Автор:
Старший воспитатель МБДОУ ДС №1: Мачинская Татьяна Васильевна высшая квалификационная категория
В последние годы всё больше заявляет о себе новая область знания – педагогическая инноватика – сфера науки, изучающая процессы развития образования. Эти процессы и называют инновационными.
В психолого-педагогической литературе достаточно много подходов к определению понятия «инновация»:
- Инновация – комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества);
- Инновация – это целевые изменения;
- Инновация – это внесение в среду новых стабильных элементов, вызывающих переход системы в новое состояние;
- Инновация – процесс сопряжения с новшествами изменений в других (взаимосвязанных с данной) сферах;
- Инновация – новая (для конкретного лица или объективно) идея.
Инновация педагогическая – принципиально новое образование (по Далю: иной, иновидный); новая идея, существенно меняющая сложившуюся технологию воспитания и обучения, тип дошкольного образовательного учреждения или управление дошкольным учреждением, имеющий принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляющий обновление дошкольного образования.
Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса).
Образовательные инициативы, коллективы работают не на устоявшиеся цели и задачи, а вырабатывают новое представление об образовательных целях и задачах. Актуальные направления инновационной деятельности определяются государственным заказом, образовательными потребностями и педагогическим сознанием.
Концепция модернизации российского образования нацеливает педагогов на развёртывание инновационной деятельности. Образовательная практика современных образовательных учреждений отличается освоением, внедрением и разработкой педагогических новаций.
На каждом этапе развития образовательной системы учреждения (педагоги) готовы либо только к освоению и внедрению современных новаций, предложенных позитивным педагогическим опытом, либо готовы самостоятельно разрабатывать педагогические инновации (это уже более высокая ступень инновационной деятельности).
Таким образом, каждый этап инновационной деятельности требует от педагогов адекватных профессиональных компетенций. При внедрении новаций педагогами более востребованы такие профессиональные компетенции, как организаторские, коммуникативные, гностические.
Нововведения в образовательной деятельности влияют на качество обучения и воспитания личности ребёнка-дошкольника, если они:
- охватывают и педагогов, и детей, и родителей;
- имеют достаточно большое число единомышленников, а так же сетевое взаимодействие с педагогическим сообществом;
- освоено поэтапное внедрение нововведений.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта ставит задачу создания условий для развития личности ребёнка дошкольного возраста. Для реализации данной задачи предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов ДОУ, в содержание которой входит готовность педагогов осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Коллеги, из выше сказанного, можно сделать вывод: на сколько это важный, интересный и творческий процесс по использованию современных инновационных развивающих технологий. Я не буду останавливаться на этапах и технологии внедрения инновационной деятельности в ДОУ, а поделюсь тем как «Ладушки» подошли к необходимости изучения и реализации этой деятельности.
Во-первых – это, конечно же, внедрение и реализация сетевых стандартов ФГОС. Во-вторых — для раннего возраста наблюдается дефицит научной и методической литературы, а тем более инновационных разработок. В-третьих – это наши малыши, которые рождены в век техники и компьютеризации.
За время практики работы с детьми раннего возраста, мы приобрели возможность и необходимость анализировать, адаптировать инновационные и нетрадиционные технологии в образовательный процесс.
Благодаря стажировке в г. Лесном, в рамках проекта школы Росатом, мы укрепились в выборе приоритетного направления развития ДУ – это познавательно-речевое развитие посредством инновационной деятельности. Именно там и родилась идея не только малышей учить «учиться», развиваться по инновационным технологиям, а учить взрослых – педагогов и родителей.
Изучив концепции инновационных развивающих технологий – Блоки Дьенеша, интерактивные SMART-технологии, LEGO-няня, пескография, развивающие игры Воскобовича, палочки Кюизенера и т.п., появилось чёткое понимание, куда идти и с каждым ребёнком и его родителями.
Озвучивая новые требования ФГОС нас тревожил вопрос: «Что же возможно делать с детьми раннего возраста?». Ответ стал очевидным: помогать им развиваться, становиться на ноги, осваивать свойства и законы окружающего мира, давать уверенность в своих силах, через его небольшой опыт. О том, как это делать, мы отразили в своём образовательном проекте «Развивайка» в условиях внедрения сетевых стандартов ФГОС ДО, с которым мы планируем в октябре 2016г. участвовать в проекте школы Росатома.
Речь идёт о том, что на базе СП «Ладушки» планируем создать шесть центров, работой которых будут руководить профессиональные педагоги.
Мы предполагаем и запланировали педагогическую развивающую деятельность в шести центрах:
- «Развитие графомоторных навыков» — нетрадиционные техники в художественно-эстетической деятельности (группа №1 «Теремок»).
- Пескография (арт терапия) – работа с кинетическим и обячным песком (группа №2 «Колобок»).
- «Лего-няня» — освоение программы по лего-конструированию (группа №4 «Радуга»).
- «Маленькие логики» — работа с блоками Дьенеша (группа №5 «Солнышко»).
- «Играй и Развивайся» — кинект приставка (музыкальный руководитель, педагоги).
- «Развивай-ка» — использование интерактивной доски, кинект приставки в познавательно-речевом направлении (старший воспитатель).
Образовательный проект планируется как инструмент позитивной социализации и индивидуализации ребёнка, развития его личности, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. С этой позиции наш проект нацеливает педагогов и родителей развивать у детей самостоятельность, познавательный интерес в разных видах деятельности, организовать сотрудничество взрослого и ребёнка, совместную деятельность.
Надеемся, что наш проект поможет родителям и педагогам реализовать современные требования ФГОС, что позволит вырастить детей интеллектуально развитыми и здоровыми.
Благодарю за внимание!
Желаем успехов в выборе и реализации инновационной педагогической деятельности
|