Крадецкая Люция Гарафутдиновна. Выступление на педсовете: «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА»

Познавательная активность или любознательность-это стремление получить знания об явлениях окружающего мира. Познавательная активность – это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присуща познавательная активность, но её мера и направленность у детей не одинакова. Охарактеризовать познавательную активность у ребенка значит определить уровень её развития. Для этого, во-первых, следует определить область объектов, на которые она направлена (содержание), во-вторых, характер организации поисковой активности ребенка.

 

Познавательная активность имеет отчетливые внешние проявления. Опираясь на эти проявления, можно судить и о её содержании, и о характере её организации. Чем заинтересован ребенок, какова интенсивность стремлений к знакомству с определенными явлениями, можно судить по 4 показателям:

  1. Внимание и особый интерес к предмету.
  2. Эмоциональное отношение к предмету (удивление, недоумение, лукавство, озабоченность, т.е. разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом).
  3. Действие, направленное на лучшее распознавание устройства предмета, понимание его функционального назначения. Общее количество этих действий – свидетельство интенсивности обследований.
  4. Постоянное стремление к предмету даже тогда, когда его нет.

Уже по тому, как ребенок организует процесс своего знакомства с окружающим, можно судить о его готовности преодолевать трудности, препятствия на пути к распознаванию сути предмета, поэтому разные уровни самоорганизации активности можно увидеть в поведении ребенка в новой и трудной для него познавательной ситуации. Если, столкнувшись с трудностью, он прекращает собственную активность, обращается за помощью взрослого и быстро отходит от неясного предмета, его самоорганизация слаба.

Здесь поведение регулируют предметы, а не он сам. Самая высокая самоорганизация – это настойчивое, упорное стремление преодолеть трудность; поведение направляется собственным намерением.

Решающий фактор как мы считаем, развитие и формирование познавательной активности – это общение ребёнка со взрослым человеком – педагогом, родителями. В процессе этого общения ребёнок усваивает с одной стороны – активное и заинтересованное отношение к явлениям, предметам; с другой стороны – способы управления своим поведением, преодолевая трудности в новых ситуациях при решении новых задач.

Исследование позволило выявить три уровня познавательной активности у дошкольников.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ.

Дети стремятся к игрушкам, отличающимся яркими перцептивными свойствами (большие, красочные, звучные), а также к тем, что знакомы по своему функциональному назначению (телефон, посуда); отсутствует интерес к предметам неясного назначения. Регуляция поиска внешняя; предметы господствуют над активностью. Уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ.

Его суть – содержание познавательной потребности и уровень самоорганизации. Дети стремятся ознакомиться с игрушками и другими предметами, имеющими определённые функции. Привлекает возможность различного их использования, опробования функциональных свойств, стремление проникнуть в скрытые свойства предмета. Однако регуляция поиска подчинена эмоциям. Уровень интереса к функциональным качествам предмета и регуляция поиска определяются с помощью взрослого.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ.

Его суть – новое содержание. Интерес и активность показывают скрытые внутренние свойства предмета и в большей степени – внутренние, понятия о хорошем и плохом, оценки поступков людей. Активность направляется целью достичь желаемого результата. Цель может быть и не достигнута, но стремление к успеху сохранен надолго. Вариант этого уровня: цель должна быть достигнута. Уровень интереса к внутренним свойства предмета –это самоорганизация.

Первый уровень познавательной активности чаще наблюдается у детей 3-4-х лет, возможен ещё и в возрасте 5-ти лет. Ребенок сосредоточен на игрушках знакомого типа и занят повторными действиями, в которых воспроизводит способ их обычного употребления, например: ест ложкой, смотрит в зеркало, причесывает- ся, ставит на стол чашки и тарелки, затем перемещает предметы и вновь повторяет действия.

Второй уровень. Познавательная активность характерна для детей 4-5 лет, но достаточно часто обнаруживается у более младших и более старших. Обнаруживается в поведении другого характера: ребенок осматривает все игрушки и быстро выбирает те, которые позволяют ему действовать с ними многообразно, например, сооружает из кубиков различные постройки, превращает их в дом, мост, башню, дорогу, диван и т.д., из этих же кубиков пытается составлять картинки. Все свои действия ребенок комментирует и сопровождает подражательны-ми звуками ( «ррр»; «шшш»; «та-та-та» и т.п.).

Третий уровень. Его достигают многие дети старшего дошкольного возраста (в отдельных случаях наблюдается и в более младшем возрасте). Характерные особенности познавательной активности: беглый осмотр всех игрушек, шутливое опробование действий, воспроизводящих назначение) одно движение — ложка в рот, одно-два движения — прокатывание машины взад и вперед со звукоподражанием «рр», сменяются быстрым переходом к предметам неясного назначения. Дальнейшие действия: ребенок целиком занят изучением предмета неясного назначения. Он сначала торопливо осматривает, прислушивается и присматривается, затем начинает вглядываться более пристально, поворачивать медленнее. Действия сопровождаются комментариями, предположительными. Длительные неудачи вынуждают отложить предмет в сторону, ребенок как бы сосредотачивается на какой-либо знакомой игрушке. Именно «как бы», так как на самом деле он то и дело поглядывает в сторону предмета-загадки. Наконец не выдерживает и пытается выявить секрет игрушки. Даже в случаях неудачи такой тип поведения дошкольника можно характеризовать как высший уровень познавательной активности.

Такой же интерес он проявляет и к книжке: рассматривает внимательно, пытается связать изображаемое на картинках в целостный рассказ. Во время игры малыш постоянно обращается к педагогу, стремясь выяснить его мнение о хорошем и плохом на конкретных примерах.

Сочетание всех признаков поведения детей, разумеется, не всегда так четко единообразно. И тем не менее характерно устойчиво, чтобы служить нормой.

Итак, речь идет о познавательной активности. И её формирование от одной ступени на более высокий уровень означает:

  • создать у ребенка такое отношение к предмету, которое отвечало бы содержанию познавательной потребности следующего, более высокого уровня
  • создать условия, при которых ребенку необходимо осуществлять действия более высокого порядка, регулируемые не предметами, а его собственными намерениями.

Обе задачи можно решить специально организованной деятельностью и правильным включением в эту деятельность общение со взрослым. Успешность работы зависит от того, как сложилось особое отношение к воспитателю, особое, т.е. характеризующееся стремлением получить его одобрение. Такое отношение может появиться лишь в результате повседневного общения с педагогом, если последний постепенно удовлетворяет специфические – для каждого возрастного периода – потребности.

Просмотров: 1053
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Алия Магамуровна Галимова. Творческий отчет 'Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста'
  • Малышкина Галина Александровна. Познавательная активность дошкольников и определение уровней её развития
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Баркалова Наталья Васильевна. «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Сафонова Диана Сиреневна. Конспект подгрупповой логопедической организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (III уровень) на тему: «Звук [К]. Буква К. Лексическая тема: 'Домашние животные'
  • Бирева Татьяна Юрьевна. Особенности развития познавательной активности детей 4-5 лет в экспериментировании
  • Завадская Светлана Николаевна. Конспект открытого занятия на развитие связной речи для детей с ОНР (ІІІ уровень) (старшая группа) Тема: «Животные на ферме»
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Абрамова Татьяна Валериевна. Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (III уровень) 5-6 лет на тему: «Космическое путешествие»
  • Корней Ирина Алексеевна. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Абрамова Татьяна Валериевна. Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (II уровень) 4-5 лет на тему: «Спасение котенка Сеньки»
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Полуэктова Валентина Александровна. «КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Есинова Оксана Борисовна. Статья из опыта работы «Развитие познавательной активности детей от 2 до 3 лет»
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Савельева Галина Сергеевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
  • Будникова Оксана Александровна. Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
  • Зубцова А.А, Сынчикова О.В,. Астрономия для детей младшего дошкольного возраста. Развитие познавательной активности дошкольников по средствам изучения космоса.
  • Ревнивых Ольга Александровна. Применение игровых технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
  • Загайнова Татьяна. Развитие познавательной активности дошкольников в процессе формирования географических представлений
  • Гурьянова Елена Юрьевна. «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Коржева Ольга Владимировна. Бизиборд как средство развития познавательной активности детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь