1. Основные понятия культурно-исторической концепции, соотносящиеся с планированием.
Наибольшее распространение из концепции Л.С. Выготского получили такие понятия, как закон развития высших психологических функций, зона ближайшего развития, новообразования, ведущая деятельность, треугольник опосредования, социальная ситуация развития, сенситивный период, интериоризация, интеграция, идеи о значимости и роли взрослого и сверстника в совместной деятельности ребенка.
Л.С. Выготский ввел понятие «зоны ближайшего развития». Под ней он имел ввиду расхождение между уровнем заданий, которые ребенок может решить самостоятельно и под руководством взрослого.
Обучение должно вести за собой развитие и это возможно в том случае, если педагог умеет определить "зону актуального развития" и "зону ближайшего развития".
Актуальный уровень умственного развития Выготский определил, как запас знаний и умений.
Понятие зоны ближайшего развития в определенной мере объясняет содержание процесса происхождения индивидуальной деятельности.
Как всякая ценная идея, понятие зоны ближайшего развития имеет большое практическое значение для решения вопроса об оптимальных сроках обучения, причем это особенно важно как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.
Определение обоих уровней развития — актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития, — составляет вместе то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой.
В развитии ребенка, замечает Л.С. Выготский, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания – натуральные психические функции — ощущения, восприятие.
Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления – высшие психические функции –мышление, внимание, речь, память, воображение.
Каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь.
Интериоризуясь, "натуральные" психические функции трансформируются и "сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Переход от одного типа деятельности к другому и является процессом интериоризации.
Высшие психические функции (ВПФ) в своем развитии проходят две стадии. Первоначально они существует как форма взаимодействия между людьми, и лишь позже – как полностью внутренний процесс.
ВПФ – культурные и социальные по своему происхождению — результат исторического развития.
Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность.
Центральным звеном ВПФ является мышление, его развитие определяет сущность становления сознания и деятельности, выступает необходимой предпосылкой к развитию личности.
Стабильные процессы развития сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований.
Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности.
Л.С. Выготский вводит понятие сенситивного периода – оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, присущих определенному возрасту.
Так, мышление развивает орудийная деятельность (1-3г),
речь – эмоциональная – посредством звука (общение) (0-2, 5 г.),
воображение – новообразование дошкольного периода,
развитое воображение определяет готовность ребенка к следующему периоду жизни – школе.
Ведущая деятельность для дошкольника- это игра. В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка.
Всё обучение строится на игре.
Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Социальная среда –источник развития.
В качестве основных условий полноценного развития ребенка выступает общение между ребенком и взрослым.
"Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания".
Выготский вводит понятие «интеграция» (первоначально для детей с нарушениями в развитии) и дает понятие психологической системы. Внедряет в практику интегрированное воспитание и обучение.
В настоящее время интеграция – это основа планирования.
2. Реализация возрастного подхода.
Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка служит гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе.
В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Для каждой психической функции есть период оптимального развития – сенситивный период.
В раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте — память, в школьном — мышление.
Выготский считал, что человеческое сознание — не сумма отдельных процессов, а система, структура их.
Существует шесть функций, благодаря которым человек выделяется среди всех других созданий. Все они – продукт коры головного мозга.
Три из этих функций по своей природе являются моторными и полностью зависят от трех других — сенсорных.
Сенсорные – зрение, слух, ощущения.
Моторные – моторика (крупная и мелкая), речь, письмо.
Ни одна функция не развивается изолированно, все они взаимосвязаны между собой. Но в определенный возрастной этап жизни ребенка какие-то из этих функций развиваются молниеносно с наибольшей эффективностью и имеет свою специфику. Зная эти оптимальные возрастные этапы можно построить обучение наиболее результативно с максимальной отдачей.
Обучение должно ориентироваться не столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на созревающие.
«Запаздалое», как и «преждевременное» обучение (по отношению к сенситивному периоду) может оказать отрицательное влияние на развитие психики ребенка и оно малоэффективно.
Л.С. Выготский пришел к выводу о том, что обучение должно предшествовать, забегать вперед и подтягивать, вести за собой развитие ребенка.
Лев Семенович определил принципы возрастной периодизации:
- цикличность — периоды подъема и интенсивного развития сменяются периодами замедления и затухания.
- неравномерность — разные стороны личности (психические функции) развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные.
- детские «метаморфозы» — цепь качественных изменений психики.
- сочетание эволюции и инволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется.
Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития.
Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.
Примеры.
В планах воспитателя возрастной подход реализуется:
1. По ведущему виду деятельности:
1-3 г. – предметно-орудийная
3-4 – игровые действия
4-7 л. — игра
2. По ведущему виду игровой деятельности:
В группах раннего возраста – сюжетно-отобразительная игра
В младшей группе – режиссерская
В средней – сюжетно-ролевая игра
В старших – игра с правилами.
3. По форме мышления
Ранний возраст – наглядно-действенное
Младший возраст – наглядно-образное
Старший возраст – логическое
4. Приемы и методы обучения:
Ранний возраст – показ, обыгрывание, наблюдение, рассматривание иллюстраций, сравнение и т.п.
Младший возраст – беседа, чтение, экспериментирование, игры-драматизации, разговор
Старший возраст – исследование, проблемная ситуация, моделирование, проект, опыт.
5. Продолжительность НОД:
Ранний возраст – 8 мин.
Младшие группы – 10-15 мин
Средняя группа – 20 мин
Старшая группа — 25 мин
Подготовительная гр – 30 мин
6. Продолжительность недельной нагрузки:
Младшие группы – 30 мин
Средняя группа – 40 мин
Старшая группа — 45 мин
Подготовительная группа – 1 ч. 30 мин
7. Задачи обучения ИЗО:
Ранний возраст – свободное
Младший возраст – обучение изображению круглых предметов
Средний возраст — обучение изображению овальных предметов
Старший возраст – обучение передачи характерных особенностей
Подготовительный к школе — обучение передаче индивидуальных особенностей
8. Задачи обучения конструированию:
Ранний возраст – игры со строительным материалом
Младший возраст – по образцу
Старший возраст – по замыслу, схеме
3. Деятельностный подход.
Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения воспитанника.
Цель деятельностного подхода — воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, научить его быть хозяином своей жизни.
Деятельностный подход играет очень большую роль в развивающем образовании, т.к. деятельность – движущая сила психического развития.
Любая деятельность субъекта включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.
В определенном периоде дошкольного детства своя ведущая деятельность,
внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
Ведущими в развитии ребенка являются следующие виды деятельности:
- эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми,
- орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста,
- сюжетно-ролевая игра дошкольника.
Внутри отдельно взятой ведущей деятельности развиваются свои личностные новообразования.
Новообразования – это продукты развития, критерии, которые определяют этапы развития ребенка.
Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше.
Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей.
К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.
Посредством деятельности осуществляется интериоризация –
формирование внутренних структур человеческой психики путем усвоения структур внешней социальной деятельности. Переход от одного типа деятельности к другому и есть интериоризация.
Коллективная деятельность является генетически исходной
ступенью в формировании сознания, служит первоосновой индивидуального сознания.
Деятельностный подход – это:
- В области содержания – выделение особенностей организации детской деятельности в соответствии с этапом развития детей, реализация принципа интеграции в построении игрового пространства.
- В области технологий – использование воспитателями и специалистами современных развивающих технологий, использование гибкой тактики руководства детской, в том числе игровой деятельностью.
- В области методической работы – творческий подход к реализации новых развивающих технологий, создание на систематизированной основе информационного банка игр и упражнений, развивающих технологий.
- В области организации – создание системы оценки качества образования дошкольников.
А также:
- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей ребёнка, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого ребёнка (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Основные принципы деятельностного подхода:
- Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.
- Деятельность является движущей силой развития ребенка.
- Принцип амплификации развития (А. В. Запорожец).
В качестве основной цели ставится развитие ребенка, понимаемое как возможность самостоятельно решать новые задачи (интеллектуальные, практические, личностные).
Решать задачи развития ребенка средствами и способами, адекватными законам его физического и психического развития.
За результаты освоения Программы принимать качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные), возникающие в виде новообразований к концу каждого возрастного периода.
4. Личностный подход к проблеме развития ребенка.
Главная задача воспитателя – раскрыть способности каждого ребенка. Личностный подход – это средство развития скрытых талантов детей, генетически заложенных возможностей, их творческих способностей, индивидуальности.
Раскрыть их можно с помощью:
-эффективного общения
- поддержки и поощрения активности и инициативы
-в предоставлении выбора (вариативность содержания, программ, форм и методов, среды)
-создание условий – зоны активного развития
-учёта предпочтений детей
-совместные наблюдения, эксперименты, микроисследования
-проекты
-индивидуальных образовательных маршрутов
-создание ситуации успеха.
Личностный подход заключается в принятии ребенка таким, какой он есть.
По словам Ш.Амоношвили: «Каждый ребенок уникален!» Необходимо признать или познать его уникальность и выстроить индивидуальный образовательный маршрут через различные виды детской деятельности.
Идеи о поступательном развитии ребенка за счет его личностного развития принципиально противоположна идеям о приоритете интеллектуального развития.
Проблемами личностного подхода занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец.
Они говорили о том, что предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.
Основные принципы личностного подхода:
- Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.
- Принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому.
- Принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве.
- Принцип амплификации развития (А. В. Запорожец) в противоположность принципу интенсификации.
Амплификация означает содействие в превращении деятельности ребенка, заданной взрослым в детскую самодеятельность, направленную на творческое переосмысливание, главным результатом которой становится порождение нового образа себя и своих возможностей. Благодаря этому сама деятельность (в ее многообразных видах) из «инструмента педагогического воздействия» трансформируется в средство саморазвития и самореализации субъекта — ребенка».
Выписка из плана (2 мл. гр.):
Утро. Ин. работа (ИР) по ФЭМП (по прошедшей теме), «Сортеры», чтение х/л, разучивание стихов. ИР «Зарядка для язычка». Работа по ИОМ.
Прогулка. Рисование палочками, микроисследование «Сухие ветки»,
ИР по развитию движений «Спрыгивание», «Ручеек».
Вечер. ДИ «Паровозик» (сенсорика), ИР по программе «Школа семи гномов»;
Игры на развитие моторики рук «Шнуровки», «Бусы»; ИР «Пальчиковая игра «Путешествие муравья». Рамки Монтенсори. Кружок «Поможем малышу».
ОД в режимных моментах. Разговор «Как я одеваюсь», «Что я одеваю»,
КГН «Моем руки правильно».
5. В состав современного содержания образования входят 4 компонента:
- научно обоснованная система знаний
- научно обоснованная система умений и навыков
- эмоционально-ценностные отношения к миру
- опыт творческой деятельности
1-ый компонент – это уже добытые знания в различных областях окружающей действительности – базовые и научные. Дети должны овладеть основами наук, для этого нужен вариативный подход к содержанию образования с учетом способностей детей.
2-й компонент – это не что иное как способы деятельности, накопленный опыт. Это приобретенные интеллектуальные, трудовые, физические и практические умения и навыки, которые нужны чтобы анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, принимать решения, достигать поставленных целей, читать, писать, выражать свои мысли, решать задачи, выполнять необходимую работу, действовать, ходить, бегать, прыгать и т.д.
Это то без чего человек не может жить полноценно и реализовать себя.
К 3-ему компоненту относится система ценностных отношений к окружающему. Это эмоции, переживания, чувства — это формы отражения действительности, которые характеризуют человека как личность. Это – поступки, по которым мы судим о человеке как о высшем разумном существе – следствие его социального развития (воспитания), культуры.
4-м компонентом содержания образования является — опыт творческой деятельности, который обеспечит готовность личности к творческому преобразованию действительности.
Данный компонент предполагает и знания и умения, но не сводится к ним. Приобретая любым способом знания и умения, каждый человек готовиться к творческой деятельности.
Поэтому, творчеству надо учить ребенка с самого раннего возраста.
Для процедур творческой деятельности нельзя указать систему действий. Эта система создается самим индивидом. Реализуется данный компонент через постановку проблем, творческих заданий. Без творчества нет развития!
|