Выполнила воспитатель МАДОУ Детский сад №113 Елисеева Оксана Евгеньевна
Дидактическая многомерная технология Штейнберг Валерий Эмануилович (профессор БГПУ им. М. Акмуллы, д.п. н., к.т. н.) ввёл понятие «логико-смысловая модель»
Данная модель получила название логико-смысловой по той причине, что схема содержит два компонента:
- логической — в виде системы расстановки координат и узлов;
- смысловой – в виде кодирующих понятий, названий координат и узлов.
Метод ЛСМ заключается в выделении значимых смысловых элементов информации в виде ключевых слов и выявления отношений между ними.
Логико-смысловая модель
Скачать презентацию
Требования к составлению ЛСМ:
- лаконичность;
- структурность;
- компактность расположения материала;
- доступность понимания;
- оптимальность объёма.
Этапы освоения и использования ЛСМ:
- Изучение теоретических основ технологии, её преимуществ и возможностей.
- Составление воспитателем ЛСМ для конкретных тем, для достижения чётко сформированных дидактических целей.
- Проектирование ООД с использованием ЛСМ.
- Включение детей в составление ЛСМ в ООД.
- Составление ЛСМ детьми самостоятельно.
ЛСМ в ООД
ЛСМ в совместной деятельности педагога с ребенком
ЛСМ в самостоятельной деятельности детей
ЛСМ проектируется следующим образом:
тема, которая представляется моделью, разделяется на круг основных вопросов – координат модели;
определяется расстановка координат путем их ранжирования (К1 – К8);
выявляются узловые элементы содержания – опорные узлы ЛСМ в каждом вопросе;
определяется расстановка опорных узлов на координатах по какому-либо основанию;
выполняется свертывание названий координат и опорных узлов до 1 – 2 ключевых слов (как исключение допускается использование аббревиатур);
выявляются наиболее важные смысловые связи между опорными узлами, что является важнейшей процедурой анализа в учебном процессе;
проверяется структура модели на необходимость перерасположения координат и узлов, которые оказываются изолированными, не связанными с другими узлами, на наличие недостающих узлов.
Чтобы избежать ошибок нужно:
использовать графический редактор Corel Draw для оформления моделей;
соблюдать графический рисунок: число координат, их положение на плоскости – символ названия координат заключается в квадрат, эллипс в центре, узлы на координатах – малые окружности;
первую координату всегда располагать на месте цифры 9 в часах;
первый узел всегда отсчитывается от центра;
число ключевых слов 2 – 3;
первая координата всегда «Цель», «Смысл», «Задачи» и т.д., а последняя «Результат», «Контроль» и прочее.
Общий сценарий проектирования ЛСМ включает следующие операции:
выбор каркаса;
определение координат – круг вопросов по теме;
расстановка координат;
выделение опорных узлов и их расстановка на координатах;
выявление и обозначение наиболее значимых смысловых связей;
свертывание названий координат и узлов до 1 – 3 ключевых слов.
Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, педагоги придерживаются следующих требований:
модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов;
раскрывать существенное в объекте;
замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.
Используя ЛСМ в работе с детьми дошкольного возраста в настоящее время актуально и очень эффективно, т.к. дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
|