Никитина Анна Валерьевна, педагог-психолог МДОУ №2 «Солнышко» Ярославского муниципального района
Все люди, будь то взрослые или дети — индивидуальны, каждый показывает разный уровень понимания, усвоения, запоминания информации, концентрации на том или ином виде деятельности, определенный уровень умений и, свойственные ему, то есть конкретному человеку, способности. Педагогам-психологам в своей профессиональной деятельности важно понимать и отслеживать динамику развития, как перечисленных качеств в формировании подрастающей личности, так и конкретных психических процессов. Для этого используется множество апробированных методик. В том числе и известная стандартизированная психологическая методика «Рисунок человека», позволяющая определять уровень сформированности психо-эмоциональных критериев личности дошкольника и младшего школьника. Посредством ее интерпретации анализируется развитие таких процессов как: слуховое восприятие (принятие задачи), зрительное восприятие, моторика руки, концентрация внимания на выполнении задания, воображение, общий интеллектуальный уровень ребенка.
скачать конспект
Наиболее часто эта методика применяется в интерпретации авт. К. Маховер, Ф. Гудинаф [см. Приложение]. Суть ее в том, что испытуемому дается задание нарисовать человека таким, каким он себе его представляет. Это может быть мама, папа, сестра, брат, друг, др. Авторы считают, что нормально развивающийся ребенок 5 лет должен изобразить не менее 10 любых деталей из 46 возможных [см. Приложение], 14 деталей должны изображать дети в возрасте 6 лет, а 18 и более — в возрасте 7 лет. Эти показатели являются установленной нормой.
На практике, нередко, нормально развивающиеся дети, рисуют человека значительно выше или ниже представленных показателей. Если ребенок рисует чуть выше возрастной нормы, в таком случае, как правило не возникает затруднений, и его психические процессы нормально формируются. Сложнее ситуация, если малыш не справился с заданием и рисует «головонога» в 5 лет.
Эта ситуация в большинстве случаев указывает на наличие социальной или педагогической запущенности, приобретенных или врожденных отклонений психофизиологического развития (ЗПР, ЗПРР, например) и подлежит коррекционной работе со специалистом в условиях комплекса действий по развитию отдельных психических процессов. После обучения ребенок, не имеющий сильных органических поражений, как правило, начинает учитывать детали, становится внимательнее и наблюдательнее, замечает элементы собственной внешности, внешность родных, прохожих, стараясь перенести их визуально на рисунок. Вследствие этого, развиваются психические функции: внимание, восприятие, воображение, пространственное представление и увеличивается общий кругозор.
Случается, что ребенок в 4,5-5 лет рисует человека на 7-8 лет по количеству пунктов. Это означает, то, что у него имеется значительный потенциал развития психических и познавательных функций. В особенности касается детей говорящих на двух и более языках или амбидекстеров (прим. — дети, которые рисуют и выполняют учебные/игровые действия двумя руками одинаково хорошо). Даже имея определенные трудности в данный момент (речевые, восприятие, внимание, др.), в ближайшее перспективе они покажут достаточно высокие результаты освоения учебного материала и раскроют свои способности, при наличии созданной пространственно-развивающей среды. У таких детей более, чем у других, работают левое (прим. – отвечает за мыслительные действия) и правое (прим. – отвечает за творчество) полушария головного мозга. Тем самым, уже в раннем возрасте им приходится перерабатывать гораздо больше информации, чем обычно развивающимся сверстникам.
Рис. 1 – Рисунок человек нормально развивающегося ребенка 5-6 лет
Рис. 2 – Рисунок человека ребенка с интеллектуальными нарушениями 5-6 лет
К примеру, девочка 6,6 лет, воспитанница подготовительной группы ДОУ, имеет приобретенный ЗПР (социальная запущенность), нарисовала «головонога» на 5 пунктов в начале учебного года. После проведенной коррекционной работы по комплексному развитию психических процессов, нарисовала человека на 18 пунктов (норма 7 лет). А девочка 4,8 лет, воспитанница средней группы, двуязычная, нарисовала человека на 19 пунктов, но при том слабо успевала в понимании мыслительных операций. К окончанию учебного года, она на занятиях воспитателя, не прибегая к помощи коррекционного педагога, освоила действия по норме возраста.
Первая девочка преодолела барьер запущенности и в дальнейшем сможет раскрыть свои интеллектуальные возможности при грамотно выстроенной программе работы педагога начальных классов. А вторая девочка показала результаты развития западающих познавательных процессов относительно возрастной нормы за короткий срок обучения.
Даже при нормальных показателях интеллекта по методикам оценки познания (например, интеллектуальные скрининг-тесты), так называемые «не рисующие» дети, как правило, в дальнейшем показывают невысокие результаты в учебной деятельности, у них пропадает мотивация, стремление к учебе становятся менее выраженным, игра выходит на первый план.
Методика помогает специалистам в области детской психологии и педагогики, заинтересованным в развитии и воспитании родителям, определять количество, оснащенность, результаты развивающих мероприятий для ребенка, понимать уровень формирования его психических и познавательных функций и, самое главное, определять наличие перспектив дальнейшего развития.
Приложение
Критерии оценки рисунка человека ребенка
в возрасте 5-7 лет по методике К.Маховер, Ф.Гудинаф
За каждый нарисованный пункт специалистом-психологом проставляется 1 балл. В итоге суммируется количество набранных ребенком баллов. Подсказки во время выполнения тестового задания запрещены. При вопросах со стороны ребенка, необходимо дать возможность ему нарисовать так как ему хочется.
- У человека нарисована голова;
- У него две ноги;
- У него две руки;
- Туловище достаточно отделено от головы;
- Длина и ширина туловища пропорциональны;
- Плечи хорошо прорисованы;
- Руки и ноги соединены с туловищем правильно;
- Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены;
- Шея ясно просматривается;
- Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы;
- У человека нарисованы глаза;
- У него нарисован нос;
- Нарисован рот;
- Нос и рот имеют нормальные размеры;
- Видны ноздри;
- Нарисованы волосы;
- Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову;
- Человек нарисован в одежде;
- По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка);
- Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована;
- Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов;
- На руках изображены пальцы;
- На каждой руке пять пальцев;
- Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены;
- Большой палец достаточно хорошо выделен;
- Хорошо прорисованы запястья – сужения и расширения предплечья в области кисти;
- Прорисован локтевой сустав;
- Прорисован коленный сустав;
- Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу;
- Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза;
- Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног;
- Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое;
- Длина и ширина конечностей пропорциональны;
- На ногах можно различить пятки;
- Форма головы правильная;
- Форма тела в целом правильная;
- Очертания конечностей переданы точно;
- Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют;
- Уши хорошо различимы;
- Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры;
- На лице прорисованы ресницы и брови;
- Зрачки расположены правильно;
- Глаза пропорциональны размерам лица;
- Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону;
- Четко различимы лоб и подбородок;
- Подбородок отделен от нижней губы.
|