Герасенко Елена Владимировна педагог дополнительного образования I кв. к. МБДОУ «Детский сад № 25» г. Братск Иркутская обл.
Для обогащения художественного опыта детей, педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с детьми как в детском саду, так и за его пределами. Это искусствоведческие беседы, познавательные прогулки, мастер-классы, проекты; разнообразная художественная деятельность на занятиях и в свободной деятельности. Многие из этих форм широко известны и давно используются на практике, некоторые новые и требуют апробации.
Выделим общие подходы к проектированию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Она включает такие виды детской продуктивной деятельности: изобразительное творчество, художественный труд, художественное конструирование.
Изобразительное творчество – изображение предметов, явлений реального и воображаемого мира разными художественными средствами.
Художественный труд – это творческая, социально мотивированная деятельность, дающая детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. Художественный труд продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов и преобразует.
Художественное конструирование – дизайн – творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование предметной среды, осуществляемая в соответствии с требованиями и предназначенная для использования человеком.
Рассмотрим подробнее такие формы организации художественного опыта детей, как художественное экспериментирование и самостоятельная художественная деятельность.
Художественное экспериментирование сегодня понимается как свободная поисковая деятельность, в которой ребенок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия, решает задачи познавательные, художественные, социальные. Экспериментирование связано с накоплением опыта проб и ошибок, выхода за пределы знакомого.
Роль педагога состоит в создании развивающей предметно-пространственной среды и проблематизации содержания детской деятельности. Недостаточно заполнить пространство предметами, нужно инициировать деятельность детей, и на первоначальном этапе показать приемы. В результате у детей формируется умение анализировать художественную задачу, раскрывать ее смысл, решать. В разных видах художественной деятельности дети, реально экспериментируя с различными материалами приобретают опыт и в последствии могут экспериментировать мысленно – планировать свою работу для достижения желаемого результата. Основа для детского экспериментирования – исконно детские виды деятельности игры. Обучение различным видам художественно-эстетического творчества происходит в доступных для ребенка формах. Важно создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами.
С раннего возраста ребенок в условиях экспериментирования узнает, что бумага легкая, плоская, рвется, мнется…; краски разноцветные, оставляют след, не стираются с бумаги…; пластилин мягкий, мнется, держит форму, на нем остается отпечаток, его можно намазать на дощечку. Это хорошо известные нетрадиционные техники рисования. В ходе этой деятельности, дети исследуют не только материалы и их свойства, но и самостоятельное воздействие на окружающие предметы с целью их практического освоения.
Дети старшего дошкольного возраста в деятельности художественного экспериментирования делают открытия другого уровня. Она связана с поиском композиционных решений, передачи движения статичной фигурке, выражение настроения и характера персонажа, преобразование плоских тел в объемные и наоборот. Предметом поиска могут служить варианты развития сюжета.
Самостоятельная художественная деятельность детей возникает по инициативе ребенка, отвечает его интересам и протекает без видимого руководства взрослого. Цель и содержание данной деятельности зависит от активности, инициативности, умений самостоятельно использовать приобретенный познавательный и художественный опыт самого ребенка.
Самостоятельное творчество – основной путь художественного развития ребенка. Считается, что этот процесс не поддается изучению, анализу, поэтому невозможно говорить о руководстве им. Самостоятельное творчество независимое, индивидуальное, имеющее наследственную предрасположенность. Это – стремление к самовыражению. Влиять могут лишь отдельные факторы. Нельзя упускать из виду роль окружения, влияющую на переживания детей. В таком случае, взрослые могут проектировать эту сферу деятельности детей и в условиях детского сада, и в условиях семейного воспитания.
Основа для самостоятельной творческой активности – структура знаний, умений, полученных ребенком. Опыт показывает, что в образовательном учреждении, в семье одни и те же объекты и явления отражаются в разных аспектах, часто противоположных. Чем больше информации, тем эффективнее развитие ребенка. Это дает возможность разнообразной поисковой деятельности, обеспечивает гибкость и динамичность детского мышления.
Важным условием развития самостоятельной художественной деятельности детей является потребность изображать окружающий предметный мир. Не только предметы, как таковые, но и предметность образов, явлений, эмоций. Потребность в данном случае выступает как мотив, предпосылка. Действия с различными предметами развивают психические процессы, материализуют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Доказано, что психические процессы, связанные с художественными переживаниями, эффективнее.
Понятие «предметно-пространственная среда» очень широкое, включает все условия жизни: культурные, экономические, природные. Развивающая предметная среда, способная обогатить художественную практику, является предметной, непосредственно содействует развитию, должна быть связана с практическими умениями детей, соответствовать возрасту. Ассортимент должен определяется спецификой видов деятельности, быть полифункциональным.
Разнообразие материалов, свобода выбора инициируют детское художественное экспериментирование, что важно для формирования самостоятельней художественной деятельности. Важно, художественное экспериментирование и самостоятельная художественная деятельность – свободные формы организации эстетического опыта детей, могут перерастать одна в другую.
Литература.
- Лыкова И.А., Проектирование образовательной области «Художественное развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 144 с., илл.
- Лыкова И.А., Буренина А.И., Талантливые дети. Индивидуальный подход в художественном развитии. – ИД «Цветной мир», 2012. — 144 с., илл.
|