Столярова Анастасия Петровна. Статья «Нарративный подход в дошкольном образовании»

Статья «Нарративный подход в дошкольном образовании»

Нарратив (от лат. «narrare» — рассказывать) – это «объясняющий рассказ, некое повествование о чем — либо, описывающий реальные или вымышленные события в той или иной последовательности».

Нappaтив в пcиxoлoгию ввёл Джepoм Бpунep. A нacтoящим ocнoвoпoлoжникoм eё мoжнo cчитaть Teoдopa Capбинa. Суть его заключается в возможности «переписать» сложившуюся ситуацию человека, считаемую им тревожной, некомфортной, разрушить построенные человеком логические цепочки и выстроить другую, позитивную реальность, отделив проблему от счастливой, полноценной жизни. Нарратив дает возможность посмотреть на негативные события по — другому, выделить положительные стороны, подобрав путь к счастливому завершению ситуации.

Как же можно использовать нарратив в дошкольном образовании?

 

В современной жизни, в городской суете, дети не получают полноценного общения друг с другом. Утратился способ передачи дворовых и подвижных игр от старших детей к младшим. Из-за обилия и разнообразия игрового материала, дети перестали фантазировать, воображать, создавать развивающую среду своими руками, применять в игровой деятельности игрушки — заместители. А ведь такие качества, как бережливость, сочувствие формируются преимущественно в сюжетно-ролевой игре. Игра остается ведущим видом деятельности в детском саду, и только ролевая игра, включающая построение отношений, может влиять на психическое развитие ребенка. Ребенок должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии с взрослыми, сверстниками, и стремиться социализироваться. Таким образом, в настоящее время существует острая необходимость внедрения новых технологий, обеспечивающих отказ от традиционных занятий. Вместо этого требуется построение активного сотрудничества взрослого и ребенка в различных спектрах взаимодействия.

В качестве одного из таких методов можно рассматривать нарративный подход.

Нарративно — ориентированный метод обучения педагоги реализуют посредством игры, как ведущего вида деятельности развития дошкольника.

Организация воспительно — образовательного процесса на принципах нарративного обучения позволяет расширить понимание ведущей роли ребенка, как субъекта, в различных видах детской деятельности, включающих продуктивную деятельность, музыкально – художественное творчество и развернутую нарративную игру, представляющую собой слияние режиссерской игры с импровизируемой драматизацией (так же, ее называют креативной драмой). Участвуя в игре, дошкольники упражняются в принятии коллективного решения, проявления эмоциональной отзывчивости (сочувствия, заботы, доброты), учатся находить решение поставленной проблемы, используя подручные средства и жизненный опыт.

Таким образом, нарративная игра рассматривается как средство социализации, включающее в себя процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных и культурных ценностей, присущих группе сверстников или обществу в целом. Это модельная среда для культурного развития ребенка, в которой развивается его нарративность: гибкость мышления, импровизация, творческое воображение, символизация.

Суть педагогических воздействий в нарративном подходе заключается в том, что педагогу вместо передачи готовых знаний важно актуализировать у ребенка его социально — личностный опыт посредством обращения к соответствующим историям (нарративам), отраженным в сказках, рассказах, мифах, былинах, с которыми дошкольник уже знаком. Использование литературных произведений и творческой деятельности – оптимальный способ донести до сознания ребенка нравственную суть тех или иных ценностей.

Нарративная игра планируется заранее: составляется план реализации, определяются ее задача, методы, приемы, средства, условия, возможности игровой среды (групповая комната, помещения детского сада, его территория), необходимое оборудование и атрибуты для игрового действия (костюмы или их элементы), доступные средства для творческой деятельности, а также, раздаточный игровой материал, игрушки — заместители. Педагогом продумывается предположительный ход и результат нарративной игры.

Игровое пространство и игровое взаимодействие взрослого и ребенка должны взаимодополнять друг друга для того, чтобы можно было решить основную задачу: создать условия для продвижения ребенка в зоне ближайшего развития.

На первом, обучающем этапе, воспитатель направляет ребенка, обращает внимание на возможность применения тех, или иных средств, предметов, игрушек для решения поставленной проблемы. Задает наводящие вопросы, дает подсказки, демонстрирует собственный пример, участвует в совместном творчестве, где ведущую роль играет сам педагог.

Далее, переходя, на другой уровень зоны ближайшего развития, дети меньше нуждаются в помощи взрослого, могут самостоятельно организовать игровое пространство, используя предложенные педагогом атрибуты. На этом этапе взрослый включается в игровые действия лишь по необходимости, развивая сюжетные действия.

И на высшем, совершенном уровне дети самостоятельно импровизируют, воображают, строят сложные взаимоотношения и обращаются к педагогу за дополнительными, недостающими средствами для драматизации.

Осуществление нарративного подхода строится по следующей схеме:

  1. Утренняя встреча (круг), приветственная песенка, упражнение на сближение коллектива и т. п. Может быть в виде «утренних новостей».
  2. Появление сказочного героя. Погружение в творческую среду, через общение с главными героями — мотиваторми и постановка игровой проблемы (презентация истории-сказки, кукольное представление и т. д.).
  3. Творческая деятельность, ориентированная на поиск решения, поставленной проблемы (проектная деятельность или деятельность в центрах (книжный уголок, музыкальный, ИЗО, конструирования и т. д.).
  4. Свободная игра, драматизация, импровизация;
  5. Заключительный (прощальный) круг, при необходимости рефлексия.

В процессе организации игрового пространства педагог придерживается определенной позиции. Планомерно обогащает предметно-развивающую среду с учетом жизненного и игрового опыта детей, опираясь на их достижения. Создает условия для экспериментирования с разными материалами в самостоятельной деятельности (игре, рисовании, конструировании, создании костюмов и т. п.).

Готовится к последующему возрастному этапу воспитанника, т. е. ориентируется на зону ближайшего развития у детей, мотивирует их к игровой и познавательной деятельности.

Кроме того, педагог содействует продуктивному взаимодействию детей друг с другом и со взрослыми, учитывает их гендерные, индивидуальные, личностные особенности: лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т. п.

Нарративная игра, основанная на сказке, рассказе, истории, былине и т. д., включает в себя содержание, роли, игровые действия, которые обусловлены сюжетом и содержанием выбранного повествования, а также детскую творческую продуктивную деятельность.

При выборе историй (сказок) важно, чтобы они были доступны детскому восприятию. Для младших дошкольников – это народные сказки с простыми известными сюжетами, для старших детей – нарративы в традиционных народных сказках, волшебных сказках и путешествиях со сложными сюжетами, параллельными мирами ( «мир добра» и т.д.).

Итогом всей деятельности является игровое действие, где разыгрывается история или драматическое событие с участием педагога. Отличительной чертой этого игрового действия является то, что в нем исследуются причины драматического конфликта, и дети в ходе этой игры ищут пути решения проблемы, тем самым открывая для себя новые возможности, творческий потенциал. Насколько интереснее и креативнее будет «переписан» первозданный материал зависит от уровня развития нарративной игры.

Применение метода нарративного подхода в дошкольном образовании позволит:

  • Создавать пространство полноценного взаимодействия взрослого и ребенка, развивать личные и социальные отношения;
  • Выстраивать педагогические взаимодействия.
  • Активизировать процессы конструирования социально-образовательной среды; Интегрировать социальный опыт детей как ресурс образовательных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алещанова И. В. Нарративность: определение понятия // Известия Волгоградского государственного педагогического университета 2006. № 3. С. 43-47.
  2. Антипина Е.А. Театральная педагогика в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2 изд., перераб. – М.: ТЦСфера, 2009. – 128 с.
  3. Винникотт Д. Игра и реальность. М., 2004
  4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология — М.: Просвещение, 1988. – 336с.
  5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 128 с. 2. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
  6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  7. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер»: для детей5–7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. –128 с.
  8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Изд. «Академия развития», Ярославль.
  9. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
  10. Мерзлякова С. Театрализованные игры: методическое издание для работников дошкольных образовательных учреждений – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 152 с.
  11. Шиян О.А. Детские нарративы как возможный ресурс развития диалектического мышления старших дошкольников «Современное дошкольное образование», 2018. №6 (88). — 11с.
Просмотров: 367
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Карповец Надежда Ивановна. Методическое игровое пособие — Игры с природным материалом как средство развития способностей ребенка «Веселые семечки»
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Хорькова Адиля Ахмадулловна. ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Козырь Наталья Валерьевна. Мастер-класс 'Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого'
  • Дьяченко Елена Николаевна. Консультация 'Игра, как средство социально- коммуникативного развития ребенка'
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Юдина Людмила Иосиповна. Консультация для воспитателей: Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка.
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Исайчева Надежда Яковлевна Кирбитова Любовь Георгиевна. Игра — лучшее средство для знакомства и адаптации ребенка в детском саду
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Захарова Валентина Валерьевна. Обучение детей рассказыванию как форма совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Хирамагомедова Илите Абдулаевна. «Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.
  • Аккуратнова Ирина Васильевна. Необходимые условия для социально-эмоционального развития детей в детском саду.
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Козловская Наталья Васильевна. Игровые приемы для развития творческой самостоятельной деятельности детей.
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Кочетова Наталья Борисовна. Познавательно-исследовательская деятельность как фактор развития ребенка-дошкольника
  • Струкель Татьяна Федоровна. ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Пятигора Людмила Егоровна. Роль дидактической игрушки в период адаптации ребенка в детском саду.
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Шибалова Марина Ивановна. ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Степанишина Ирина Павловна. СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Шарунова Вера Евгеньевна. Образовательный потенциал игровой деятельности детей в сюжетно-ролевой игре — «Школа».
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь