Мурд Оксана Богдановна. Статья «РАСТЁМ И РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ»

Статья «РАСТЁМ И РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 44 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «МОЗАИКА»

(ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

АВТОР: МУРД ОКСАНА БОГДАНОВНА – ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВ. КАТЕГОРИИ г. НОВОСИБИРСК 2016

РАСТЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ.

Инклюзивное образование в России является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребёнка на образование, что закреплено в положениях Конвенции о правах ребёнка, Конвенции о правах инвалидов, законе «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно ФГОС ДО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. ФГОС ДО ставит задачу формирования в ДОУ социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОУ приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.

 

Скачать конспект

На сегодняшний день дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети с синдромом Дауна, имеют право получать дошкольное образование.

Включение детей с синдромом Дауна в массовые группы.

Для того, чтобы процесс включения ребенка в группу сверстников был максимально полным и полезным, необходимо самим педагогам избавиться от предубеждений и научиться учитывать особенности психического, моторного, коммуникативного развития детей с синдромом Дауна. Совместное воспитание должно оказывать положительное влияние не только на детей с синдромом Дана, но и на нормально развивающихся сверстников, способствуя всестороннему развитию как одних, так и других. Таким образом, инклюзивное образование исключает доминирование интересов одной группы детей над другой. Увеличивает степень участия каждого ребенка во всех аспектах жизни детского сада, значит, направлена на выявление не того, в чем дети отличаются, а того, в чем они похожи. Задача педагога состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку, а распределить работу так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей.

Сенсорные формы развития.

Во время деятельности ребенка важно использовать различный сенсорный материал. Сортировать шишки, пересыпать камушки. Массаж ладоней очень полезен для развития тактильных ощущений и мелкой моторики. Рисование пальчиками на песке, манке, красками. Упражнения с крупой (горох) можно насыпать в миску или баночки. Ребенок опускает руки в миску или банку, трогает крупу (горох) руками. Можно предложить несколько банок, чтобы он пересыпал крупу из одной в другую. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

Развитие моторики.

Дети с синдромом Дауна имеют ряд особенностей в процессе формирования основных двигательных навыков: слабый мышечный тонус, нарушение равновесия и координаций движений. Поэтому, когда ребенку приходится одновременно делать двумя руками разные движения, такая деятельность оказывается сложной, он старается её избегать. В таких случаях в своей практике расширяю двигательную активность ребенка посредством игр с использованием неровных поверхностей (мягкий мат), препятствий (перелезание, подлезание), тем самым развивая равновесие, согласованность в движении, способность лучше ориентироваться в окружающем пространстве.

Разрывание бумаги, перелистывание страниц — формируется захват и мелкая моторика рук. Вкладыши — очень полезны для развития мелкой моторики, игры с разнообразными вкладышами как деревянными, так и пластмассовыми. «Завинчивание крышек» — такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание, открывание и закрывание крышек банок, бутылок и пузырьков развивает ловкость пальцев. Лепка хорошо помогает развивать гибкость пальцев, способствует формированию захвата и развитию мышц кистей рук. Рисование, раскрашивание — также развивает мелкую моторику рук и очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях.

Коммуникативное развитие и развитие речи.

Упражнения со звуковым сопровождением взрослого: «Птичка пьет водичку», «Курочка клюет зернышко», «Малинка» — такие игры корректируют зрительное внимание на основе сосредоточения на действиях взрослого, воспитывает интерес к пальчиковым играм.

Игровая деятельность.

Многие дети с синдромом Дауна не переносят в игру даже усвоенные действия, поэтому необходимо научить, например: поел – давай покормим мишку, причесался – причеши куклу. Сюжетно-ролевая игра с меняющимися действиями является очень сложной для таких детей, поэтому здесь необходимо участие взрослого, помочь включить ребенка в игру и переходить от одного действия к другому, а другим детям – принять его в игру. Например, «Ой вы забыли сахар положить в чай, сейчас Артем возьмет сахарницу и положит сахар в чай», дополнительное повторение действий с участием Артёма становится оправданным и ребенок включается в общий сюжет, остальные дети получают позитивный опыт инклюзивного взаимодействия, который будут использовать в дальнейшем.

Работа с родителями.

Успешность интегрированного образования невозможна без изменения отношения общества к проблеме детей с синдромом Дауна, без формирования положительного информационного пространства, способствующего развитию понимающего и принимающего отношения общества к детям с ограниченными возможностями, без создания условий, способных изменить отношение общества и помочь в преодолении стереотипов.

Родителям была предоставлена информация об инклюзивном образовании. Разъяснили, что общение, которое происходит между детьми идет на пользу и тем и другим. Дети с синдромом Дауна получают бесценное развитие и общение, а обычные дети с детства понимают, что не все одинаковые и есть детки более слабые, к которым нужен другой подход. Обычные дети получат разнообразный опыт общения и самопознания.

Совместная работа педагога и родителей способствовали успешной адаптации ребенка с синдромом Дауна к новым условиям в детском саду.

На первой встрече: знакомство со специалистами ДОУ и воспитателями группы; знакомство с длительностью проведения деятельности, значение домашних заданий с ребенком (необходимость развивать у ребенка использовать полученные навыки, переносить прежний опыт в новые ситуации); родители ознакомлены с методами, приемами и средствами работы, которые используются в разных видах деятельности детей, например: работа со средствами коммуникации – коммуникативными картинками.

Индивидуальные беседы — родители всегда имеют возможность посмотреть деятельность ребенка в группе, после определенной деятельности отмечаются успехи детей, их познавательная и речевая активность, проявления инициативы, самостоятельности, знания и умения, настроение, интерес к происходящему. Рекомендуются приемы, с помощью которых можно преодолеть возникшие трудности, на что следует обратить внимание дома, как можно провести предложенные игры и упражнения в домашней обстановке. Обсуждения знаний, умений и навыков, приобретенных детьми, выделения трудностей, которые предстоит преодолеть, проговаривания собственных впечатлений, эмоций.

Результаты.

В результате, ребенок способен к самостоятельным действиям: формируются основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой; ходит в туалет (сигнализирует о своих нуждах). Ребенок адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения. Имеет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить. Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию.

Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкальном зале, физкультурном зале, бассейне), но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.

Успешная адаптация ребенка с синдромом Дауна к условиям детского сада является необходимым и важным условием его дальнейшего социального развития. Основная цель которого – обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

Автор – Мурд Оксана Богдановна

Список литературы

  1. Атлашкина Т.В. Развитие памяти и интеллекта у детей с задержкой психического развития. СПб.: Респекс. – 2005. – 384 с.
  2. Булкина Т.В. В объятиях ласкового «дауна»: о детях с синдромом Дауна // Фактор. 1998. №8 С. 69–71.
  3. Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А., Берешева А.К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований // Дефектология. – 2001. – №1. -С. 9.
  4. Жиянова П.Л Малыш с синдромом Дауна.
  5. Жиянова П.Л., Нечаева Т.Н. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна.
  6. Житникова Л.Н. В защиту прав детей-инвалидов. // Новый регион. – 2006. №3. с. 64–69.
  7. Ковалева Е., Синицина Е. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью, – 2005. -136 с.
  8. Рунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студ. М: Издательский центр «Академия», -1999. -336 с.
  9. Семяго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. №1. С. 66–75.
  10. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль: Академия развития, – 1997. -240 с.
Просмотров: 313
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Мурд Оксана Богдановна. Ребенок с синдромом Дауна – равноправный участник образовательной деятельности
  • Присяжнюк Елена Александровна. Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие детей с синдромом Дауна
  • Вешкурцева Юлия Васильевна. «Особенности социализации детей с синдромом Дауна».
  • Назаренко Елена Васильевна. Опыт работы учителя-логопеда с ребенком с нарушением слуха и с ребенком с синдромом Дауна»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Смирнова Евгения Геннадьевна. Организация коррекционной работы по формированию речевых навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма
  • Вера Дворникова. Подготовка ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания к обучению в общеобразовательной школе
  • Титова Елена Тагировна. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Краева Оксана Сергеевна. План-конспект НОД в группе детей со сложным дефектом синдром Дауна (4-5 лет). Область: «Коммуникация» Тема: Русская народная сказка «Теремок»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Кринская Лидия Петровна Монгуш Надежда Сергеевна. Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное
  • Костромина Надежда Сергеевна. «Интегрированное и инклюзивное образование как фактор обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Захарова Валентина Валерьевна. Обучение детей рассказыванию как форма совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Ингачева Анастасия. Практические рекомендации по развитию мелкой моторики для родителей, чьи дети имеют зрительные нарушения.
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Васильева Марина Александровна. Необходимость развития мелкой моторики в жизни ребенка.
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Развитие вариативно образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь