И.А. Волоткович Е.Ю. Шипачева. Социальная история как способ коррекции девиантного поведения

Социальная история как способ коррекции девиантного поведения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 53 г.ТОМСКА

Авторы:

  • И.А. Волоткович
  • Е.Ю. Шипачева

Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. Э. Бомбек

Дети дошкольного возраста имеют предрасположенность к девиантному поведению по разным причинам, здесь может присутствовать действие по подражанию, обида, недостаток внимания или гиперопека, климат в семье, в которой воспитывается ребенок, а так же особенности нервной системы дошкольника. В. А. Сухомлинский писал: «Причины, в силу которых ребенок становится «трудным», неуспевающим, отстающим в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства». Для определения склонности к девиантному поведению дошкольника, педагогу необходимо наблюдение за ребенком в социуме — как часто и по какой причине происходят срывы. Путем опросов, бесед и наблюдения за общением между ребенком и родителями или их законными представителями педагог собирает информацию о том, в каких условиях воспитывается дошкольник. Коррекция и предупреждение девиантного поведения у дошкольников необходима только в случае приступов беспричинной агрессии при тесном сотрудничестве с педагогом психологом.

 

Скачать конспект

Скачать презентацию0

Одним из способов коррекции признаков девиантного поведения может выступать социальная история. Впервые социальная история для детей с аутизмом была разработана американкой Кэрол Грей. В настоящее время данная методика так же используется для детей, которые находятся в группе риска и имеют некоторую склонность к девиантному поведению – это дети со значительным дефицитом связи (то есть не умеющих вступать в контакт, договариваться, находить друзей по общим интересам), предрасположенных к агрессивному поведению и так далее.

По итогам наблюдения составляются социальные истории с учетом накопленных данных о поведении детей в группе и дома. Социальные истории делятся на индивидуальные, предназначенные для коррекции девиантного поведения ребенка, а так же групповые – для предотвращения нежелательного поведения детей в коллективе. Разбирая групповую социальную историю, дети учатся взаимодействовать друг с другом, не ассоциировать себя с персонажами и наблюдать за ними как бы со стороны, не указывая на недостатки одногруппников, а непосредственно разбирать поведение одного или нескольких персонажей данной истории.

Что собой представляет социальная история? Это краткий рассказ с подробными иллюстрациями. Социальные истории могут быть коллективными и здесь лучше использовать абстрактные картинки. А могут быть персональными, написанными с учетом индивидуальных особенностей детей. И здесь лучше использовать фотографии самого ребёнка, его близких и окружающих, знакомых предметов. Так как у детей преобладает наглядно-образное мышление — социальные истории входят в методы визуальной поддержки и работают по принципу: «Лучше один раз увидеть, чем много раз услышать».

Социальная история часто срабатывает лучше других методов, потому что она способна исчерпывающе, наглядно и последовательно сопроводить ребёнка через ту ситуацию, которая пока что трудно ему поддаётся. При этом она не исчезает, как родительский рассказ или наставление, а постоянно находится в поле зрения, и помогает ребёнку усвоить общепринятые нормы поведения.

Все мы хорошо знаем стих В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», который можно представить в виде маленьких социальных историй. Этот стих хорош тем, что по сюжету ребенок сам интересуется хорошими и плохими поступками. Прочитав произведение В. Маяковского, взрослый может предложить ребенку или группе детей придумать (привести) примеры из его жизни и охарактеризовать их. Дополнительно, индивидуально, дома или в группе с детьми, можно продолжить работу в этом направлении и нарисовать, прописать, а так же обыграть получившуюся социальную историю по приведенным примерам. Благодаря постоянному закреплению, ребенок сможет лучше усвоить нормы социального поведения и правильно их охарактеризовать – это обусловлено образованием новых и укреплением уже имеющихся нейронных связей в головном мозге, что в последующем позволит ребенку адекватно оценивать и контролировать своё поведение в соответствии с общепринятыми нормами.

Создавая социальную историю, необходимо учитывать последовательность блоков: 1) описательный — отвечает на вопросы Кто? Что? Когда? Где? Зачем? здесь необходимо передать эмоции и чувства участников (участника) ситуации; 2) перспективный – планируется результат, направленный на позитивный настрой; 3) директивный — формирование положительной установки, при помощи значимого для ребенка человека: мамы, папы, друзей, брата, бабушки, воспитателя и т.д.

Всего может быть от 5 до 15 предложений, но чем их меньше, тем лучше. На одно директивное предложение от 2 до 5 остальных видов. Социальную историю можно составить с отрытой директивой, предполагающей совместное написание директивного блока в коллективе, учитывая мнения детей, и индивидуально – опираясь на значимую (авторитетную) личность для ребенка.

Предлагаю вам рассмотреть пример социальной истории по отрывку произведения В. Маяковского – «если бьет дрянной драчун слабого мальчишку…».

1) Описательный блок (состоит из двух предложений).

Есть дети, которые обижают слабых, или тех, кто младше. Слабый, не может сам постоять за себя.

2) Перспективный блок (состоит из трех предложений).

В моей семье принято заступаться за тех, кто слабее, и когда я вижу, что сильный обижает младшего или слабого, я должен сначала оценить ситуацию. Если я иду с компанией друзей, то мы сделаем замечание обидчику. Если я иду один, то я должен позвать на помощь взрослого.

3) Директивный блок с открытым концом.

Предложение директивного блока будет зависеть, на что ориентируется ребенок, совершая подобный поступок, его побудительный мотив. Значимым фактором может послужить пример семьи, в которой принято заступаться за младших, более слабых. Или ребенку симпатичен тот, кого обижают, и он ждет от него благодарность и рассчитывает на дружбу. Возможен и вариант, когда у ребенка есть реальный (брат, друг и т.д.) или вымышленный (супермен, человек паук и т.д.) объект для подражания.

Рассматривать и читать социальные истории можно в разное время дня. Наиболее удобно, если они будут лежать в папке, которая доступна ребёнку. Тогда он сможет попросить вас о чтении не только устно, но и для самостоятельного изучения. Для большей эффективности необходимо, чтобы работа по социальным историям велась не только в саду, но и дома при помощи родителей. Часто листая папку, ребенок быстро научится сам выбирать актуальную в данный момент страницу, что ещё раз продемонстрирует вам, насколько не напрасны ваши усилия для формирования социальной личности ребенка!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Маяковский В.В. "Что такое хорошо и что такое плохо" — Издательство: Детская литература, — М., 2013 г.
  2. Андреева А. В. Социальная психология: Учебное пособие. — М.: Наука, 1999.
  3. Славина Л.С. Трудные дети / Под редакцией В.Э. Чудновского. — М., 1998г. Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 1996.
  4. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  5. Журнал «Воспитатель ДОУ» №3, 2011
  6. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  7. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. — М., 2005.
Просмотров: 546
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Главный Редактор. Что такое добро и зло для ребенка
  • Мария Воронухина. Что такое самостоятельный ребенок
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Музыкантова Татьяна Васильевна. Блок развивающих игр: «Что? Где? Когда?
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь