Нарратив (от лат. «narrare» — рассказывать) – это «объясняющий рассказ, некое повествование о чем — либо, описывающий реальные или вымышленные события в той или иной последовательности».
Нappaтив в пcиxoлoгию ввёл Джepoм Бpунep. A нacтoящим ocнoвoпoлoжникoм eё мoжнo cчитaть Teoдopa Capбинa. Суть его заключается в возможности «переписать» сложившуюся ситуацию человека, считаемую им тревожной, некомфортной, разрушить построенные человеком логические цепочки и выстроить другую, позитивную реальность, отделив проблему от счастливой, полноценной жизни. Нарратив дает возможность посмотреть на негативные события по — другому, выделить положительные стороны, подобрав путь к счастливому завершению ситуации.
Как же можно использовать нарратив в дошкольном образовании?
В современной жизни, в городской суете, дети не получают полноценного общения друг с другом. Утратился способ передачи дворовых и подвижных игр от старших детей к младшим. Из-за обилия и разнообразия игрового материала, дети перестали фантазировать, воображать, создавать развивающую среду своими руками, применять в игровой деятельности игрушки — заместители. А ведь такие качества, как бережливость, сочувствие формируются преимущественно в сюжетно-ролевой игре. Игра остается ведущим видом деятельности в детском саду, и только ролевая игра, включающая построение отношений, может влиять на психическое развитие ребенка. Ребенок должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии с взрослыми, сверстниками, и стремиться социализироваться. Таким образом, в настоящее время существует острая необходимость внедрения новых технологий, обеспечивающих отказ от традиционных занятий. Вместо этого требуется построение активного сотрудничества взрослого и ребенка в различных спектрах взаимодействия.
В качестве одного из таких методов можно рассматривать нарративный подход.
Нарративно — ориентированный метод обучения педагоги реализуют посредством игры, как ведущего вида деятельности развития дошкольника.
Организация воспительно — образовательного процесса на принципах нарративного обучения позволяет расширить понимание ведущей роли ребенка, как субъекта, в различных видах детской деятельности, включающих продуктивную деятельность, музыкально – художественное творчество и развернутую нарративную игру, представляющую собой слияние режиссерской игры с импровизируемой драматизацией (так же, ее называют креативной драмой). Участвуя в игре, дошкольники упражняются в принятии коллективного решения, проявления эмоциональной отзывчивости (сочувствия, заботы, доброты), учатся находить решение поставленной проблемы, используя подручные средства и жизненный опыт.
Таким образом, нарративная игра рассматривается как средство социализации, включающее в себя процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных и культурных ценностей, присущих группе сверстников или обществу в целом. Это модельная среда для культурного развития ребенка, в которой развивается его нарративность: гибкость мышления, импровизация, творческое воображение, символизация.
Суть педагогических воздействий в нарративном подходе заключается в том, что педагогу вместо передачи готовых знаний важно актуализировать у ребенка его социально — личностный опыт посредством обращения к соответствующим историям (нарративам), отраженным в сказках, рассказах, мифах, былинах, с которыми дошкольник уже знаком. Использование литературных произведений и творческой деятельности – оптимальный способ донести до сознания ребенка нравственную суть тех или иных ценностей.
Нарративная игра планируется заранее: составляется план реализации, определяются ее задача, методы, приемы, средства, условия, возможности игровой среды (групповая комната, помещения детского сада, его территория), необходимое оборудование и атрибуты для игрового действия (костюмы или их элементы), доступные средства для творческой деятельности, а также, раздаточный игровой материал, игрушки — заместители. Педагогом продумывается предположительный ход и результат нарративной игры.
Игровое пространство и игровое взаимодействие взрослого и ребенка должны взаимодополнять друг друга для того, чтобы можно было решить основную задачу: создать условия для продвижения ребенка в зоне ближайшего развития.
На первом, обучающем этапе, воспитатель направляет ребенка, обращает внимание на возможность применения тех, или иных средств, предметов, игрушек для решения поставленной проблемы. Задает наводящие вопросы, дает подсказки, демонстрирует собственный пример, участвует в совместном творчестве, где ведущую роль играет сам педагог.
Далее, переходя, на другой уровень зоны ближайшего развития, дети меньше нуждаются в помощи взрослого, могут самостоятельно организовать игровое пространство, используя предложенные педагогом атрибуты. На этом этапе взрослый включается в игровые действия лишь по необходимости, развивая сюжетные действия.
И на высшем, совершенном уровне дети самостоятельно импровизируют, воображают, строят сложные взаимоотношения и обращаются к педагогу за дополнительными, недостающими средствами для драматизации.
Осуществление нарративного подхода строится по следующей схеме:
- Утренняя встреча (круг), приветственная песенка, упражнение на сближение коллектива и т. п. Может быть в виде «утренних новостей».
- Появление сказочного героя. Погружение в творческую среду, через общение с главными героями — мотиваторми и постановка игровой проблемы (презентация истории-сказки, кукольное представление и т. д.).
- Творческая деятельность, ориентированная на поиск решения, поставленной проблемы (проектная деятельность или деятельность в центрах (книжный уголок, музыкальный, ИЗО, конструирования и т. д.).
- Свободная игра, драматизация, импровизация;
- Заключительный (прощальный) круг, при необходимости рефлексия.
В процессе организации игрового пространства педагог придерживается определенной позиции. Планомерно обогащает предметно-развивающую среду с учетом жизненного и игрового опыта детей, опираясь на их достижения. Создает условия для экспериментирования с разными материалами в самостоятельной деятельности (игре, рисовании, конструировании, создании костюмов и т. п.).
Готовится к последующему возрастному этапу воспитанника, т. е. ориентируется на зону ближайшего развития у детей, мотивирует их к игровой и познавательной деятельности.
Кроме того, педагог содействует продуктивному взаимодействию детей друг с другом и со взрослыми, учитывает их гендерные, индивидуальные, личностные особенности: лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т. п.
Нарративная игра, основанная на сказке, рассказе, истории, былине и т. д., включает в себя содержание, роли, игровые действия, которые обусловлены сюжетом и содержанием выбранного повествования, а также детскую творческую продуктивную деятельность.
При выборе историй (сказок) важно, чтобы они были доступны детскому восприятию. Для младших дошкольников – это народные сказки с простыми известными сюжетами, для старших детей – нарративы в традиционных народных сказках, волшебных сказках и путешествиях со сложными сюжетами, параллельными мирами ( «мир добра» и т.д.).
Итогом всей деятельности является игровое действие, где разыгрывается история или драматическое событие с участием педагога. Отличительной чертой этого игрового действия является то, что в нем исследуются причины драматического конфликта, и дети в ходе этой игры ищут пути решения проблемы, тем самым открывая для себя новые возможности, творческий потенциал. Насколько интереснее и креативнее будет «переписан» первозданный материал зависит от уровня развития нарративной игры.
Применение метода нарративного подхода в дошкольном образовании позволит:
- Создавать пространство полноценного взаимодействия взрослого и ребенка, развивать личные и социальные отношения;
- Выстраивать педагогические взаимодействия.
- Активизировать процессы конструирования социально-образовательной среды; Интегрировать социальный опыт детей как ресурс образовательных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
- Алещанова И. В. Нарративность: определение понятия // Известия Волгоградского государственного педагогического университета 2006. № 3. С. 43-47.
- Антипина Е.А. Театральная педагогика в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2 изд., перераб. – М.: ТЦСфера, 2009. – 128 с.
- Винникотт Д. Игра и реальность. М., 2004
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология — М.: Просвещение, 1988. – 336с.
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 128 с. 2. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
- Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
- Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер»: для детей5–7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. –128 с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Изд. «Академия развития», Ярославль.
- Занятия по театрализованной деятельности в детском саду – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
- Мерзлякова С. Театрализованные игры: методическое издание для работников дошкольных образовательных учреждений – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 152 с.
- Шиян О.А. Детские нарративы как возможный ресурс развития диалектического мышления старших дошкольников «Современное дошкольное образование», 2018. №6 (88). — 11с.
|