Подготовила старший воспитатель Макеева З.Д.
Воспитатель специализированной группы для детей с нарушениями речи постоянно в своей деятельности решает задачи введения в самостоятельную речь воспитанников навыков и умений, полученных детьми на занятиях логопеда. Квалификация и условия работы воспитателя коррекционной группы позволяют нам заниматься расширением лексического запаса дошкольников в процессе всех режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, игры, подготовка к занятиям и т.д.).
Большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий и преобладающая по продолжительности деятельность детей в рамках, которой могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые коррекционно – ориентированные формы взаимодействия педагога с воспитанниками.
Одной из самых результативных форм работы с детьми дошкольного возраста являются специальные дидактические и развивающие игры.
Дидактические игры – одно из основных средств развития познавательных процессов речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей. Для малыша игра – самый радостный и комфортный способ познать мир. Играя, ребенок, самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной и спонтанной речи. Пополнение, уточнение и активизацию речи целесообразно осуществлять не отрывочно, а в соответствии с лексическими темами, в рамках которых проводятся различные игры и упражнения.
В играх с предметами используем игрушки и реальные предметы, объекты природы. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно –образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры инсценировки. В сюжетно – дидактических играх дети выполняют определенные роли.
Игры – инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.
Для развития координации мелких движений и зрительного контроля организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Детям предлагают игры с кеглями, бирюльками, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению.
Настольно- печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению по видам. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала предлагаем игры, в которых требуется подобрать из множества картинок, пары совершено одинаковые. Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу, затем отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формами.
В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика разнообразная.
В домино принцип разности парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика охватывает разные области действительности.
В настоящее время популярны пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
Игры «Назови три предмета», «Назови одним словом» — развивают умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.
Игры «Испорченный телефон», «Летает — не летает» — развивают внимание, сообразительность, быстроту мышления, чувство юмора.
В ходе различных видов деятельности детей вне основных занятий, воспитатели выполняют рекомендации логопеда, следят за правильностью произношения. Широкое применение дидактических игр находит на прогулках, в утренние и вечерние часы, дежурствах, в различных видах труда.
Дидактические игры дают возможность разнообразить деятельность детей и сделать обучение интересным.
|