Пояснительная записка
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Скачать программу
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.
Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, форы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.
Новизна данной программы заключается в том, что занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада.
Цель программы – формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи программы
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
- Развивать творческие способности детей.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Программа интегрируется со следующими образовательными областями:
«Физическая культура» Развитие мелкой моторики
«Здоровье» Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотеропия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
«Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи
«Познание» Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений
«Социализация» Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувст, чувства принадлежности к мировому сообществу
«Музыка» Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства
«Труд» Формирование трудовых умений и навыков. Воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
«Чтение художественной литературы» Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
«Безопасность» Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности
Организация образовательного процесса
Кружок посещают дети младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группы. Занятия проводятся по подгруппам 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий: младший возраст 15-20 минут, старший возраст 30 минут.
Законодательная база для разработки учебной программы:
- Конституция РФ
- Конвенция «О правах ребёнка»
- Закон РФ «О правах ребёнка»
- Законы РФ «Об образовании»
- Устав МБДОУ детский сад № 56
- Положение о платных образовательных услугах в учреждении дополнительного образования детей
- Единые требования к программам дополнительного образования
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Её корректировка осуществляется ежегодно в соответствии с результатами анализа и выполнения.
Мониторинг
Диагностирование результатов – 2 раза в год (в начале октября и последняя неделя мая).
Итогом работы является открытое занятие для родителей 1 раз в квартал (ноябрь, февраль, май). Выставки детских работ и участие в конкурсах детского творчества.
Система оценивания уровня усвоения программы.
Выделенные критерии объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности. Это позволит охарактеризовать деятельность и ее продукты.
Анализ продуктов деятельности
1. Содержание изображения (полнота изображения образа).
Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволявшие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.
В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделили две группы показателей: «а» и «б»:
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделяется на занятии или вытекает из темы занятия.
2. Передача формы:
- форма передана точно;
- есть незначительные искажения;
- искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
- части расположены верно;
- есть незначительные искажения;
- части предмета расположёны неверно.
4. Передача пропорции предмета в изображении:
- пропорции предмета соблюдаются;
- есть незначительные искажения;
- пропорции предмета переданы неверно.
5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):
а) расположение изображений на листе:
- по всему листу;
- на полосе листа
- не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений,
составляющих картину:
- соблюдается пропорциональность в изображении
разных предметов;
- есть незначительные искажения;
- пропорциональность разных предметов передана
неверно.
6. Передача движения:
- движение передано достаточно четко;
- движение передано неопределенно, неумело;
- изображение статичное.
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставится на занятии или вытекает из темы занятия.
7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом):
а) цветовое решение изображения:
- передан реальный цвет предметов;
- есть отступления от реальной окраски;
- цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
- многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
- преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Анализ процесса деятельности
1. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает следующие группы показателей):
а) характер линии:
- слитная;
- линия прерывистая;
- дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
- средний;
- сильный, энергичный (иногда бумагу);
- слабый (иногда еле видный); в) раскрашивание (размах):
- мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
- крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
- беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
- ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
- ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;
- ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):
а) отношение к оценке взрослого:
- адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
- эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при критике — сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребенком созданного им изображения:
- адекватна;
- неадекватна (завышенная, заниженная);
- отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:
- к предложенному заданию;
- к процессу деятельности;
- к продукту собственной деятельности.
З. Уровень самостоятельности:
- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
- требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
- необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
4. Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.
По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й — З балла, 2-й —2 балла, З-й — 1 балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок, — 45, низшее — 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности.
Таблица № 1
Сводная таблица оценок по каждому критерию и показателю
№ п/п Имя ребенка Форма Строение Пропорции Композиция Передача движения Цвет Общее количество баллов
1
Итого:
Таблица№2
Анализ детских работ
Имя ребенка Самостоя-тельность в выборе изобразительных материалов Созда-ние новых комбинаций из основных элементов Увлеченность и интерес к деятельности Творческое применение различной техники изображения и материалов Соответствие детской работы основным художественным требованиям Оригинальность выполнения замысла
Таблица № 3
Диагностическая карта «Художественно-эстетическое развитие»
(нетрадиционные техники рисования)
Имя ребенка Оттиск Монотипия Пальчиковая живопись Кляксография Набрызг Метод тычка
Печатки из листика Поролон Мятая бумага Предметная Пейзажная с ниткой с трубочкой
Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Задачи обучения для детей младшего возраста
- правильно работать карандашом, фломастером, кистью; — владеть нетрадиционными изобразительными техниками; ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов; создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы
- использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка; — комбинировать разные способы изображения и изоматериалы
- передавать строение предметов, соотнося их части по величине
- создавать несложные сюжетные композиции.
Перспективный план образовательного кружка «Кисточка» для детей младшего возраста.
Месяц Неделя Тема
в МАДОУ Тема
нод Характеристика деятельности
1 2 3 4 5
Октябрь I- II «Я в мире – человек!» 1-2 «Будем знакомы»
3-4 «Волшеб-ная разноцветная ручка»
Знакомство с красками
Беседа.
Рисование ладошками
III-IV «Игрушки» 1 «Мой веселый, звонкий мяч»
2 «Неваляшка танцует»
3 «Храбрый петушок»
4 «Веселый поезд»
Рисование
Лепка
Рисование гуашевыми красками.
Коллективная аппликация.
Ноябрь I- II «Родина моя» 1 «Бабушкин домик»
2 «Как прекрасен этот мир»
3 «Белая березка»
4 «Наша улица»
Рисование
Аппликация +рисование
Пластилиновая живопись
Рисоваение восковыми мелками
III-IV «Животный мир» 1 «Полосатые полотенца для лесных зверушек»
2 «Разноцвет-ные морские животные»
3 «Зайка серенький стал беленьким»
4 «Волшебная осьминожька»
Рисование в технике по мокрому.
Нетрадиционное рисование + аппликация.
Рисование + аппликация.
Рисование ладошкам.
Декабрь I- II «Здравствуй, гостья Зима» 1 «Вьюга- завируха»
2 «Волшебные снежинки»
3 «Зимняя сказка»
4 «Снегири на ветке»
Рисование в технике по мокрому.
Аппликация
Рисование пальцами, печать по трафарету.
Рисование (метод тычка)
III-IV «Новый год» 1 «Наша елочка»
2 «Серпантин»
3 «Снеговик Великан»
4 «Новый год» Рисование
Аппликация
Лепка
Рисование+аппликация
Январь I- III «Сказка в гости к нам пришла» 1 «Катится колобок по дорожке»
2 «Девочка-Снегурочка»
3 «В некотором царстве»
4 «Морозные сказочные узоры»
5 «Моя сказка»
6 «Что за чудо эти сказки» Рисование по сказке
Лепка
Аппликация
Рисование (набрызг)
Рисование +конструирование
Рисование (пятно, штрих, линия)
Февраль I- II «Чудесные вещи вокруг нас» 1-2 «Золотая хохлома»
3 «Украшение чайного сервиза»
4 «Свитер для друзей» Рисование узоров на посуде
Оттиск печатками
Рисование пальчиками
III-IV «Наша Армия родная и отважна и сильна» 1 «Цветочек для папы»
2 «Папин портрет»
3-4 «Открытка для папы»
Оттиск печатками из картофеля (цветочек)
Рисование
Аппликация +рисование
Март I- II «Мама-слово дорогое» 1 «Мимозы маме к празднику»
2-3 «Портрет мамы»
4 «Откратка для мамы» Оттиск мятой бумагой
Рисование +аппликация
Аппликация (скатывание салфеток)
III-IV «Весна стучится к нам в окно» 1 «Какого цвета весна»
2 «Облака»
3 «Ледоход»
4 «Подснежник» Рисование по мокрому фону
Рисование по мокрому фону
Аппликация
Рисование+лепка
Апрель I- II «Космос» 1 «Звездное небо»
2 «Ракета»
3-4. «Звездный коллаж». Рисование восковыми мелками + акварель
Аппликация
Рисование мыльными пузырями
III-IV «Птицы — наши друзья» 1 «Лебеди»
2 «Веселая птичка»
3 «Скворечник»
4 «Скворец» Рисование
Рисование пальчиками
Аппликация
Лепка
Май I- II «День Победы» 1-2 «Празднич-
ный салют»
3-4 «Солдат на посту» Рисование восковыми мелками + акварель
Печатанье паралоном.
III-IV «Здравствуй, лето! 1 «Разноцветные бабочки»
2 «Как я люблю
одуванчики»
3 «Радуга-дуга»
4 «Зеленый май» Рисование (монотипия)
Оттиск мятой бумагой
Пластилиновая живопись
Аппликация +рисование
Задачи обучения для детей старшего возраста
- различать виды изоисксства
- владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения; — смешивать краски для получения новых оттенков
- передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий
- сочетать различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы
- рисовать самостоятельно
- создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками
Перспективный план образовательного кружка «Кисточка» для детей старшего возраста.
Месяц Неделя Тема
в МАДОУ Тема
нод Характеристика деятельности
1 2 3 4 5
Октябрь I- II «Я в мире – человек!» 1-2 «Будем знакомы»
3 «Я в мире человек».
4 «Моя семья»
Знакомство с красками
Беседа.
Рисование картонными полосками, пальчиками.
Рисование+аппликация
III-IV «Игрушки» 1 «Нарядные матрешки»
2 «Клякса»
3 «Храбрый петушок»
4 «Веселый поезд» Оттиск печатками
Кляксография
Рисование гуашевыми красками.
Коллективная аппликация+рисование
Ноябрь I- II «Родина моя» 1 «Мой родной город»
2 «Как прекрасен этот мир»
3 «Золотая осень в городе»
4 «Дом, в котором мы живем»
Рисование
Аппликация +рисование
Пластилиновая живопись
Рисование восковыми мелками+акварель
III-IV «Животный мир» 1 «По горам, по долам…»
2 «Разноцветные морские животные»
3 «Кошки на окошке»
4 «Кошка с котятами»
Рисование+аппликация
Нетрадиционное рисование + аппликация.
Рисование + аппликация.
Рисование (Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками)
Декабрь I- II «Здравствуй, гостья Зима» 1 «Белая береза под моим окном...»
2 «Морозные узоры»
3-4 «Весело качусь я под гору в сугроб» Рисование (Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками)
Пластилиновая живопись
Коллаж
III-IV «Новый год» 1 «Еловые веточки»
2 «Елочная игрушка»
3 «Снеговик Великан»
4 «Новый год» Рисование
Аппликация
Лепка
Рисование+аппликация
Январь I- III «Сказка в гости к нам пришла» 1 «Баба Яга и Леший»
2 «Девочка-Снегурочка»
3 «Дворец для Снегурочки»
4 «Морозные сказочные узоры»
5 «Моя сказка»
6 «Что за чудо эти сказки» Рисование по сказке
Лепка
Аппликация
Рисование (набрызг)
Рисование +конструирование
Рисование (пятно, штрих, линия)
Февраль I- II «Чудесные вещи вокруг нас» 1-2 «Сказочная гжель»
3 «Пир на весь мир»
4 «Котятки и перчатки» Рисование узоров на посуде
Оттиск печатками
Рисование пальчиками
III-IV «Наша Армия родная и отважна и сильна» 1 «Богатыри земли русской»
2-3 «Папин портрет»
4 «Открытка для папы.
Рисование (гуашь)
Аппликация +рисование
Конструирование+аппликация
Март I- II «Мама-слово дорогое» 1 «Букет цветов»
2-3 «Мы с мамой улыбаемся»
4 «Откратка для мамы» Оттиск мятой бумагой
Рисование +аппликация
Аппликация (скатывание салфеток)
III-IV «Весна стучится к нам в окно» 1 «Какого цвета весна»
2 «Весеннее небо»
3 «Весна пришла»
4 «Подснежник» Рисование по мокрому фону
Рисование по мокрому фону
Рисование бумажными комочками
Пластилиновая живопись
Апрель I- II «Космос» 1 «Звезды и созвездия»
2 «Покорение космоса»
3-4 «Пришельцы из космоса» Рисование восковыми мелками + акварель
Аппликация
Пластилиновая живопись
III-IV «Птицы — наши друзья» 1 «Золотой петушок»
2 «Веселая птичка»
3 «Скворечник»
4 «Лебедь» Рисование
Рисование пальчиками
Аппликация+констру-ирование
Пластилиновая живопись
Май I- II «День Победы» 1-2 «Празднич-
ный салют»
3 «День Победы»
4 «Ура, День Победы» Рисование восковыми мелками + акварель
Граттаж
Рисование+аппликация
III-IV «Здравствуй, лето! 1 «Первоцветы»
2 «Весенняя гроза»
3 «Радуга-дуга».
4 «Зеленый май» Рисование (монотипие)
Рисование по мокрому фону
Пластилиновая живопись
Аппликация +рисование
Л И Т Е Р А Т У Р А
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа». М., 2006
- Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002
- Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство — детям» М., 2003
- Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999
- Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент»
- Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г.
- Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим». 2001 г.
- Жегалова С.К. Росписи Хохломы. — М.: Детская литература, 1991.
|