Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи:
- Познакомить родителей с характеристиками психологической и педагогической готовности;
- Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками.
- Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей;
- Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.
Материалы и пособия: Мультимедийный проектор, Букет из осенних листьев, спички, задания для игры, памятки с рекомендациями родителям.
Ход собрания:
Воспитатель: Здравствуйте, мы рады вас видеть в нашем саду! Хотим вас поздравить, уважаемые родители, с переходом в подготовительную к школе группу. Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам подготовится к школе. Как это сделать мы и попробуем сегодня разобраться.
Упражнение "Имена"
Цель: Установление контакта между участниками. Создание доброжелательной
Атмосферы.
Содержание: Сейчас мы пустим этот букет по кругу. У кого он в руках, тот говорит комплимент соседу справа.
Упражнение «Спичка»
Цель: Сплочение коллектива
Содержание:
Встаньте плечом к плечу (две команды). Сейчас мы раздадим вам спички, которые можно держать только одним пальцем. Ваша задача: всем вместе дойти до финиша, не уронив спичку. Если упала хоть одна спичка, то вся команда возвращается к старту. Вам надо сделать круг вокруг каждого стула. Как именно держать спички, решать вам. Главное условие – держать одним пальцем. Молодцы, садитесь на свои места.
Ответьте на вопросы:
- Легко ли было выполнить это упражнение?
- Что мешало дойти до финиша?
Это упражнение направлено на сплочение нашего коллектива.
Упражнение "Парад мнений"
Воспитатель: "Как вы считаете, в чем проявляется неготовность к школьному обучению?"
- Неподготовленность к школьному обучению чаще всего проявляется в том, что ребенок не может сосредоточиться.
- часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы;
- слабо развита связная речь
- Ребёнок не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;
- проявляет мало инициативы; имеет затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
Что же понимается под готовностью ребёнка к школе?
Учёные отмечают, что подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая разные сферы их жизни. В самом общем виде готовность к школе предполагает определённый уровень физического развития, умение детей общаться со взрослыми и сверстниками, подчиняться правилам, наличие определённых знаний и, конечно, желания учиться.
Учёные выделяют физическую, педагогическую (специальную), психологическую готовность ребёнка к школе.
Это не разные виды готовности детей к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности.
Например, положительные показатели состояния здоровья, развитие основных функциональных систем организма, двигательных навыков и качеств, мелкой моторики ребёнка соответственно возрасту (те есть физическая готовность) являются основой для формирования педагогической и психологической готовности ребёнка к школе.
Педагогическая подготовленность ребёнка к школьному обучению, включающая в себя умения и навыки, необходимые для освоения чтения, письма, счёта, крайне важна для усвоения предметов школьной программы.
Но бывает так, что родители ориентируются именно на эти параметры готовности к школе, что не совсем правильно.
Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать требованиям нового взрослого (педагога). Родители в этом случае недоумевают: «Как же так?!» Им казалось, что ребенок пришел в школу подготовленным, а тут вдруг – жалобы учителя. Или через какое-то время ребенок отказывается идти в
школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т.д.
Это другая сторона готовности к школе – психологическая.
Психологическая же готовность — это комплексная характеристика в которой выражены основные достижения психического, личностного развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства.
Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты:
- интеллектуальная готовность.
- социально-личностная.
- мотивационная.
Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень восприятия речи).
Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако специалисты утверждают, что читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Под Социально-личностной готовностью.
понимается настрой ребенка нам работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе.
Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу.
В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой,
познавательный, социальный.
Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе.
Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое,
интересное. По мнению специалистов, это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе.
Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый
социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные
принадлежности, свое рабочее место.
Итак, давайте подведем итог: Что включает в себя понятие "Ребенок готов к школьному обучению" (высказывание родителей)
- Физическое здоровье.
- Наличие мотива учения.
- Сформированность произвольности поведения умение сознательно подчинять свои действия правилу, требованию взрослого, умение внимательно слушать, и самостоятельно точно выполнять задания, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми).
- Сформированность интеллектуальной сферы (умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять существенные признаки; умение рассуждать; достаточный уровень развития восприятия речи)
Что могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе?
В первую очередь создать условия: играть, общаться с ребенком, предъявлять определенные единые в семье требования и добиваться их выполнения, вызывать интерес к познавательной деятельности: посещать музей, вместе изучать иллюстрированные энциклопедии и т.п., развивать у ребенка уверенность в себе.
А теперь Вашему вниманию предлагаем игры, в которые можно играть с детьми дома. (презентация игр и упражнений)
Рефлексия: Просим вас высказать свое мнение о проведенном мероприятии.
Родителям вручается памятка для родителей будущих первоклассников.
|