства в сторону других детей — одно из средств для этого. Ребенок знает, что если он будет дразниться — взрослых это не оставит равнодушными. А это как раз то, чего он добивается. Такие дети используют и другие средства: бьют других детей, портят вещи, мешают на занятиях в детском саду и т.д.
  • Выплеск агрессии. Ребенок полностью осознает, что своими словами может обидеть другого. Более того, именно в этом его цель — обидеть, задеть побольнее. Возможно, другой ребенок только что не отдав ему игрушку или, напротив, отобрал у него что-то. И в порыве злости малыш произносит обидные слова.
  • Зависть. Дети могут завидовать друг другу из-за игрушек, одежды и других «статусных» вещей (поездок за границу, крупных покупок). Тогда обидные слова — это средство восстановить «справедливость» ( «ничего, что у нее новое платье, зато она неуклюжая, как слон»).
  • Самозащита. Если ребенка обзывают, он обычно обзывается в ответ.

Получается, что обидные дразнилки, затрагивающие особенности детей, нужны не только (и не столько) для того, чтобы обидеть, а являются средством, чтобы решить какие-то свои внутренние проблемы. А если так, то есть надежда: если выяснить эти проблемы, то можно помочь ребенку решить их иначе, а не за счет других детей.

Для решения проблемы взаимоотношений детей в нашей группе, для формирования социально-коммуникативных отношений нами были выдвинуты задачи:

  1. Учить взаимодействовать с окружающими с учётом своих интересов и интересов партнёров по общению.
  2. Учить мирно разрешать конфликты.

Для реализации этих задач мы пострили модель «Ступеньки общения».

Ступеньки общения

1ступенька: Положительный образ «Я»

2 ступенька: Способность к восприятию другого человека

3 ступенька: Умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях

4 ступенька: Анализ положительных и отрицательных сторон поведения

5 ступенька: Компетентность в общении

На каждом этапе мы проводили беседы с использованием игр на развитие социально-коммуникативной компетентности детей.

Игры на развитие социально-коммуникативной компетентности детей.

1 ступенька. Положительный образ «Я». Цель: Дать ребёнку почувствовать свою значимость, научить принимать себя таким, какой он есть.

Игра «Ты мне нравишься»

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать фразу, например: «Катя, ты мне нравишься тем, что ты… (красивая, добрая, с тобой хорошо играть, ты отлично умеешь дежурить…). Приучать детей стараться отмечать личностные качества сверстника. Игру начинает ведущий. Ни один ребёнок не должен остаться без внимания.

2 ступенька. Способность к восприятию другого человека. Цель: Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого.

Игра «Комплимент».

Детям предложить встать в круг и взяться за руки. Педагог: Попробуйте сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить друг друга. Каждый участник группы по очереди произносит фразу, начиная со слов: «ты мне нравишься тем, что...». Тот, кому говорятся слова, дарит комплимент своему соседу.

3 ступенька. Умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях. Цель: Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, общности, сплочённости.

Игра «Рука к руке»

Для игры необходимо нечётное число игроков, Водящий произносит: «Рука к руке!» Все меняются местами!» И все участники игры, в том числе и ведущий, должны найти себе пару и соприкоснуться с партнёром руками. Тот, кто без пары, становится водящим. Можно отдавать команды: «Мизинец к мизинцу!», «Пятка к пятке!», «Коленок колену!».

4ступенька. Анализ положительных и отрицательных сторон поведения. Цель: Формировать умения самостоятельно контролировать собственные проявления эмоций.

Игра «Шарик эмоций».

Педагог: «Сейчас я вам расскажу, как можно по-другому выходить из таких ситуаций, когда вам обидно, вы сердитесь. Отрицательные эмоции можно надуть как шарики и отпустить, чтобы этот шарик улетел. Почувствуйте, как обида и злость превращаются в шарики внутри вас, и выдохните их: ух-ух-ух. Кому- то проще представить, что он берёт шарик и надувает его со своей злостью или грустью и отпускает.

После проведенной работы мы увидели, что у детей повысилась уверенность в своих силах, появились положительные изменения в эмоциональной, познавательной сфере. Ребята стали свободно общаться со сверстниками и взрослыми, научились выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Дети почувствовали уверенность в своих возможностях, улучшилась мелкая моторика руки, аккуратность, образное мышление.

Используемые источники:

Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. — М.: ТЦ Сфера, 2007. -80с.

Просмотров: 385
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Нурсана Гаффарова. Как дети учат друг друга разговаривать
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Петухова Татьяна Леонидовна. ВСЕГО ДОРОЖЕ - ЭТО ДЕТИ!
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Редактор. Дети и рукоделие: как привить своему ребенку любовь к рукоделию.
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь