Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Совсем недавно мы изучали и внедряли Федеральные государственные требования к общей образовательной программе дошкольных образовательных учреждений, а уже приходится изучать и использовать в своей практической деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. И, конечно,между этими документами остаются и общие требования, и появляются новые.Рассмотрим,в чем разница между ФГТ ООП ДО и ФГОС ДО.
Во-первых, ФГТ состоит из двух частей-требований к структуре основной образо- вательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реали- зации. ФГОС отличается от ФГТ тем,что в нем представлены еще и требования к результатам освоения основных образовательных программ.
В ФГТ выделяется обязательный раздел программы любого ДОУ «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Во-вторых, отличительные особенности ФГТ от ФГОС просматриваются в требова- ниях к структуре основной общеобразовательной программы ДО. Основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности по ФГТ являются
4 направления: познавательно-речевое, социально-личностное, художествен- но- эстетическое, физическое(10 образовательных областей).В ФГОС содержание програм- мы дошкольного образования должно охватывать следующие образовательные области: коммуникативно-личностное развитие, познаватель ное, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Из вышесказанного следует, что ФГОС направленно на налаживание связей с общественностью (коммуникацию), а ФГТ на саму общественность (социализацию).
Изменено соотношение частей программы.Объем обязательной части Программы по ФГТ должен составлять не менее 80% от общего объема,а часть,формируемая учас- тниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы. В то время, как объем обязательной части Программы по ФГОС – 60%, а часть,формиру- емая участниками образовательного процесса – 40%
ФГТ, можно сказать,переходят в основную часть образовательной программы.
Можно сделать вывод, что Программа по ФГОС в большей мере ориентируется, в отличие от ФГТ, на специфику национальных, социокультурных, экономических, кли- матических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;поддержку интересов педагогических работников Организации; на сложившиеся традиции Организации (группы).
3.Изменилась структура основной образовательной программы по ФГОС.Она включает три основных раздела:1.целевой 2.содержательный 3.организационный.В каждом разделе отражается обязательная часть и часть,формируемая участниками образовательного процесса.Дополнительно введён раздел «Презентация програм- мы».По ФГТ:обязательная часть:Пояснительная записка,режим пребывания детей, содержание по областям,результаты освоения ОП,система мониторинга.Часть, формируемая участниками образовательного процесса.
В-четвёртых, в ФГТ определены конкретные характеристики и качества личности (интегративные качества), желательные для идеального социального портрета ре- бенка дошкольника.Они являются объектом мониторинга.Осуществляется оценка результатов основной Общеобразовательной программы и качества деятельности. Выделяются текущие (промежуточные) результаты освоения программы и итоговые.
В ФГОС предполагаемые результаты представлены в виде целевых ориентиров (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ре- бёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования):
Инициативность
-
Самостоятельность
-
Уверенность в себе
-
Воображение
-
Физическое развитие
-
Волевые усилия
-
Любознательность
-
Интерес ребенка.
Целевые ориентиры не подлежат оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой диагностики воспитанников.Программа по ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей.Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности.Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития,позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе :
-коммуникации со сверстниками и взрослыми
-игровой деятельности
-познавательной деятельности
-проектной деятельности
-художественной деятельности
-физического развития
Программа в соответствии с ФГТ направлена на формирование общей культуры, развитие физических,интеллектуальных, личностных качеств, формирование пред- посылок учебной деятельности. Программа в соответствии с ФГОС направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей воз- можности позитивной социализации ребёнка,его всестороннего личностного мораль- но-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития.
|