Дубченкова Н.О., Ассистент кафедры дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО АГУ, аспирант 1 года обучения г. Астрахань
Pedagogical approaches to the study of leadership qualities of preschool children
Dubchenkova N. O., Assistant of the chair of preschool and elementary education, Astrakhan state University 1 year post-graduate student g. Astrakhan
АННОТАЦИЯ
Тема лидерства привлекала внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков.
Известно, что к сегодняшнему дню проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Все подходы к изучению лидерства можно разделить на три части: традиционные подходы, концепции ситуационного лидерства и новые теории лидерства.
ABSTRACT
The theme of leadership has attracted the attention of representatives of different directions for many centuries.
It is known that to date, more than ten thousand different kinds of studies of leadership issues have been conducted. All approaches to the study of leadership can be divided into three parts: traditional approaches, the concept of situational leadership and new theories of leadership.
Ключевые слова: лидерство, лидерские качества, старший дошкольный возраст.
Keywords: leadership, leadership qualities, senior preschool age.
В современных условиях развития российского общества и рыночной экономики успех каждого человека зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейший ход событий, принимать адекватные решения и действовать согласно им. Поэтому развитие социальной активности, целеустремленности, волевых качеств необходимо начинать уже с дошкольного возраста, особое внимание, уделяя воспитанию уверенности ребенка в собственных силах. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям. В этой связи, современная образовательная практика должна быть основана на личностно-ориентированное образование, где ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где основное внимание уделено созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. В процессе изучение механизмов проявления активности и развития лидерского потенциала детей, важно найти эффективные пути и средства, которые способствуют формированию активной личности, ее самореализации в настоящем и будущем.
Тема лидерства привлекала внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков. В тайну этого явления пытались проникнуть Конфуций, Аристотель, Платон, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Г. Лебон, Г. Тард, М. Вебер, Г. Лассуэлл, Г. Моска, В. Парето, З. Фрейд, Н. Майкл и многие другие. В современной западной социальной науке и литературе проблема лидерства представлена очень хорошо, она изучалась такими известными учеными, как Р. Богардус, Ж. Блондель, Б. Бас, Д. Дженнингс, К. Левин, Р. Стогдилл, Р. Такер, С. Хук, А. Герман и другие [1, с. 135].
Известно, что к сегодняшнему дню проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Все подходы к изучению лидерства можно разделить на три части: традиционные подходы, концепции ситуационного лидерства и новые теории лидерства.
Традиционный подход к лидерству наиболее ранний и опирается на две теории: теория лидерских качеств и концепции лидерского поведения.
В рамках данной теории исследователи пытались выявить те качества, которые отличали «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили — лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и неменяющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Этот подход базировался на том, что лидерами рождаются, а не становятся. Наиболее известными, в этой теории являются исследования Ральфа Стогдилла, Уорена Бенниса и Эдвина Гизелли.
Американский консультант Уорен Беннис исследовал 90 успешных лидеров и выделил 4 группы лидерских качеств:
- Управление вниманием, т.е. способность так предвидеть сущность результата или исхода, цели или направления действий, чтобы это было привлекательно для последователей.
- Управление знанием, т.е. способность так передать свои, знания, чтобы они были поняты и приняты последователями.
- Управление доверием, т.е. способность построить свою деятельность таким образом, чтобы получить полное доверие подчиненных
- Управление собой, т.е. способность хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.
Беннис подчеркнул, что подчиненные должны чувствовать значимость своей работы.
Последующее изучение привело к выведению 4 групп лидерских, качеств:
— Физиологические: рост, вес, фигура, внешний вид, здоровье, энергичность движений. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек еще не дает никакого права быть лидером (Например, Наполеон, Ленин, Гитлер, Сталин, Ганди).
— Психологические качества проявляются через характер человека. Однако необходимо отметить, что большинство из качеств так и не получило подтверждение практикой своей связи с лидерством.
— Интеллектуальные качества — уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров.
Однако корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Эти качества носят в большей степени характер приобретенных. Однако еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидера.
"Дошкольный возраст-период активного развития ребенка. В это время начинают формироваться основы лидерских качеств. Они включают упорство и настойчивость, проявляющиеся в желании добиться успеха, несмотря на трудности и неудачи; решимости, которая характеризуется отсутствием колебаний и сомнений в конфликт мотивов, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, избегая конфликтных ситуаций, умение подавлять эмоции и искушения; самостоятельность, дисциплинированность и ответственность. Только на основе волевых качеств можно добиться успеха" [2, с. 102].
Одним из средств формирования лидерских качеств личности старшего дошкольника является обучение. Познание природы, общества и самого себя делает человека свободным. Только люди с достаточными знаниями, могут обеспечить развитие общественного производства на основе науки, так, чтобы быть лидерами. Таким образом, все факторы развития личности и лидерских качеств находятся в определенной взаимозависимости. Их влияние, иногда противоречивые.
А.С. Залужный, изучая взаимоотношения детей, выявил типологию лидеров, разделив их на ситуативных (лидер — интеллектуал, лидер — организатор, эмоциональный лидер) и постоянных. Он не согласен с тем, что некоторые дети "от природы" не способны к лидерству, — лидером может быть — и бывает в действительности при соответствующих условиях практически каждый ребенок: сейчас один, в следующий момент другой и т.д. Учитывая совокупность подходов к феномену лидерства в различных ситуациях групповой жизни, выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве. Но, поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером [1, c.133].
Дети дошкольного возраста используют малейший повод для того, чтобы как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди других. Мотивировать их к лидерству может, например, осознание возможности оказать и получить помощь, обменяться информацией.
Исходя из выше обозначенного, дети старшего дошкольного возраста могут реализовать свой лидерский потенциал в различных направлениях и это в первую очередь связано с особенностями личности ребенка, атмосферой в детском коллективе, окружающих, отношения педагогов, семьи, и других внешних обстоятельств.
Список литературы:
- Адаир Д. Эффективное лидерство. Как развивать и применять лидер. навыки / Д. Адаир Д. — М.: Эксмо, 2013. — 318 с
- Ландсберг М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия / М. Ландсберг. — М.: ЭКСМО, 2010. — 215 с.
- Морозова Ю. А. Лидерство и самореализация личности // Вестн. Волгоградского гос. архитектурно-строительного ун-та. Серия: Гуманитарные науки. – 2004. — N 5. — С. 179-182
- Первитская А. М. Лидерство как особый вид деятельности // Аспирант и соискатель. – 2006. — N 5. — С. 118-120
|