Разработала воспитатель МАДОУ Детский сад № 99 Ашкрумова Светлана Рафаэлевна
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
Скачать конспект
В ФГОСе Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться. С 01. 09. 2013 образовании» детский сад, как уже говорилось выше, становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не ступени. С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, – нужно развивать года с учетом вступления в силу нового закона «Об только доступность, но и качество образования на этой Российской 2 осуществляющим функции по и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
Дошкольное образование является первым уровнем общего образования, а все образовательные программы общего образования, в том числе и дошкольного, являются преемственными (Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). выработке государственной политики п. 1 ч. 4 ст. 10; ч. 1 ст. 63 Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. (п. 3п. 4 ст. 10 образовании в Российской Федерации»). Федерального закона «Об Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. (ст. 63 п.1п. 2п. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, 3 учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Согласно статье 12 пункта 1,пункта3 части 1,пункта 5и 6 «Об образовании». В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы. К основным образовательным программам относятся: 1) основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. нового закона Согласно ч. 2 ст. 64 Федерации» образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Границы «дошкольного возраста» законодательно не определяются, устанавливается только начальная граница: согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ: получение дошкольного образования может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, Федерального закона «Об образовании в Российской Согласно п. 6 Порядка организации и осуществления образовательной 4 утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Опять же возраст прекращения образовательных отношений не определяется. Таким образом, в Федеральном законе № 273-ФЗ и принятом в соответствии с ним Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования определенным образом не устанавливается максимальный возраст получения дошкольного образования, однако это не означает, что ребенок может обучаться в дошкольной образовательной организации неограниченный период времени. Обучение по программе дошкольного образования получением обязательного начального общего образования, которое согласно ч. 1 ст. 67 Федерации" начинается не позднее достижения детьми возраста восьми лет.
Таким образом, право на обучение по программам дошкольного образования осуществляется в возрасте до 7 лет включительно, поскольку не позднее достижения возраста восьми лет обучающийся должен начать получение начального общего образования. Согласно ч. 5 ст. 66 рассматриваемого Федерального закона обязательными уровнями образования являются начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
Такого требования в отношении дошкольного образования не предусмотрено. Следовательно, дошкольное образование не является обязательным уровнем образования, необходимым для освоения образовательных программ последующих уровней общего образования, как и освоение образовательных программ среднего профессионального образования не является обязательным для освоения программ высшего образования. Образовательная деятельность ДОУ — деятельность по реализации образовательных программ. Содержание Программы должно охватывать следующие ОО:
- Социально-коммуникативное развитие и ценностей, принятых в ценности; развитие общения и и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности ограничивается Федерального закона "Об образовании в Российской направлено на обществе, включая моральные и взаимодействия ребенка со усвоение норм нравственные взрослыми 5 и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- Познавательно-речевое развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о других людях, объектах окружающего мира, о объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и движении и и Отечестве, представлений о об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
- Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к элементарных представлений о художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
- Речевое развитие и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и творчества; развитие звуковой и фонематического слуха; знакомство с литературой, понимание на литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Физическое развитие включает приобретение опыта в деятельности детей: двигательной, в упражнений, направленных на координация и совместной деятельности со сверстниками, к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование познавательной мотивации; формирование себе, свойствах и отношениях целом, пространстве и следствиях и социокультурных ценностях нашего народа, времени, малой родине покое, причинах и др.), о понимания произведений искусства окружающему миру; формирование видах искусства; восприятие музыки, включает владение речью как средством общения монологической речи; развитие речевого интонационной культуры речи, книжной культурой, детской слух текстов различных жанров детской следующих видах том числе связанной с развитие таких физических качеств, как гибкость; способствующих правильному формированию выполнением 6 опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а развития детей и Организации, реализующей Программу. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с педагогических действий и планирования). Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги- психологи, психологи). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и коррекции развития детей. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, обе стороны), формирование начальных саморегуляции правилами (в питании, также от ее характера, особенностей оценкой эффективности основе их лежащей в дальнейшего проведения квалифицированной 7 собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Литература:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
|