Никитина Анна Валерьевна. Определение потенциальных возможностей психического развития дошкольника

Определение потенциальных возможностей психического развития дошкольника

Никитина Анна Валерьевна, педагог-психолог МДОУ №2 «Солнышко» Ярославского муниципального района

Все люди, будь то взрослые или дети — индивидуальны, каждый показывает разный уровень понимания, усвоения, запоминания информации, концентрации на том или ином виде деятельности, определенный уровень умений и, свойственные ему, то есть конкретному человеку, способности. Педагогам-психологам в своей профессиональной деятельности важно понимать и отслеживать динамику развития, как перечисленных качеств в формировании подрастающей личности, так и конкретных психических процессов. Для этого используется множество апробированных методик. В том числе и известная стандартизированная психологическая методика «Рисунок человека», позволяющая определять уровень сформированности психо-эмоциональных критериев личности дошкольника и младшего школьника. Посредством ее интерпретации анализируется развитие таких процессов как: слуховое восприятие (принятие задачи), зрительное восприятие, моторика руки, концентрация внимания на выполнении задания, воображение, общий интеллектуальный уровень ребенка.

скачать конспект

Наиболее часто эта методика применяется в интерпретации авт. К. Маховер, Ф. Гудинаф [см. Приложение]. Суть ее в том, что испытуемому дается задание нарисовать человека таким, каким он себе его представляет. Это может быть мама, папа, сестра, брат, друг, др. Авторы считают, что нормально развивающийся ребенок 5 лет должен изобразить не менее 10 любых деталей из 46 возможных [см. Приложение], 14 деталей должны изображать дети в возрасте 6 лет, а 18 и более — в возрасте 7 лет. Эти показатели являются установленной нормой.

На практике, нередко, нормально развивающиеся дети, рисуют человека значительно выше или ниже представленных показателей. Если ребенок рисует чуть выше возрастной нормы, в таком случае, как правило не возникает затруднений, и его психические процессы нормально формируются. Сложнее ситуация, если малыш не справился с заданием и рисует «головонога» в 5 лет.

Эта ситуация в большинстве случаев указывает на наличие социальной или педагогической запущенности, приобретенных или врожденных отклонений психофизиологического развития (ЗПР, ЗПРР, например) и подлежит коррекционной работе со специалистом в условиях комплекса действий по развитию отдельных психических процессов. После обучения ребенок, не имеющий сильных органических поражений, как правило, начинает учитывать детали, становится внимательнее и наблюдательнее, замечает элементы собственной внешности, внешность родных, прохожих, стараясь перенести их визуально на рисунок. Вследствие этого, развиваются психические функции: внимание, восприятие, воображение, пространственное представление и увеличивается общий кругозор.

Случается, что ребенок в 4,5-5 лет рисует человека на 7-8 лет по количеству пунктов. Это означает, то, что у него имеется значительный потенциал развития психических и познавательных функций. В особенности касается детей говорящих на двух и более языках или амбидекстеров (прим. — дети, которые рисуют и выполняют учебные/игровые действия двумя руками одинаково хорошо). Даже имея определенные трудности в данный момент (речевые, восприятие, внимание, др.), в ближайшее перспективе они покажут достаточно высокие результаты освоения учебного материала и раскроют свои способности, при наличии созданной пространственно-развивающей среды. У таких детей более, чем у других, работают левое (прим. – отвечает за мыслительные действия) и правое (прим. – отвечает за творчество) полушария головного мозга. Тем самым, уже в раннем возрасте им приходится перерабатывать гораздо больше информации, чем обычно развивающимся сверстникам.

 Рис. 1 – Рисунок человек нормально развивающегося ребенка 5-6 лет

Рис. 1 – Рисунок человек нормально развивающегося ребенка 5-6 лет

Рис. 2 – Рисунок человека ребенка с интеллектуальными нарушениями 5-6 лет

Рис. 2 – Рисунок человека ребенка с интеллектуальными нарушениями 5-6 лет

К примеру, девочка 6,6 лет, воспитанница подготовительной группы ДОУ, имеет приобретенный ЗПР (социальная запущенность), нарисовала «головонога» на 5 пунктов в начале учебного года. После проведенной коррекционной работы по комплексному развитию психических процессов, нарисовала человека на 18 пунктов (норма 7 лет). А девочка 4,8 лет, воспитанница средней группы, двуязычная, нарисовала человека на 19 пунктов, но при том слабо успевала в понимании мыслительных операций. К окончанию учебного года, она на занятиях воспитателя, не прибегая к помощи коррекционного педагога, освоила действия по норме возраста.

Первая девочка преодолела барьер запущенности и в дальнейшем сможет раскрыть свои интеллектуальные возможности при грамотно выстроенной программе работы педагога начальных классов. А вторая девочка показала результаты развития западающих познавательных процессов относительно возрастной нормы за короткий срок обучения.

Даже при нормальных показателях интеллекта по методикам оценки познания (например, интеллектуальные скрининг-тесты), так называемые «не рисующие» дети, как правило, в дальнейшем показывают невысокие результаты в учебной деятельности, у них пропадает мотивация, стремление к учебе становятся менее выраженным, игра выходит на первый план.

Методика помогает специалистам в области детской психологии и педагогики, заинтересованным в развитии и воспитании родителям, определять количество, оснащенность, результаты развивающих мероприятий для ребенка, понимать уровень формирования его психических и познавательных функций и, самое главное, определять наличие перспектив дальнейшего развития.

Приложение

Критерии оценки рисунка человека ребенка

в возрасте 5-7 лет по методике К.Маховер, Ф.Гудинаф

За каждый нарисованный пункт специалистом-психологом проставляется 1 балл. В итоге суммируется количество набранных ребенком баллов. Подсказки во время выполнения тестового задания запрещены. При вопросах со стороны ребенка, необходимо дать возможность ему нарисовать так как ему хочется.

  1. У человека нарисована голова;
  2. У него две ноги;
  3. У него две руки;
  4. Туловище достаточно отделено от головы;
  5. Длина и ширина туловища пропорциональны;
  6. Плечи хорошо прорисованы;
  7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно;
  8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены;
  9. Шея ясно просматривается;
  10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы;
  11. У человека нарисованы глаза;
  12. У него нарисован нос;
  13. Нарисован рот;
  14. Нос и рот имеют нормальные размеры;
  15. Видны ноздри;
  16. Нарисованы волосы;
  17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову;
  18. Человек нарисован в одежде;
  19. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка);
  20. Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована;
  21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов;
  22. На руках изображены пальцы;
  23. На каждой руке пять пальцев;
  24. Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены;
  25. Большой палец достаточно хорошо выделен;
  26. Хорошо прорисованы запястья – сужения и расширения предплечья в области кисти;
  27. Прорисован локтевой сустав;
  28. Прорисован коленный сустав;
  29. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу;
  30. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза;
  31. Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног;
  32. Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое;
  33. Длина и ширина конечностей пропорциональны;
  34. На ногах можно различить пятки;
  35. Форма головы правильная;
  36. Форма тела в целом правильная;
  37. Очертания конечностей переданы точно;
  38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют;
  39. Уши хорошо различимы;
  40. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры;
  41. На лице прорисованы ресницы и брови;
  42. Зрачки расположены правильно;
  43. Глаза пропорциональны размерам лица;
  44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону;
  45. Четко различимы лоб и подбородок;
  46. Подбородок отделен от нижней губы.
Просмотров: 553
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Самульцева Татьяна Сергеевна. Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
  • Кондратьева Галина Михайловна. Дидактический и речевой материал по развитию неречевых и речевых психических функций у детей 3-4 лет по лексической теме «Человек. Части тела»
  • Маскина Ольга Николаевна, Панзина Жанна Евгеньевна. Конспект занятия по развитию основных психических процессов у детей 6-7 лет «Спешим на помощь»
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Голубева Ирина Николаевна. Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Как хорошо уметь дружить»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Миронова Елена Габталхаковна. «Зайкина березка или История о том, как зайчик узнал о временах года»
  • Кудрявцева Елена Алексеевна. Формирование ребенка 6-7 лет как личности.
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Ферсюк Элеонора Всеволодовна. Новое – это хорошо забытое старое или старое, да на новый лад.
  • Петянова Елена Вячеславовна. Игровой комплект «Пертра» как средство развития познавательных процессов
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Шаврина Елена Геннадьевна. Обращение детей к мамам, папам, бабушкам, дедушкам, или правила обучения детей от 1 до 3 лет
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Редактор. Ребенок от 3 до 5 лет. Что подарить?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Леонова Ирина Сергеевна. «Использование нейропсихологического подхода при развитии высших психических функций у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста в рамках познавательного проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил России им. Мар
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Дзисюк Виктория Фаритовна. Программа «Раз словечко, два словечко» как средство коррекционного развивающего обучения детей 3-4 лет с речевыми нарушениями в условиях Центра Психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
  • Черновол Таисия Алексеевна. Занятие для детей с задержкой психического развития 6-7 лет «КАК СТРОИЛСЯ НАШ ПЕТЕРБУРГ»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Курочкина Галина Валентиновна. Формирование и развитие психических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь