Социальное развитие по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых лет жизни человека. По мнению С.А. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, человек — это система общественных отношений, развитие которого происходит в деятельности. Присвоение ребенком системы общественных отношений в деятельности — это и есть процесс социального развития. В социальном развитии человека можно выделить три сферы, в которых осуществляется прежде всего становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей личности с внешним миром посредством общения, который на каждом возрастном этапе имеет качественное своеобразие.
Скачать конспект
Раннее дошкольное детство — особый в этом отношении период. Это время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Многие дети в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности соответствующими эмоциональными реакциями на них. Если двух-трехлетний малыш гордится наличием у себя ряда достоинств (умею зашнуровывать ботинки, умею застегивать пальто), то у четырехлетнего ребенка чувства радости и гордости вызывают качественные показатели достижений в разных видах деятельности (красиво и правильно нарисовал, быстро пробежал и т.п.). В этой же возрастной группе наблюдаются массовые реакции на успех и неудачу, очевидным образом связанные с самооценкой. Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личностными возможностями. Соотнося свои успехи и неудачи с результатами аналогичной деятельности других детей, ребенок обучается правильно оценивать собственные возможности. Чем гордится ребенок, чего он стыдится — решающую роль в этом играют окружающие, и в первую очередь, — родители, воспитатели, их отношение к ребенку, оценка его достижений.
В раннем возрасте начинает формироваться чувство, которое в дальнейшей личностной судьбе ребенка играет весьма существенную роль, порождая множество других индивидуально полезных качеств. Это стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из стремления к признанию, как из общего корня при нормальном воспитании вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие качества.
На протяжении раннего возраста происходит изменение социальной ситуации развития. В раннем детстве (до 3-х лет) она представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок — предмет — взрослый (Д. Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова). Содержание совместной деятельности составляет освоение ребенком социально выработанных способов употребления предметов, которыми владеет взрослый. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, который задает образец их использования в ходе взаимодействия с малышом. Поэтому ведущей деятельностью становится предметная деятельность, а ситуативно-деловое общение выступает средством ее осуществления.
На этапе ситуативно-делового общения речь носит ситуативный характер и сопровождает действие, речевые коммуникации развиты слабо. Это объясняется возрастными особенностями развития психических процессов и характером его деятельности.
Совместная деятельность со взрослым приводит к тому, что к концу 3-го года жизни у детей формируются следующие показатели социального развития:
- складывается предметная деятельность;
- развивается общение со взрослыми;
- зарождается общение со сверстниками;
- возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности.
У детей среднего дошкольного возраста продолжают развиваться личностные качества, связанные с отношением к людям. Это, в первую очередь, внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям и т.д. Они уже способны проявить не только симпатию (антипатию), элементарное сочувствие, но и эмпатию, нежность, любовь к близким. Часто в этом возрасте чувство к близким и знакомым ребенок переносит на персонажи сказок. Он проявляет к ним активное сочувствие, а попавшему в беду стремится оказать помощь. В условиях неудачи ребенок обращается к взрослому, одобрение которого служит мотивацией детей.
К этому возрасту уровень построения игры становится достаточно высоким. В игровых объединениях существует общность требований, согласованность действий, а реальные и игровые отношения дифференцируются и осознаются детьми. Ребенок среднего возраста начинает принимать во внимание интересы партнера. Он уже может определять свои личные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер, хотя отмечается незначительная тенденция к возрастанию числа «звезд» и «непринятых». Значимыми характеристиками «звезд» в этом возрасте выступают умения организовать игру, стремление к справедливости,
доброта, дружелюбие, внешняя привлекательность. «Непринятых» детей характеризуют дефекты нравственно-волевой сферы, замкнутость, внешняя непривлекательность. Симпатия и антипатия обусловлены тем, в какой степени ребенок соответствует социальному эталону, сформированному на основе оценок взрослых и собственных взаимоотношений.
Взаимоотношения дошкольников среднего возраста определяются, главным образом, наличием, или отсутствием у ребенка нравственных качеств, которые имеют важное значение для всей группы. В этом возрасте сюжетно-ролевая игра становится все более коллективной, и одному ребенку не справиться с драматизацией замысла, требуется деловое сотрудничество, которое обеспечивается актуально-деловым общением по типу «здесь» и «сейчас». Речь становится основной коммуникативной операцией. Идет активный процесс самоутверждения по отношению ко взрослым и сверстникам. Ребенок стремится привлечь к себе внимание. Он особенно чувствителен к разным «признакам» отношения к себе со стороны других детей. В общении возникает феномен «невидимого зеркала»: в сверстнике ребенок видит себя, и видит пристрастно положительно.
В период среднего дошкольного возраста развивается третья форма коммуникативной деятельности — внеситуативно-познавательная. Внеситуативно-познавательный этап общения характеризуется постепенным отделением речи от непосредственного практического опыта ребенка. Речь уже становится доминирующим средством коммуникации, так как слово позволяет преодолеть детям рамки конкретной ситуации и выйти за ее пределы. Характерной чертой речи является ее яркая эмоциональная окрашенность. В связи со все возрастающими потребностями в общении, с одной стороны, и неимением достаточного словарного запаса, с другой стороны, эмоциональная окрашенность речи помогает ребенку выйти за пределы конкретно произносимых слов. При этом подлинный смысл раскрывается именно через такие выразительные моменты.
Между четырьмя и пятью годами речь уже предшествует деятельности и организовывает ее. Речевые коммуникации претерпевают серьезные качественные изменения. Если раньше общение строилось с опорой на зрительные, экспрессивно-мимические контакты и предметные действия, что объясняется преобладанием у ребенка наглядно-действенного, а затем наглядно-образного типов мышления, то в старшем дошкольном возрасте речь начинает приобретать автономный характер, становится внеситуативной, что свидетельствует о начальном этапе развития абстрактного, логического мышления. Удовлетворение познавательных интересов приводит к углублению их знакомства с окружающей действительностью и к вовлечению в сферу их внимания мира людей — взаимоотношений и взаимосвязей внутри этого мира и с ним.
К пяти — шести годам ребенок начинает накапливать собственный опыт жизни, во многом стихийный и неосознанный. Многие известные психологи обращали внимание на значимость детского опыта в жизни человека (3. Фрейд, А. Адлер, Л.С. Выготский, П.П. Блонский и др). Воспоминания детства дают человеку необходимый ресурс, поддерживают и помогают. Многочисленные автобиографии, дневники и воспоминания свидетельствуют о тонком проникновении ребенка в мир окружающей жизни, яркости восприятия и особой «детской» памяти.
Таким образом, в возрасте от 5 до 7 лет детям необходим взрослый, организующий опыт их жизни и помогающий его воспринять и осознать. В этот период происходит становление личности ребенка, и общение со взрослыми является одним важнейших условий ее развития. В период от 5 до 7 лет ребенок открыт по отношению к существующим в обществе нормативным социо-культурным представлениям. Усвоение этических норм и правил, стремление следовать культурным образцам позволяют ему легко, не проявляя критичности и сопротивления, «врасти» в ту культуру, в которой он живет. Детей в этом возрасте отличает феномен «морального реализма» (Ж. Пиаже), проявляющийся в полном принятии моральных норм, существующих вне его.
Однако для социального развития, становления личности недостаточно одних лишь знаний и представлений. Ребенок довольно долго проявляет достаточно заметное расхождение между речевым и реальным поведением (Е. В. Субботский). Зная правила, не выполняет их, верно оценивая события и героев, ведет себя импульсивно, порой непредсказуемо. Развитие личности требует способности к анализу собственного поведения, сдерживания непосредственных импульсов, разрешения внутренних конфликтов. И поэтому психологи говорят лишь о создании предпосылок личностного развития в этот период жизни.
Для того, чтобы такие предпосылки сложились, необходимо овладение «общей произвольностью своего поведения» (Л. С. Выготский), соподчинение мотивов своих действий (А. Н. Леонтьев), а также переживание и эмоциональное принятие тех нравственных норм и правил, которые становятся регуляторами поведения. (Л. И. Божович, В.В. Зеньковский и др.).
К 5-7 годам под влиянием общения со взрослыми складывается особый тип взаимоотношений, названный М.И. Лисиной внеситуативноличностным. Ребенок и взрослый вступают в партнерские отношения не по поводу предметов и действий с ними, а по поводу личностных проявлений людей. Ребенка интересует широкий мир общечеловеческих ценностей, суждения, оценки, мнение взрослого. Дошкольник живо интересуется тем, что думает взрослый о героях детских сказок и книг, а также о нем самом, его ровесниках. Самоценность такого общения проявляется в особом отношении к взрослому, в том, что ребенок выделяет
его среди других людей, видит в нем учителя (Е. О. Смирнова). В этом возрасте у детей наблюдается проявление повышенного интереса к сверстнику как к партнеру по совместной разнообразной деятельности с позиции сотрудничества. Это обуславливает резкое возрастание потребности ребенка в речевых коммуникациях. К старшему дошкольному возрасту дети все более овладевают произвольной регуляцией речи. Речь становится самостоятельным (а не только обслуживающим и сопровождающим) видом деятельности. Ведущей потребностью в общении у ребенка данного возраста выступает потребность во взаимопонимании, сопереживании и сотрудничестве. Происходят серьезные изменения в характере взаимодействия ребенка-дошкольника со сверстниками. Если ранее у ребенка процесс общения с другими детьми преобладала потребность в признании и самоутверждении, и другой ребенок зачастую воспринимался как объект его наблюдения и воздействия, то в старшем дошкольном возрасте сверстник рассматривается уже в качестве субъекта взаимодействия и общения. Ребенок изучает своего сверстника, сравнивает себя с ним, согласовывает с ним свои желания и поступки, устанавливает партнерские отношения. У ребенка проявляется способность к дифференцированному отбору языковых средств высказывания в зависимости от ситуации и участников общения. Все это говорит о потенциальных возможностях старшего дошкольника быть субъектом полноценных межсубъектных взаимоотношений, в которых ребенок проявляет себя с позиции активного, свободного и творческого субъекта творческой жизнедеятельности, где общение, речевые коммуникации являются одним из способов осознания себя во внутреннем плане становления личности и позволяют понять другого человека, рассматриваемого полноправным субъектом взаимодействия.
Таким образом, социальное развитие дошкольника, как отмечает О.М. Дьяченко, характеризуется, прежде всего, уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. С одной стороны, это нормы и правила, существующие в человеческой культуре по отношению к предметному миру, правила обращения с различными предметами человеческой культуры. С другой стороны, это правила поведения с другими людьми. По мере освоения таких правил и норм дети начинают регулировать свое поведение. Освоение норм и правил на протяжении дошкольного возраста характеризуется как расширением и усложнением самих правил, так и повышением уровня их удержания. Ребенок уже не только знает, как надо себя вести, но и регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными правилами.
О.М. Дьяченко выделены основные показатели социального развития дошкольника.
|