Подготовили : Гаврилюк Анна Владимировна, Серикова Вера Владимировна. Николаева Зоя Алексеевна. Название проекта: «Моя малая Родина». Региональный компонент: «Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью» В.А. Сухомлинский. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе , приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. Вопросами патриотического воспитания, краеведения в должном понимании этих слов в семье практически не занимаются. Эти задачи решаются в школе, детский сад должен заложить основу для воспитания патриотических чувств у воспитанников, сформировать чувство гордости за свою малую Родину.
Скачать презентацию
Актуальность темы В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного края и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. . Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. 1. Цель проекта: - расширение знания детей о родном городе; - приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям; - воспитания любви, уважения и привязанности к своей малой Родине. 2. Задачи: 1. Формировать представления детей о родном городе. 2. Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад. 3. Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города. 4. Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь. 5. Расширить знания детей о растительном и животном мире Мурманской области. 6. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь. Вид проекта : информационно-творческий Участники проекта · Дети 5-7 лет (1 и 2 подготовительные группы) · Воспитатели 1 и подготовительных групп , музыкальные руководители, инструктор по физвоспитанию. Сроки реализации проекта · Долгосрочный Гипотеза проекта: в результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитываются любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой Родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма. Формы реализации проекта: - познавательно-игровые занятия, занятия-экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, продуктивная деятельность. Обеспечение проекта - Уголок по краеведению в группе - Картины - Альбомы, иллюстрации - Карты - фотографии - Методическая, краеведческая, художественная литература - Буклеты, наборы открыток. Предполагаемые результаты:
Дети:
· Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
· Организация изобразительной деятельности, проведение выставок в группе
· Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края
· Развитие связной речи, обогащение словаря.
Воспитатели:
· Практический материал по всем видам детской деятельности
· Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников
· Составление перспективного плана работы
· Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта
· Разработка конспектов занятий , досугов и т.п.
· Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта/альбом «Мой город -моя малая родина»/
Родители:
· Повышение интереса к работе группы
· Активное участие в конкурсах, выставках
· Помощь в проведении экскурсий .
Предметно-развивающая среда:
· Краеведческий мини - музей в ДОУ.
· Уголок по краеведению в группе.
Предварительная работа:
- разработка перспективного плана работы;
- разработка конспектов занятий;
- посещение краеведческого мини-музея в доу;
- пополнение материальной базы видео-, аудиоматериалами
- разработка диагностического материала по теме
- посещение библиотеки.
Перспективный план проекта
Октябрь
1. Беседа « Осень в Заполярье» Задачи : -уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, приметах осени; - воспитывать бережное отношение к родной природе; –развивать познавательные способности. 2. Мини –поход в сопки. 3.К дню рождения родного города «История возникновения Мурманска»/конспект/ Задачи: -дать детям элементарные знания об истории возникновения родного города; - уточнить знания детей о достопримечательностях современного Мурманска; - воспитывать чувство любви, гордости за свой любимый город.
4.Беседа «Прошлое и настоящее г. Мурманска» /библиотекарь ДОЮБ Марсакова Л.Ю.
5. Развлечение «С днём рождения, Мурманск!»
6. Выставка рисунков « Мурманск, с днём рожденья» 5. 7.Посещение краеведческого музея. «Природа Мурманской области: северная тайга, тундра».
Ноябрь
1.Занятие «Путешествие к Северному полюсу»/конспект/
Задачи: -уточнить и расширить знания детей о растительном и животном мире Севера; - воспитывать любознательность, любовь к родному краю; -обогащение и активация словаря по теме.
2.Занятие «Экскурсия по любимому городу» /конспект, презентация/ Задачи: -продолжать знакомить детей с историей и достопримечательностями г. Мурманска; -воспитывать любовь к родному городу, уважение к тем, кто создавал культурные достопримечательности города. 3. Экскурсия на ледокол «Ленин»
Декабрь
1.Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств, любви к своей малой родине».
2.«Мурманск театральный»/конспект занятия/
3. Поход выходного дня : Посещение театра Северного флота/спектакль « Большое приключение маленькой ёлочки»/
4. «Путешествие в тундру»/конспект/ Задачи: -формировать у детей представления о Северном крае зимой; -учить понимать и анализировать связи между живой и неживой природой; -систематизировать знания о сезонах на основе временных и причинно-следственных связей.
Январь
1.Экскурсия в Краеведческий музей ,посещение выставки «Рождественские поделки».
2. «Здравствуй ,солнце!» посещение библиотеки «Яблочко». 3.Выступление библиотекаря Марсаковой Л.Ю.
Февраль
1. «Знакомство с жизнью и бытом народа саами». Задачи: -расширить представление детей о родном крае; -познакомить детей с жизнью и трудом народа саами; - воспитывать уважительное отношение к малым народам Крайнего Севера.
2. Экскурсия в краеведческий музей , посещение выставки «Жизнь и быт народов саами»
3. «Интервью у юных мурманчан»./конспект/ Задачи: -познакомить детей с интересной формой работы-интервью; -учить детей формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них; -закреплять умение выражать свои мысли полным предложением.
4. Развлечение «В гостях у юных оленеводов»
5. «Олимпийские игры» /конспект, презентация/
Задачи : -Создать у детей представление об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира;
-Закреплять знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр;
-Способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через нравственный и эстетический опыт олимпийского движения;
-Развивать внимание, логическое мышление, творческое воображение детей;
Активизировать словарь детей: символ, континент, факел, клятва, девиз, эмблема, пьедестал.
Март
1.Экскурсия в Краеведческий музей «Развитие спорта в Мурманской области»
2.Экскурсия «Мурманск православный».
Библиография
1. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в подготовительной группе» - М.: Элизе Трэйтинг., Ц. Г. Л., 2004.
2. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2006.
3. Дурова А.В. Очень важный разговор: Беседы и занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. – М., 2001.
4. Клюева Н.В., Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006.
5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
. 6Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.- М., 1988.
7. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. – М., 2003.
8. Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым. – М., 1995.
9. «Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольника». Под общей ред. Р. И, Оверчук. – М., 2004.
10. Потапова Т. В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» - М. Т. Ц. Сфера, 2003.
11. Рыжова Н.А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники. – М., 2002.
|