Авторы:
- педагог-психолог Подгорнова Екатерина Николаевна,
- воспитатель Подгорнова Нина Николаевна
МБДОУ д/с №51 «Морошка» ЗАТО г. Североморск Мурманской области
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство, могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.
Скачать конспект
Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы [1].
В основу нашего педагогического проекта легли игры и упражнения из системы занятий по развитию эмоциональной сферы «Давай познакомимся!», разработанной И.А. Пазухиной [1].
Вид проекта — практико-ориентированный (прикладной).
По типу предметно-содержательной области — межпредметный, так как реализация цели проекта осуществляется в интеграции нескольких областей дошкольного образования.
По территории реализации — внутренний, так как проект реализуется внутри дошкольного образовательного учреждения.
По продолжительности проведения — среднесрочный, так как срок его реализации составляет 2 месяца.
Участники проекта — дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) (воспитанники старшей группы «Смородинка»), педагоги МБДОУ д/с №51, педагог-психолог, родители воспитанников.
Цель проекта — создание положительной атмосферы в группе, формирование социального доверия, чувства общности и эмоциональной отзывчивости.
Задачи проекта:
- развивать у старших дошкольников эмоциональную восприимчивость к чувствам других людей
- способствовать формированию и развитию сплоченности детского коллектива
- учить дошкольников действовать сообща при выполнении коллективных работ
- учить слушать и слышать других людей, не перебивая
- развивать усидчивость, внимание, наблюдательность
- способствовать формированию доброжелательной и доверительной обстановки в группе
- повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах эмоционально-нравственного воспитания дошкольников.
Объект исследования – эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – эмоционально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами творчества.
Место реализации проекта – МБДОУ д/с №51 «Морошка» ЗАТО г. Североморск Мурманской области.
Реализация проекта осуществляется с учетом основных принципов, обеспечивающих развитие личности дошкольника:
- позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
- безусловного принятия ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;
- индивидуального подхода (максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);
- развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию);
- поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности;
- обеспечения условий для осознания ребенком гордости за свои достижения, чувства собственного достоинства и самоуважения в процессе игровой деятельности.
Методы и средства реализации проекта:
На подготовительном этапе:
- анализ методической и научной литературы
- подбор аудио-, видеоматериалов, художественной литературы
- подбор и разработка для педагогов и родителей заочных консультаций, памяток и буклетов по эмоционально-нравственному воспитанию дошкольников
- создание картотеки психологических игр-разминок на развитие коммуникативных качеств дошкольников.
На основном этапе:
- чтение литературных произведений по теме проекта (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки…)
- просмотр мультфильмов и видеороликов по теме проекта
- прослушивание и исполнение песен о дружбе и добре
- этические беседы на тему дружбы и доброго отношения к людям и животным
- рассматривание сюжетных картинок и агитационных плакатов по теме проекта
- проведение психологических игр-разминок, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости, доброжелательности и позитивных взаимоотношений в детском коллективе
- продуктивная деятельность (рисование, аппликация)
- работа с педагогами и родителями воспитанников.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный. На этом этапе проводилась разработка плана работы по проекту, охватывающего всех его участников: педагогов, воспитанников и их родителей. Осуществлялся подбор художественной литературы, соответствующей возрасту детей, аудио- и видеоматериалов, составлялись картотеки психологических игр-разминок, а также подбирались и разрабатывались памятки и консультации по эмоционально-нравственному воспитанию дошкольников для педагогов и родителей.
II этап – основной. На этом этапе проводилась непосредственная работа с участниками проекта по разработанному плану.
Для родителей и педагогов был подготовлен ряд заочных консультаций, памяток и буклетов, целью которых было повышение уровня психолого-педагогической грамотности в вопросах эмоционально-нравственного воспитания детей.
При активном содействии педагогов старшей группы «Смородинка» проводились этические беседы с детьми на тему дружбы и доброго отношения к людям и животным, целью которых было выявление имеющегося уровня нравственного воспитания дошкольников.
Проводилось ознакомление детей с художественной литературой (Рис. 1), организовывалось прослушивание песен, просмотр видео и мультфильмов по теме проекта (Рис. 2). Каждое из проведенных мероприятий завершалось продуктивной деятельностью для закрепления пройденного материала – созданием коллективной работы (аппликации или рисунка), выполняя которую дети учились действовать сообща.
Кроме того, проводилось активное внедрение психологических игр-коммуникаций (Рис. 3) в повседневную жизнь дошкольников в детском саду: на занятиях, на прогулках, в режимных моментах и т.д.
Рис. 1. Чтение рассказа «Марфа»
Рис. 2. Просмотр м/ф «Живая игрушка»
Рис. 3. Игра-коммуникация «Здравствуй, друг!» на занятиях физкультурой
III этап – итоговый. На этом этапе представлялись результаты деятельности по проекту «Лучики добра»:
- Открытое занятие «Полянка доброты»;
- Коллективная работа воспитанников старшей группы «Смородинка» «Полянка доброты» (Рис. 4);
- Презентация проекта «Лучики добра» на малом педсовете МБДОУ д/с №51 «Морошка» ЗАТО г. Североморск;
- Подборка сюжетных картинок с изображением конфликтного и доброжелательного поведения детей;
- Подборка фольклорного материала (пословицы и поговорки) о дружбе;
- Картотека игр-разминок, игр-коммуникаций, направленных на формирование и развитие эмоциональной отзывчивости, доброжелательности и позитивных взаимоотношений в детском коллективе;
- Фонотека песен о дружбе и добре;
- Видеотека мультфильмов о дружбе и добром отношении к окружающим;
- Памятки и буклеты для родителей и педагогов по эмоционально-нравственному воспитанию дошкольников ( «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду», «Посеять в детских душах доброту и отзывчивость»);
- Заочные консультации для родителей и педагогов по эмоционально-нравственному воспитанию дошкольников ( «Учите детей доброте», «Добрые мультики, которые помогают воспитывать», «Секреты воспитания вежливого ребенка», «Волшебный справочник добрых слов и выражений»).
Рис. 4. Коллективная работа воспитанников старшей группы «Смородинка» «Полянка доброты»
Результаты проектной деятельности «Лучики добра»:
- В старшей группе «Смородинка» улучшилась эмоциональная атмосфера.
- У дошкольников усовершенствовались навыки сотрудничества и взаимопомощи.
- У детей укрепилось чувство принадлежности к группе, общности и сплоченности коллектива.
- Повысился уровень эмоционального развития и отзывчивости детей.
- Повысился уровень заинтересованности родителей как участников образовательного процесса.
Литература:
- Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4—6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И. А. Пазухина — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
- Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2005.
|