В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Скачать конспект
С целью повышения качества образовательного процесса педагогами ДОУ применяются следующие современные педагогические технологии:
- здоровьесберегающиетехнологии;
- технологиипроектнойдеятельности;
- ТРИЗ технологии;
- информационно — коммуникационныетехнологии;
- личностно — ориентированныетехнологии;
- проблемно — игровыетехнологии;
- современные игровые технологии (квест);
- современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации (Н. П. Гришаева);
- технология «Портфолиодошкольника»;
- технология «Портфолиопедагога».
Здоровьесберегающие образовательные технологии
Цель: создание условий сохранения и укрепления здоровья детей, дляформирования основ валеологической культуры
С 2012 года в ДОУ функционирует Центр здоровья, реализуются парциальные программы, программа «Лучики здоровья», что способствует повышению дето – дней, понижению количества дней, пропущенных одним ребёнком в год по болезни с 29, 5 до 29, 3.
Организация образовательной деятельности в форме совместной партнерскойдеятельности взрослого с детьми
- демократический стиль отношений в позиции воспитателя
- приглашение к деятельности
- воспитатель предлагает возможные способы реализации той или инойзадачи
- педагог предлагает свою идею или свой результат, включается вовзаимную оценку и интерпретацию действий участников- заключительный этапдеятельности характеризуется «открытым концом»
- организация пространства: свободное перемещение, выбор рабочегоместа, столы в форме круглого стола, на ковре или вокруг реальных столов
Игровые технологии
Цель: раскрытие личностных способностей детей через актуализациюпознавательного опыта в процессе игровой деятельности.
Навыки, необходимые педагогу и родителям для поддержания и развития игровойдеятельности:
- создание в течение дня условий для свободной игры;
- определение игровых конфликтных ситуаций;
- наблюдение за играющими детьми и понимания, какие событияотражаются в игре;
- умение отличать, у кого из детей игровая деятельность развитахорошо и у кого плохо
- косвенно руководить игрой, если она носит стереотипный характер
- Также педагоги должны знать и понимать современную детскуюсубкультуру.
Методы и приемы руководства детской игрой
Методы и приёмы, способствующие
обогащению сюжетаи содержания игры Расширение знаний детей об окружающем мире черезнаблюдение окружающей жизни, организованные занятия, чтение художественной литературы, рассказывание случаев, реальных и фантастических (С. Л. Новосёлова);
индивидуальная игра воспитателя с ребёнком, при этомвоспитатель исполняет главную роль (Н. Я. Михайленко);
внесение образных игрушек (Т. М. Бабунова);
приём параллельной игры (Н. Ф. Тарловская);
приём ролевой игры с продолжением (Н. Палагина);
игра в телефон (Н. Палагина);
обыгрывание с помощью кукол сюжетов из жизни в детскомсаду;
разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций
Методы и приёмы,
способствующие
регулированию
игровых
взаимоотношений игры, облегчающие адаптацию ( «Приходите ко мне в гости»,
Н.Ф. Тарловская);
активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры,
направленное на пробуждение и самостоятельное применениедетьми новых способов решения игровой задачи, на отражение вигре новых сторон жизни и аккуратное направление замыслов идействий детей с использованием косвенных приёмов
руководства (советов, реплик, подсказок, вопросов, изменения
игровой среды и др.), при этом взрослый выступает какравноправный партнёр (С. Л. Новоселова);
участие воспитателя в игре в главной роли (Н. Я. Михайленко);
использование многоперсонажного сюжета: «Два врача», «Два
шофера» (Н. Я. Михайленко);
внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от
его лица;
создание разновозрастных игровых триад (В. И. Турченко)
Косвеныеприёмы
руководства Обновление игровых уголков: внесение предметов-заместителей,
съёмных панелей (Т. М. Бабунова);
изменение игровой среды (С. Л. Новосёлова);
наблюдение, экскурсия. Маршрут выходного дня;
создание воображаемой ситуации (Т. М. Бабунова);
Руководство игрой строиться на основе результатов наблюденияза самостоятельной игрой детей. Педагог ставит ребенка в позицию «взрослого», что способствует развитию самостоятельности у детей.
Информационно — коммуникационные технологии
Цель: повышение качества образования в ДОУ посредством внедрения вобразовательный процесс информационно-коммуникационных технологий
Задачи:
- создание единого информационного пространства ДОУ;
- использование мультимедийных и других компьютерных технологий вобразовательном процессе ДОУ;
- создание общей сетевой мультимедийной базы, банка компьютерныхобучающих программ, дидактических и методических материалов.
Использование ИКТ в совместной деятельности позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательнойдеятельности дошкольников.
Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ:
- обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
- вызывает у детей огромный интерес информация на экране компьютера в игровой форме;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- надолго привлекает внимание ребенка, в работу включаются два анализатора – слуховой и зрительный;
- стимулируетпознавательнуюактивностьдетей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
В профессиональной деятельности акцент делается на совершенствовании профессиональной компетентности педагога, родителей преобразовании традиционных форм организации деятельности с детьми, родителями, развитии инновационных процессов, опираясь на медиаресурсы:
- для повышения качества образовательного процессапедагоги используют интерактивную доску; развивающие и обучающие игры серии «Образовательная коллекция»;
- авторский сайт для взаимодействия с родителями;
- самостоятельно разрабатывают и эффективно использую авторский интерактивный сайт, при взаимодействии с педагогами и родителями.
Технология проблемного обучения
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения:
- проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;
- быть доступным для обучающихся;
- должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;
- задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.
Личностно — ориентированные технологии
Цель: создание условий для развития личности ребёнка, любознательности, как основы познавательной активности, его творческих способностей.
Учет индивидуально-личностных особенностей воспитанников в построении образовательного процесса в ДОУ осуществляется на основе наблюдения, для организации образовательной деятельности с учетом личностно-ориентированного подхода: «Карта индивидуального развития ребенка».
Организация воспитательно – образовательного процесса в ДОУ, строиться на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
|