Из опыта индивидуальной работы с ребенком с РАС педагогов МАДОУ №53 г. Томска Дудкиной Е.В и Николаевой Г.П. группы компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта.
Каждый ребенок с ОВЗ имеет возможность быть психологически готовым к обучению на своем уровне, соответственно своим личностным особенностям. А особенностью детей нашей группы являются нарушения интеллектуального развития и системы психологической деятельности (дети с РАС, синдром Дауна, синдром Вильямса, дети с умственной отсталостью).
В целях обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, педагогический процесс в группе организован с учетом здоровья детей, гибкого режима дня, изучения интересов каждого ребенка, а, следовательно, проектирование деятельности детей с их учетом и использование психологических разгрузок.
Один из воспитанников с РАС нашей группы освоил чтение и написание слов печатными буквами. Учитывая интерес ребенка, и проведя консультацию для мамы, мы решили создать особые условия для обогащения звуковой и речевой активности, развитие социально-коммуникативного общения, памяти, внимания, положительных эмоций от совместной деятельности с педагогом от продуктивной деятельности через создание воспитанником авторской книги «Здравствуйте, это Я!»
Были определены вместе с мамой темы страниц книги и подобраны домашние фотографии.
- страница: Это я. Я уже большой, мне 7 лет и я хожу в детский сад.
- страница: Это мои родные – мама, папа, сестренки и братишки, бабушки и дедушки.
- страница: Это мой дом, я в нем живу (кухня, зал, моя комната, ванна)
- страница: Я – помощник! Я помогаю маме, бабушке (мыть посуду, готовить еду, вытирать пыль, вешать сушить белье, пылесосить ковры), папе и дедушке (выносить мусор, чистить снег, ремонтировать что то).
- страница: Я занимаюсь! (ребенок занимается в д/саду, на кружках и т.д.)
- страница: Это мои друзья! (в детском саду и вне дома)
- страница: Мои увлечения (буквы, цифры, книги, раскраски, конструктор)
- страница: Любимые праздники!
- страница: Так я отдыхаю!
- страница: Я очень люблю спорт!
Через создание авторской книги мы реализовывали следующие образовательные области, основной является:
Социально-коммуникативное развитие:
- усвоение знаний о себе (познание самого себя) и о своей семье, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
Так же в интеграции речевое развитие:
- овладение речью как средством общения культуры, обогащение активного словаря и развитие связной речи.
Познавательное развитие: развитие интересов детской любознательности и познавательной мотивации, становление сознания.
Физическое развитие: развитие мелкой моторики при наклеивании фотографий и печатание слов.
При написании книги мы учитывали:
- Индивидуальные особенности ребенка.
- Наличие фотографии самого ребенка, его близких, окружающих его предметов и т.д.
- Книга постоянно находится с ребенком, он выполняет написание вместе с педагогом, который помогает запомнить и усвоить тот материал, который уже готов.
- Определяется четко тема страницы, прорабатывается с родителями дома и закрепляется в детском саду с педагогом.
- Оформление каждой страницы сопровождается положительными эмоциями, как педагога, так и ребенка.
- Читать и рассматривать книгу можно в детском саду педагогам и детям группы, дома, брать к бабушке и т.д.
- Наиболее удобно, если книга будет лежать на столе или в книжном уголке и доступна ребенку, тогда он сможет попросить педагога или маму о чтении не только устно, но и принести книгу вам в руки.
По завершению написания книги, наблюдалась динамика развития в области социально – коммуникативного развития, воспитанник познавал себя, усваивал знания о своей семье, проговаривал имена родных и сверстников, названия предметов, своих действий, места своего присутствия и т.д. Часто листая книгу, ребенок научился выбирать ту страницу, которую он хотел в данный момент прочитать или показать, выражал свои положительные эмоции, вырос интерес к сотрудничеству с педагогом в продуктивной и самостоятельной деятельности, что еще раз демонстрировало нам, насколько не напрасны наши усилия для развития ребенка с РАС.
|