При определении содержания деятельности старшего воспитателя или заместителя заведующего, разработке должностной инструкции, являющейся локальным нормативным актом, можно опираться на профессиограмму должности.
Профессиограмма – это описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, требований, которые она предъявляет к специалисту.
Профессиограмма старшего воспитателя, была разработана кандидатом пед. наук, профессором Л.В. Поздняк.
Профессиональные функции и умения старшего воспитателя ДОУ
Скачать презентацию
Профессионально-организаторские умения:
- При планировании: прогнозировать развитие процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывать комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планировать деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на длительный срок и в течение дня;
- способствовать взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов, отдельных заданий;
- создавать условия для повышения квалификации педагогов, воспитательно-образовательной работы с детьми;
- повышать собственный уровень квалификации, оттачивать свои действия и поступки в конкретных ситуациях.
При организации:
- осуществлять деятельность педагогов в соответствии с годовыми и месячными планами, обмен опытом и информацией, эффективное воздействие коллектива на отдельных воспитателей, методическую помощь в составлении планов и подготовке в работе с детьми, повышение квалификации воспитателей, собственную деятельность в соответствии с планом;
- распределять работу между педагогами в соответствии со сложившиеся ситуацией;
- инструктировать в ходе выполнения работы;
- обучать наиболее эффективным методам и
- приемам работы с детьми;
- поддерживать на высоком уровне трудовую активность в коллективе;
- своевременно и правильно оформлять необходимую документацию, методические материалы, выставки для педагогов и родителей;
- поддерживать четкий порядок в работе педагогов, доводить начатые дела до конца;
При контроле:
- разрабатывать схему наблюдения за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностические материалы, вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах;
- наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей;
- фиксировать результаты наблюдений;
- анализировать результаты воспитательно-образовательной работы, детского творчества, планы и документации воспитателей;
- делать выводы и заключения о состоянии воспитательно-образовательной работы с детьми;
- осуществлять диагностики профессиональной компетентности педагогов, развития детей;
- разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов;
- обсуждать результаты контроля с воспитателями, использовать эти результаты при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива;
При координации:
- изучать педагогическое мастерство воспитателей, социально- психологические особенности членов коллектива, процесс выполнения решений;
- корректировать деятельность воспитателей на основе анализа их работы, свою организаторскую деятельность;
- анализировать целенаправленность и эффективность воздействия на воспитателей;
- регулировать ход воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, действия членов коллектива;
- ориентироваться в сложившейся ситуации;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы;
При общении:
- владеть собой в критических ситуациях;
- предвидеть конфликты и предотвращать их;
- изучать взаимоотношения воспитателей при выполнении работы;
- правильно воспринимать критику и учитывать ее своей деятельности;
- понимать и оценивать возможности воспитателей и других сотрудников;
- ориентироваться во взаимоотношениях людей;
- строить свои взаимоотношения с коллективом на основе доверия и сотрудничества;
- устанавливать правильные отношения с заведующими и работниками управления образованием;
- выбирать и использовать наиболее действенные меры организационного и воспитательного воздействия по отношению к отдельным воспитателям;
- учитывать особенности психологического климата в коллективе.
Социальные функции старшего воспитателя:
1. Знакомит педагогический коллектив с законодательством Российской Федерации, указами Президента РФ, постановлением правительства и др.
Форма реализации:
Выступает с докладами, оформляет выставки, раскрывающие основные положения законодательства и его организацию;
Обеспечивает методический кабинет необходимыми документами;
Организует конференции, консультации.
2. Осуществляет пропаганду достижений в общественном воспитании, тенденции его развития.
Форма реализации:
Консультации, беседы, выставки литературы для педагогов.
Выступает с докладами перед работниками дошкольного учреждения, родителями, населением, района, города, на предприятиях;
Организует выставки для родителей и сотрудников; встречи с заслуженными работниками дошкольного воспитания, новаторами, учеными.
3. Участвует в общественной работе в дошкольном учреждении, муниципальном округе, городе и др.
Форма реализации:
Участвует в рейдах по подведению итогов смотров работы педагогов; обсуждение результатов работы;
Выполняет выборную общественную работу;
Входит в состав Совета педагогов, педагогический актив дошкольных работников города, района и т.д.
Деятельность старшего воспитателя по управлению педагогическим процессом:
- Обеспечивает и контролирует выполнение программы воспитания и обучения детей и добивается ее реализации;
- Направляет и контролирует работу педагогов;
Оказывает методическую помощь педагогам
Методическое обеспечение педагогического процесса старшим воспитателем:
- Повышение квалификации кадров;
- Работа методического кабинета;
- Опытно-экспериментальная работа;
- Пропаганда педагогических знаний среди родителей;
- Преемственность в работе воспитателей и учителей начальной школы.
|