Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Ермилова Оксана Анатольевна. Социализация дошкольников в условиях детского дома



Ермилова Оксана Анатольевна. Социализация дошкольников в условиях детского дома

Социализация дошкольников в условиях детского дома

Под социализацией понимается процесс усвоения определенной системы знаний и умений, образцов поведения, социальных норм и ценностей, позволяющих человеку функционировать в качестве полноправного члена общества. Первые навыки взаимодействия и общения дети приобретают в семье. Именно в ней они осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Семья – это единственное место для ребенка, где ему гарантирована безопасность.

Какие же социальные роли осваивает дошкольник? В первую очередь, ребенок – это сын или дочь своих родителей, затем он – воспитанник дошкольного учреждения, где может быть чьим-то другом – это тоже социальная роль. Дома и в детском саду поведение ребенка разное, общение с приятелем тоже резко отличается от общения с незнакомым человеком, это обусловлено выполнением разных социальных ролей, которые имеют свои нормы поведения.

 

В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднен. Трудности процесса социализации в условиях закрытого дошкольного учреждения складываются из ряда составляющих. Во-первых, у ребенка-сироты нет возможности постепенно усваивать положительный социальный опыт путем подражания родителям. Во-вторых, в связи с закрытостью учреждений подобного типа и постоянным нахождением детей в группе затруднен процесс индивидуализации каждого воспитанника. Дошкольник находится постоянно в одном и том же окружении, он лишен возможности менять характер поведения в зависимости от смены социальной роли. Помимо этого, такой ребенок воспринимает складывающиеся отношения между одногруппниками и воспитателями как эталонные нормы отношений, принимая за данность особое положение детей-сирот в обществе, что создает трудности для адекватного социального развития.

Ввиду отсутствия основного источника социализации – семейного института – детский дом становится для наших воспитанников основной моделью социального мира, и оттого, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение детьми социального опыта, основ человеческих взаимоотношений. Для ребенка, который воспитывается вне семьи, наиболее значимыми агентами социализации выступают коллектив сверстников и воспитателей детского дома.

Очень важен процесс формирования представлений у ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей-сирот часто бывают искажены. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов приводит к тому, что он получает противоречивую информацию из различных источников. Кроме этого у воспитанников детского дома не сформированы в полной мере необходимые жизненные навыки практического и материального порядка, есть трудности в общении с окружающими, они слабее противостоят асоциальным явлениям. Все это вызывает затруднения в построении внутрисемейных отношений и, как следствие, в создании семьи в будущем.

Задачами воспитательной работы с дошкольниками в процессе социализации являются воспитание чувства безопасности и доверия к миру, развитие отношений с окружающим миром через игру, предметную деятельность.

Я работаю в группе детей из семи человек (4 мальчика и 3 девочки) в возрасте от 4 до 6 лет. Большую часть группы составляют социальные сироты, имеющие обратимые отклонения в психическом развитии. Особенности социально-психологического развития социальных сирот заключаются в отсутствии у них опыта нормальной человеческой жизни. Следствием этого является отсутствие адекватных ценностных ориентиров. Для некоторых воспитанников жизнь в условиях детского дома, где о них заботятся взрослые, столь разительно отличается от жизни в их семьях в лучшую сторону, что они начинают считать свою новую жизнь нормой. Для преодоления трудностей социализации детей-сирот в нашем учреждении проводится работа по следующим направлениям:

  • усовершенствование самостоятельности детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании;
  • расширение ориентирования в ближайшем окружении;
  • умение играть и действовать рядом.

Для реализации данных направлений необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать представления о ближайшем окружении, о простейших связях между его членами;
  • научить представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;
  • сформировать представления о природном окружении (овощи и фрукты, животные, растения);
  • сформировать представления о явлениях общественной жизни.

Как воспитатель в своей работе я делаю все возможное, чтобы обеспечивать и поддерживать благоприятный психологический климат в группе. Условия проживания и воспитания детей максимально приближены к семейным. К каждому ребенку воспитатели находят индивидуальный подход.

Далее мне хотелось бы более подобно остановиться на способах социализации дошкольников, которые я использую в своей работе. Воспитательную работу в этом направлении я начинаю с ознакомления детей в доступной для их возраста форме с правилами поведения в обществе. Это и является началом формирования общественно значимых ценностей и установок. Особенно важным считаю социальную интеграцию дошкольников во внестационарный социум. Ребята группой и индивидуально посещают разнообразные городские и районные мероприятия, развивающие центры, выставки, музеи и другие общественные места.

Чтобы избежать сухого дидактизма при ознакомлении детей с социальной действительностью, я использую художественную литературу. В этом мне помогает метод сказкотерапии. Суть сказкотерапии в том, чтобы придумать вместе с детьми сказку, которая отражала бы трудности, возникшие перед ребенком, а затем вместе найти пути их решения. Для этого я подбираю героя, в чем-то похожего на ребенка, помещаю его в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка), затем герой ищет и обязательно находит выход. Например, в сказке «Репка» есть маленькая мышка, без которой репку не вытянули бы. Надо дать понять ребенку, что мышка маленькая, но уже сильная, как и он, и что без нее не обойтись, что она нужна. Ребенок чувствует, что он нужен и что он тоже многое может, хоть и маленький.

Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много. Можно нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации, изготовить своими руками куклу по мотивам сказки, сделать постановку сказки в виде настольного театра.

В развитии социализации детей младшего возраста немаловажную роль имеет сюжетно-ролевая игра. Дети желают и стремятся быть похожими на взрослых. Игра как ничто другое способствует этому. В сюжетно-ролевой игре дети могут быть кем угодно: и мамами, и папами, и дочками, и даже разными зверюшками. Они осваивают новые предметы, понемногу начинают знакомиться с профессиями (продавец, парикмахер, повар, доктор) и действиями взрослых (готовить, лечить, ходить в магазин, кормить, укладывать спать), учатся общению друг с другом. Так у детей формируются представления о том, что хорошо и что плохо, что можно делать, а чего нельзя, как следует вести себя с другими людьми и как оценивать свои собственные поступки. В содержание игровых ситуаций включаю обсуждение занимательных историй, нравственных ситуаций, использую проблемные вопросы, сюрпризные моменты, игровые упражнения, пословицы и поговорки. Это помогает заинтересовать детей, активизировать их мыслительные процессы.

Постепенно выполнение правил и соблюдение норм поведения благодаря постоянной связи с положительными эмоциональными переживаниями начинает восприниматься ребенком как нечто само по себе положительное, выступать в обобщенной форме, которую можно обозначить словом «надо». Таким образом, само по себе знание правил и норм поведения еще недостаточно для того, чтобы ребенок ими руководствовался. Только становясь предметом устойчивых чувств, эти знания будут реальными побуждениями к деятельности и ее регуляторами.

Для эффективного привития культурно-гигиенических навыков дошкольникам большое значение имеет внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки и детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий (например, кто-то стал значительно опрятнее).

Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки и умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, труду), то есть учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца. По завершении деятельности привести в порядок своё рабочее место, аккуратно убрать после себя то, чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования в следующий раз; помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений.

Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям: «Всё, что имеется в детском доме — игрушки, посуда, мебель — твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». Там, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами. Когда в сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.

Успешная социализация ребенка-сироты зависит от того, насколько воспитатель сможет понять его особенности и создать такие условия для его развития, которые будут направлены на раскрытие его потенциальных возможностей. При продуманной последовательной организации процесса социализации в условиях детского дома дошкольник сможет в будущем войти во взрослую жизнь человеком, готовым решать проблемы, понимать ценность знаний, умеющим трудиться, налаживать дружеские отношения, понимать состояние других людей, выстраивать взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, окружающим миром.

Просмотров: 491
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Шлемова Татьяна Анатольевна. Техкарта НОД «Формирование самосознания детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, через накопление чувственного опыта»
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Кияница Лариса Анатольевна. «Здоровьесберегающая среда как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
  • Коннова Наталья Борисовна. Тема: « Урок -суд над наркоманией» /при изучении социальных норм и отклоняющего поведения можно провести подобные уроки в 8-10 классах/
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Козлова Мария Владимировна. Организация социокультурных практик как условие успешной социализации детей в условиях детского сада
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Бобылева Лариса Леонидовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОСОБОГО РЕБЕНКА
  • Корнева Антонина Павловна. «Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»
  • Авраменко Наталья. Интегрированное занятие по социализации личности ребенка «Мои права» в старшей группе
  • Неверова Татьяна Евгеньевна. Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
  • Гуменяк Ирина Борисовна. Статья на тему: «Формирование у детей умения и навыков безопасного поведения в условиях совместного социального пространства»
  • Енина Евгения Ильинична. Культурно-гигиенические навыки — ценность, условия и особенности их формирования у детей дошкольного возраста
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Ненашева Татьяна Анатольевна. «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ДОО».
  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Петрова Эльвира Александровна. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
  • Половинкина Ирина Евгеньевна. Авторская книга «Сказочка-развивалочка» как обучающий фактор для развития речи воспитанников дома ребенка
  • Нелюбина Олеся Александровна. «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с ОНР и их успешной социализации»
  • И.Н. Гущина А.С. Толокина. СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Костычева Ирина Сергеевна. Доклад для педагогов на тему «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Онищенко Елена Васильевна. Становление общения со сверстниками у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Додонова Кристина Юрьевна. Роль предметно-пространственной развивающей среды в развитии ребенка в условиях введения ФГОС ДО 'Портрет выпускника детского сада'
  • Хачатрян Мариам Феликсовна. Художественное слово в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь