«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель
Игре присущи черты:• Всё, что относится к игре, находится в едином игровом пространстве, служит средством передачи социального опыта и побуждает ребёнка к активной творческой деятельности.• Взрослые являются участниками игры, права которых определены правилами игры, регулирующими их отношения. Функции игры:1. Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка)2. Коммуникативная3. Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры)4. Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)5. Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)
Скачать презентацию
Характеристика видов игр немецкого психолога К. Гроса:
- группа по педагогическому значению: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю.
- группа совершенствование инстинктов: семейные игры, игры в охоту, ухаживание.
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре.
П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы:
- Имитационные (подражательные)
- Подвижные (игры с правилами)
В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы:
I. Творческие игры:
- режиссерские,
- сюжетно-ролевые,
- театрализованные,
- игры со строительным материалом
II. Игры с правилами:
1. Подвижные игры:
- по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности)
- по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.)
- по предметам (с мячом, лентами, обручами, флажками, кубиками и др.)
2. Дидактические игры:
- по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.)
- по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала актуальна. Новая классификация детских игр, разработанная С. Л. Новосёловой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника». В основе классификации лежит представление о том, по чей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). В своей практической игровой деятельности с воспитанниками мы применяем классификацию С. Л. Новоселовой.
Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Кравцовой, игры развиваются в следующей последовательности:
- младший возраст – ролевая игра (игра-диалог);
- средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;
- старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра-драматизация)
Достаточно весомый вклад в формирование у детей двигательных умений и навыков вносят подвижные игры, которые включаются в режимные моменты с младшего возраста.
Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе.
Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности
|