для работы с детьми дошкольного возраста
Глава "Методы работы со сказкой
универсальная схема
Название сказки. 1. Нравственный урок. 2. Воспитание добрых чувств. 3. Речевая зарядка. 4. Развитие мышления и воображения. 5. Сказка и математика. 6. Сказка и экология. 7. Сказка развивает руки.
несомненно, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый, главный план лишь одну-две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими.
Таким образом, наша схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя (родителей). В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, нс болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать...Это так называемое традиционное направление работы со сказкой. Автор же предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшул-лер, М. Шустсрман и др.).
Во-первых, читателю важно знать, для чего необходим ?нравственный урок?. при нашем подходе он берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе. Не зря существует поговорка: ?Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок?.
Немаловажно подчеркнуть, что в силу традиции сказка часто несет в себе много заветных чаяний забитых, малограмотных, бедных людей. Не отсюда ли их мечта: ?лежать на теплой печи, да есть калачи?. Но не станем же мы из-за этого утверждать, что лень - это хорошо, что ?не обманешь - нс проживешь? и тд.
Нетрадиционный подход дает возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка.
Несколько примеров.
В сказке ?Кот в сапогах? мы предлагаем в этой рубрике рассмотреть пословицу ?Чужими руками хорошо жар загребать?. Прежде всего потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведет себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки?
Или сказка ?Принцесса на горошине?. Нравственный урок - ?Изнеженность -достоинство принцесс...?
В сказке ?Рукавичка? нравственный урок мы также предлагаем раскрывать с помощью следующей поговорки: ?В тесноте, да не в обиде?. Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия.
Понять и творчески решать противоречия -один из важнейших вопросов в общей системе образования детей этого периода. Итак, что же за противоречие в этой сказке. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички).
следующий из разделов - ?Воспитание добрых чувств?.
?Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то - на воспитание уважения к старшим. Личность целостна. Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. ?Спеши творить добро? -в этом латинском призыве сохранена общечеловечность чувства доброты... Добрый человек не может не любить глубже. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность... В общем чувство доброты есть корень всех благородных качеств?'.
Возвращаясь к сказке, отметим, что в каждом конкретном случае ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на поделъчивость, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что: - учит детей сравнивать, сопоставлять; - формирует привычку доказывать, что это так или иначе; - ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции; - упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев. К примеру: * ?Докажи, что Аленка лучше всех?; * ?Кого тебе жалко в этой сказке?; * ?Как бы ты поступил на месте...?; * ?Как движениями похвалить петушка?. Нередко здесь используется тризовская игра ?Хорошо - плохо?.
Периодически автор как бы показывает ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу: ?Мне не очень нравится Ивасик-Телесик. Угадайте, почему??
трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. На решение этих проблем направлен третий раздел нашей схемы - ?Речевая зарядка?.
во-первых, умение задавать вопросы, так как, умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но, поверьте, гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку рябу (деду, бабе, курочке или мышке).
Далее, кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно: - придумать несколько однокоренных слов (лес - лесок, лесовичок); - срифмовать два слова (кузнец - удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества; - составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре ?От каждого - по словечку? - ?Колобок? - ?Колобок катится? - ?Колобок катится по дорожке? - ?Колобок катится по зеленой дорожке? и т.д.
важно не только научить ребенка сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения - это записки, телеграммы, короткие письма. Берем, к примеру, сказку ?Красная Шапочка? и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму (да еще срочную). И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Кроме того, телеграмма (как и записка, письмо) могут быть по своему эмоциональному настрою различны и выражать восхищение, благодарность...
значение фразеологизмов и пословиц. К примеру, такая пословица как ?Не все коту масленица? дает повод к разговору о древнем славянском празднике масленицы Так, разбирая содержание и выясняя происхождение той или иной пословицы, мы расширяем кругозор малыша, его представление о народных традициях и обрядах.
Теперь, когда ясен для ребенка смысл пословицы, его легко увлечь игрой придумывания таких ситуаций, для которых бы годилась данная пословица, или сказок, к героям которых ее можно было бы отнести с полным основанием.
Для развития речи детей автор советует чаще прибегать к методу - придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки ?Рукавичка?. Автор предлагает следующие новые названия -?Дружный домик?, ?Дед, рукавичка и звери?, ?Новый домик для зверей?, ?Как дед потерял рукавичку? и т.д.
введение вместо привычного главного героя продуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, наконец, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно ?Введение частицы ?не?? (НЕ репа выросла на грядке, а ..., Не Красная Шапочка, а ... , Не Иван-царевич, а ... ).
Чтобы внести новизну, автор прибегает к редко используемому приему - ?Из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов?. Конечно, мы не вводим для детей столь сложную терминологию (глаголы, существительные). Мы предлагаем детям игровую ситуацию: ?Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка. Например: ?Жи - бы - де - ба - бы - у ни - ку - ря - сне - ку - ря - и т.д.?
Важным является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками: - найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; - сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе - ?длиннохвостая?, ?пушистохвостая?); - разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука - мука), а порой различный контекст (собачий хвост - собачий характер); - объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В сказках присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки...); - произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, попробуйте так сказать слово ?принцесса?.
обращаем ваше внимание на важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. предлагаются задания типа ?Определите лишнее слово?. Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное (только домашних животных или только диких). К примеру, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, собака, петух - дошкольник определяет как лишнее слово ?избушка?. Вполне понятно, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.
Сказка должна способствовать и общению. Для этого предлагается использовать игру-задание ?Интервью?. Для большей достоверности советуем взять в руки ?микрофон? (заменитель - ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу - все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки.
Следующим моментом является рубрика ?Развитие мышления и воображения?. Здесь предлагается малышам впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод. начнем с ?киднэпинга?. Есть проблема - значит, нужно ее решать. В том числе и с помощью скачок, ведь в них тоже нередко присутствует элемент похищения. Поэтому мы приобщаем детей к придумыванию паролей, которые воспрепятствовали бы всяческим похищениям. Вначале они придумывают пароли петушку и другим героям сказки, которые в этом так нуждаются, а потом можно в игровой форме использовать такой пароль в житейской практике любой семьи. Ведь совершенно не помешает, если в вашей семье будет действовать какой-либо пароль, знакомый лишь ее членам.
Очень хорошо, когда в доме есть ?волшебная палочка?. Вначале мы, взрослые, оперируем ею в различных ситуациях (помогаем Колобку стать невидимкой или, наоборот, великаном и т.д.). А затем, обученный владению ?волшебной палочкой?, дошкольник сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
Еще один метод мы предлагаем в связи с развитием мышления, воображения и речи - объединить два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Сразу же оговоримся, что это нелегкая работа и для нас, взрослых. Посудите сами: нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание.
изобретать можно и нужно разнопланово: - придумывать старые предметы в новых вариантах (будильник хватает спящего за ушки, в нем заложены мелодии завтрака, гигиенических процедур и т.д.); - превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы (мама - цветок, я - Иван-царевич, папа - тучка и т.д.); - составлять фантастические сказки о себе.
Следующий метод - ?Постановка проблемного вопроса?. полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли). К примеру: - А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем? -дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему; - Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? - может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку... ?Метод аналогий?.
Например, ваш ребенок смотрит по телевизору так полюбившийся сегодня мультсериал ?Том и Джерри?. По окончании просмотра полезно спросить: ?А в каких сказках тоже встречаются мышки и кошки??. Ребенок начинает вспоминать и проводить параллели. Другой пример. После чтения сказки ?Золушка? дети при вашем участии называют таких же добрых, трудолюбивых, красивых героинь из других сказок. Это может быть и Красная Шапочка, и Крошсчка-Хаврошсчка, и сестрица Аленушка и т.д.
Еще один метод - метод шифров Шифровать можно по-разному: - перевернуть слово слева направо (?Путаница? -?Ацинатуп?); - изобразить вверх ногами всего две буквы (?Путаница? - ?цуьаница?); - зашифровать слово или фразу с помощью флажко-вой грамоты; - зашифровать краткий текст сказки с помощью азбуки Морзе и т.д.
Теперь о связи сказки и математики.
математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности (?Два жадных медвежонка?, ?Волк и семеро козлят?, ?Цветик-семицветик? и т.д.). В этой рубрике находят место необычные математические задания, требующие от ребенка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Теперь о математических вопросах. Самый распространенный из них ?Чем похожи, чем отличаются?. Понятно, что найти сходство и различия - это логика. Далее, школьнику очень важно дать такое понятие: ?Число, форма и величина не зависят от цвета, места расположения, материала...? Именно поэтому детям будет полезно поупражняться в ответах на вопросы типа: ?Чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо??.
Когда ребенок четырех лет и старше познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.
Вы, к примеру, догадались, что нижеследующая модель(один большой и семь маленьких треугольников) напоминает сказку ?Волк и семеро козлят?, а два заштрихованных кружка - сказку ?Два жадных медвежонка?.
Работая в этом направлении, взрослые постепенно уводят ребят от конкретики и конкретных образов к абстрагированию, то есть в конечном счете готовят детей к математической деятельности, только со знаками и числами.
Значительное место в этой рубрике отведено, как всегда, преобразовательной работе: на основе сказки придумывается задачка или считалка, или задачка с числами, или рифмованная строчка о цифре.
способностей воспринимать время, чувствовать вес, тактильно запоминать и т.д. Поэтому барическое чувство (веса), а также верное восприятие времени проходит в заданиях, так или иначе связанных со сказкой: * Сколько весит булава? * За какое время пробежит лиса 10 метров? * 12 суток летела булава - это сколько дней? * Сколько иголок у ежика - как можно ответить на этот вопрос?
формирование экологической культуры детей. говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления. Возьмем, к примеру, семя яблока и вместе с ребенком проследим его динамику: семя - дерево - цветущее дерево - плоды - варенье и т.д. Не менее важно изучить путь от конечного результата к началу (то есть от варенья в данном случае до семени). Для нас это кажется предельно ясным, а детям помогает подойти к пониманию того, что все в природе взаимосвязано и все находится в развитии.
Остановимся более детально на взаимозависимостях в этом плане. Все вокруг нас приспосабливается: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему кормиться и т.д. Это понимание взаимозависимостей желательно перенести в сказки, помогая любимым героям в их бедах (колобку лучше поменять цвет на зеленый, тогда он не будет виден на траве).
Более осознанному пониманию детьми природы помогает игра ?А если бы?, которая ставит ребенка в позицию исследователя: * А если бы не наступила весна? * А если бы пропал ветер? * А если бы погасло солнце? и т.д. Понятно, что такие сложные, проблемные вопросы решаются сообща со взрослыми. Природа, как все вокруг нас и в нас самих, противоречива. Вот и приходится нередко ¦ использовать уже знакомую игру ?Хорошо - плохо? (аналогия ?Вред - польза?). Так, болото - это плохо: можно увязнуть, много комаров, пахнет нехорошо, на вид некрасивое. Но ведь болото - это и хорошо: из него добывают торф, болото питает близлежащие речки, лягушкам хорошо живется в нем и т.д. Вот так, с помощью игр в ходе сказки мы знакомим 'детей с природой во всем ее многообразии.
последняя рубрика ?Сказка развивает руки?. Не случайно говорится ?Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю?. Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. О полезности таких занятий уже говорилось выше. Кроме того, весьма часто предлагается изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно. Поскольку такое направление достаточно подробно описано в книге ?От трех до семи? (глава ?Учим детей изображать?), в данном случае лишь одной строкой напомним некоторые приемы, наиболее часто повторяемые: - объемная аппликация - мнется аппликационная бумага, немного распрямляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости, дорисовывается; - пальцевая живопись - рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками; - рисование на мокрой бумаге - смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской; - волшебный рисунок - вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются; - монотопия - рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан переворачивается и прижимается к бумаге; - ?живая? капля - большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается; - коллаж - в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природ н ы и материал.
Л.Б.Фесюкова,
|