Подготовила: воспитатель Фомина Наталия Анатольевна Воронеж, 2017г. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №71»
В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в общеобразовательные классы школ и группы детских садов вместе с обычными сверстниками. Инклюзивный принцип позволяет предоставлять образовательные услуги для любых категорий воспитанников, часто является единственным способом получения образования для детей с нарушениями в развитии.
Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.
Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.
Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. С этой целью в Федеральном законопроекте «Об образовании в Российской Федерации» включена статья о организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья. Но здесь следует отметить, что нельзя отправлять ребенка с ОВЗ в группу детей без предварительной подготовки как самого ребенка, так и группы куда он будет включен, т.к принцип нашей работы, это прежде всего «Не навредить!», а помочь адаптироваться и социализироваться в общество.
Рождение ребенка с нарушениями аутистического спектра является стрессом для семьи. Он ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Такие дети представляют весьма специфичную группу. У них наблюдается расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности при формировании эмоционального контакта с окружающими и, как результат, нарушение социальной адаптации.
Проблема воспитания и развития “особого” ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в сложной ситуации. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.
Поведенческая коррекция аутизма детей очень важна. Ее главная задача, и задача педагога — помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие, и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:
- Преодоление аффективной патологии. Установление контакта с аутичным ребенком.
- Формирование целенаправленной деятельности. Усиление психологической активности аутичных детей.
В сентябре 2016 года к нам в группу 2 раза в неделю приходит Алиса, девочка 5 – летнего возраста, имеющая общее недоразвитие речи, нарушения интеллектуальной и эмоциональной сферы, ранее она уже посещала лекотеку в нашем детском саду.
Работа с ребенком с аутизмом – это наш не первый опыт, первый опыт работа с ребенком с ДЦП и с сохранным интеллектом, таким образом мы строили свою работу по ранее разработанным этапам
На первом этапе происходит взаимодействие с педагогом- психологом по включению ребенка с ОВЗ в общеразвивающую группу. Другими словами, педагог — психолог сообщает нам, что к нему ходит ребенок с ОВЗ, он по возрастным параметрам подходит к нашей группе и с сохраненным интеллектом. Ребенок готов к включению в группу, и родители не возражают. Педагог – психолог предлагает ряд рекомендаций для работы с ребенком с ОВЗ в период адаптации.
Следующий этап — это подготовка детей для адекватной реакции при знакомстве с ребенком с ОВЗ. Для этого мы используем такие формы работы, как: беседы с детьми, о том, что существуют дети не похожие на нас с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, показываем мультфильм (Например: «Цветик – Семицветик»), где мальчик не мог ходить и объясняем, что это все обычные дети. Проводим занятия, игровые ситуации по воспитанию у детей, толерантности и доброжелательному отношению к окружающим. После того, как мы подготовили детей, мы переходим на следующий этап – это сообщаем детям о том, что к нам в группу придёт новый мальчик, и им как хозяевам группы нужно помочь ему. Мы не оговариваем, что у ребенка есть какие-либо особенности. Эту работу мы провели ранее.
Затем мы проводим работу с родителями. Это беседы, консультации, о детях с ОВЗ, рассказываем, что существует закон, позволяющий таким детям обучаться в дошкольных учреждениях наравне с обычными детьми, а наша задача принять таких детей и помочь им адаптироваться.
На следующем этапе происходит знакомство воспитателя общеразвивающей группы с ребенком с ОВЗ на занятии у педагога – психолога. Другими словами, педагог – психолог предлагает ребенку с ОВЗ, например, построить из конструктора «Город» и говорит, что сейчас придёт Наталия Анатольевна и поможет нам. Затем в непринужденной обстановке ребенок играя знакомится и привыкает к воспитателю. Следовательно, позже ему будет легче прийти в группу с уже знакомым воспитателем.
Затем происходит частичное или полное включение ребенка с ОВЗ в общеразвивающую группу или подгруппу детей, т.е. первоначально ребенок посещает музыкальное занятие или занятие физической культурой, на котором он играет вместе с детьми и знакомится.
После занятия воспитатель беседует с родителями ребенка с ОВЗ узнает у них особенности характера, привычки данного ребенка и сообщает о успехах взаимодействия с детьми.
На следующем этапе происходит полное включение ребенка с ОВЗ в общеразвивающую группу. Где он, как и все остальные посещает (по рекомендации педагога – психолога) определенное занятие.
Воспитатель, реализующий инклюзию заполняет следующую документацию:
- Журнал учета индивидуальной работы;
- Ежедневный план работы;
- Карта наблюдения за реализацией индивидуального маршрута развития
Каждое посещение ребенка с ОВЗ планируется в соответствии с его индивидуальным маршрутом.
После занятий воспитатель совместно с другими специалистами учувствует в корректировке индивидуального маршрута ребенка с ОВЗ.
Следовательно, можно отметить, что главным условием успешной адаптации ребенка с ОВЗ к социуму и дошкольному учреждению, является комплексное сопровождение, индивидуальный подход и постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение.
Решение этой задачи требует от воспитателя умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и использовать это в коррекционной работе основных психологических процессов. Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, например, в игру с игрушкой, чему будет способствовать использование с ребенком через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта.
В процессе работы в поведении аутичного ребенка постепенно выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, игры с пластилином или глиной. Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата, доводить любое действие, движение до автоматизма. Здесь важно понимать, что ребенка не дрессируют, а тренируют — обучают навыкам путем их многократного повторения.
Результатом нашей работы является, то что девочка со временем начинает произносить отдельные слоги, слова, в не просто звуки, слышать обращенную к ней речь. В начале года Алиса не проявлял интереса к общению со взрослым, негативно относилась к речевому общению, наблюдалось непроизвольность поведения. В настоящее время у ребенка идет положительная динамика развития: произносит некоторые слоги и слова, при выполнении ею отдельных видов деятельности; реагирует на речь взрослого (оборачивается или подходит, когда её зовут); действует по указанию и с помощью взрослого; устойчивость внимания сохраняется до 10 минут; активно идет на контакт с детьми
Конечно, для выработки определенных навыков нужно много времени и терпения, такта в общении. Только при ласковом побуждении и поощрении, в благоприятных условиях ребенок охотнее будет выполнять необходимые действия, у него скорее проявится стремление к самостоятельности. Необходимо понять, как сложно жить ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово, и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Поэтому, задачи, которые стоят перед нами, трудны, но видеть продвижение ребенка – это большая радость. Даже во время полосы неудач может неожиданно появиться что-то новое – и мы должны чувствовать, что наши усилия не пропали даром.
|