Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Ведь очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит. Поэтому на сегодняшний день основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть старший воспитатель влияет на качество, результаты деятельности всего детского сада опосредованно, через воспитателей. Воспитатели это люди, у которых сложился свой творческий педагогический почерк. И не каждый станет выполнять то, что ему советуют, потому что имеет свои взгляды на ту или иную методику, педагогический прием и при этом каждый педагог, это отдельная личность. Поэтому самым трудным для старшего воспитателя является найти подход к каждому из них. А транзактный анализ, как теория личности и система психотерапии дает возможность найти подход в общении со всеми членами педагогического процесса: родителями, воспитателями, воспитанниками.
Словосочетание "трансактный анализ" дословно означает "анализ взаимодействий". Эти идеи появились сравнительно недавно, в 60-х годах XX века, в работах американского психотерапевта Эрика Берна и оказались довольно продуктивными и легко применяемыми в различных областях, в том числе в образовании.
Скачать конспект
Берн подметил, что в зависимости от ситуации, общаясь, мы принимаем одну из трех позиций, которые он условно назвал Родитель, Взрослый, Дитя. В дальнейшем для удобства их сокращенно можно обозначить Р, В, Д. Важно отметить, что никакого отношения к возрасту эти позиции не имеют. Каковы критерии отнесения к одной из позиций?
Родитель — требует, оценивает (осуждает или одобряет), учит, руководит, покровительствует.
Взрослый — рассуждает, работает с информацией.
Дитя — проявляет чувства.
В любой ситуации в той или иной степени проявляется каждая из трех позиций — Р, В, Д. Искусство состоит в том, чтобы правильно определить решающую из них, в соответствии с которой и действует человек. Знание этих позиций позволяет предвидеть поведение собеседника и, следовательно, правильно построить транзакции — «единицы общения»!
Очень важно обучить педагогов определять свое состояние и состояние собеседника, чтобы общаться из равных позиций. Понятно, что с коллегами удобно вести диалоги из состояния Взрослый-Взрослый, где важно и нужно обмениваться информацией и находиться в «здесь и сейчас». С детьми можно использовать все три состояния Родителя, Взрослого, Ребенка: Ребенка воспитателю удобно использовать в игре, в ситуациях «понять и принять», Родителя, если ребенку угрожает опасность или необходимо поставить «рамки и границы» в поведении, а Взрослого логичней использовать при объяснении материала и донесения информации.
Чтобы сформировать навыки осознанного использования каждой из трех позиций, выбора оптимальной в данный момент ситуации позиции, определении позиции собеседника и осознания и выбора доли своей ответственности в ситуации, я предлагаю тест «РОДИТЕЛЬ-ВЗРОСЛЫЙ-РЕБЕНОК».
Цель: Определить свою позицию в процессе общения.
Инструкция: Попробуйте оценить, как сочетаются три Я в вашем поведении? Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.
- Мне порой не хватает выдержки.
- Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
- Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
- Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
- Меня провести нелегко.
- Мне бы понравилось быть воспитателем.
- Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
- Думаю, я правильно понимаю все происходящее.
- Каждый должен выполнять свой долг.
- Нередко я поступаю не так, как надо, а как хочется.
- Принимая решения, я стараюсь продумать его последствия.
- Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
- Я, как многие люди, бываю обидчив.
- Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
- Дети должны, безусловно, следовать указаниям родителей.
- Я – увлекающийся человек.
- Мой основной критерий оценки человека – объективность.
- Мои взгляды непоколебимы.
- Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
- Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
- Люди должны соблюдать все правила независимости независимо от обстоятельств.
Подсчитайте отдельно сумму баллов по следующим строкам:
|