МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 53 г.ТОМСКА
Авторы:
- И.А. Волоткович
- Е.Ю. Шипачева
Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. Э. Бомбек
Дети дошкольного возраста имеют предрасположенность к девиантному поведению по разным причинам, здесь может присутствовать действие по подражанию, обида, недостаток внимания или гиперопека, климат в семье, в которой воспитывается ребенок, а так же особенности нервной системы дошкольника. В. А. Сухомлинский писал: «Причины, в силу которых ребенок становится «трудным», неуспевающим, отстающим в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства». Для определения склонности к девиантному поведению дошкольника, педагогу необходимо наблюдение за ребенком в социуме — как часто и по какой причине происходят срывы. Путем опросов, бесед и наблюдения за общением между ребенком и родителями или их законными представителями педагог собирает информацию о том, в каких условиях воспитывается дошкольник. Коррекция и предупреждение девиантного поведения у дошкольников необходима только в случае приступов беспричинной агрессии при тесном сотрудничестве с педагогом психологом.
Скачать конспект
Скачать презентацию0
Одним из способов коррекции признаков девиантного поведения может выступать социальная история. Впервые социальная история для детей с аутизмом была разработана американкой Кэрол Грей. В настоящее время данная методика так же используется для детей, которые находятся в группе риска и имеют некоторую склонность к девиантному поведению – это дети со значительным дефицитом связи (то есть не умеющих вступать в контакт, договариваться, находить друзей по общим интересам), предрасположенных к агрессивному поведению и так далее.
По итогам наблюдения составляются социальные истории с учетом накопленных данных о поведении детей в группе и дома. Социальные истории делятся на индивидуальные, предназначенные для коррекции девиантного поведения ребенка, а так же групповые – для предотвращения нежелательного поведения детей в коллективе. Разбирая групповую социальную историю, дети учатся взаимодействовать друг с другом, не ассоциировать себя с персонажами и наблюдать за ними как бы со стороны, не указывая на недостатки одногруппников, а непосредственно разбирать поведение одного или нескольких персонажей данной истории.
Что собой представляет социальная история? Это краткий рассказ с подробными иллюстрациями. Социальные истории могут быть коллективными и здесь лучше использовать абстрактные картинки. А могут быть персональными, написанными с учетом индивидуальных особенностей детей. И здесь лучше использовать фотографии самого ребёнка, его близких и окружающих, знакомых предметов. Так как у детей преобладает наглядно-образное мышление — социальные истории входят в методы визуальной поддержки и работают по принципу: «Лучше один раз увидеть, чем много раз услышать».
Социальная история часто срабатывает лучше других методов, потому что она способна исчерпывающе, наглядно и последовательно сопроводить ребёнка через ту ситуацию, которая пока что трудно ему поддаётся. При этом она не исчезает, как родительский рассказ или наставление, а постоянно находится в поле зрения, и помогает ребёнку усвоить общепринятые нормы поведения.
Все мы хорошо знаем стих В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», который можно представить в виде маленьких социальных историй. Этот стих хорош тем, что по сюжету ребенок сам интересуется хорошими и плохими поступками. Прочитав произведение В. Маяковского, взрослый может предложить ребенку или группе детей придумать (привести) примеры из его жизни и охарактеризовать их. Дополнительно, индивидуально, дома или в группе с детьми, можно продолжить работу в этом направлении и нарисовать, прописать, а так же обыграть получившуюся социальную историю по приведенным примерам. Благодаря постоянному закреплению, ребенок сможет лучше усвоить нормы социального поведения и правильно их охарактеризовать – это обусловлено образованием новых и укреплением уже имеющихся нейронных связей в головном мозге, что в последующем позволит ребенку адекватно оценивать и контролировать своё поведение в соответствии с общепринятыми нормами.
Создавая социальную историю, необходимо учитывать последовательность блоков: 1) описательный — отвечает на вопросы Кто? Что? Когда? Где? Зачем? здесь необходимо передать эмоции и чувства участников (участника) ситуации; 2) перспективный – планируется результат, направленный на позитивный настрой; 3) директивный — формирование положительной установки, при помощи значимого для ребенка человека: мамы, папы, друзей, брата, бабушки, воспитателя и т.д.
Всего может быть от 5 до 15 предложений, но чем их меньше, тем лучше. На одно директивное предложение от 2 до 5 остальных видов. Социальную историю можно составить с отрытой директивой, предполагающей совместное написание директивного блока в коллективе, учитывая мнения детей, и индивидуально – опираясь на значимую (авторитетную) личность для ребенка.
Предлагаю вам рассмотреть пример социальной истории по отрывку произведения В. Маяковского – «если бьет дрянной драчун слабого мальчишку…».
1) Описательный блок (состоит из двух предложений).
Есть дети, которые обижают слабых, или тех, кто младше. Слабый, не может сам постоять за себя.
2) Перспективный блок (состоит из трех предложений).
В моей семье принято заступаться за тех, кто слабее, и когда я вижу, что сильный обижает младшего или слабого, я должен сначала оценить ситуацию. Если я иду с компанией друзей, то мы сделаем замечание обидчику. Если я иду один, то я должен позвать на помощь взрослого.
3) Директивный блок с открытым концом.
Предложение директивного блока будет зависеть, на что ориентируется ребенок, совершая подобный поступок, его побудительный мотив. Значимым фактором может послужить пример семьи, в которой принято заступаться за младших, более слабых. Или ребенку симпатичен тот, кого обижают, и он ждет от него благодарность и рассчитывает на дружбу. Возможен и вариант, когда у ребенка есть реальный (брат, друг и т.д.) или вымышленный (супермен, человек паук и т.д.) объект для подражания.
Рассматривать и читать социальные истории можно в разное время дня. Наиболее удобно, если они будут лежать в папке, которая доступна ребёнку. Тогда он сможет попросить вас о чтении не только устно, но и для самостоятельного изучения. Для большей эффективности необходимо, чтобы работа по социальным историям велась не только в саду, но и дома при помощи родителей. Часто листая папку, ребенок быстро научится сам выбирать актуальную в данный момент страницу, что ещё раз продемонстрирует вам, насколько не напрасны ваши усилия для формирования социальной личности ребенка!
ЛИТЕРАТУРА
- Маяковский В.В. "Что такое хорошо и что такое плохо" — Издательство: Детская литература, — М., 2013 г.
- Андреева А. В. Социальная психология: Учебное пособие. — М.: Наука, 1999.
- Славина Л.С. Трудные дети / Под редакцией В.Э. Чудновского. — М., 1998г. Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 1996.
- Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Журнал «Воспитатель ДОУ» №3, 2011
- Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. — М., 2005.
|