H. Б. Мечковская. ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
H.Б.Мечковская
ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ
ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ
М.: Агентство "ФАИР", 1998
Аннотация
Предисловие
I. ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ КАК ПЕРВЫЕ МОДЕЛИРУЮЩИЕ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ: НАРОДЫ, ЯЗЫКИ И РЕЛИГИИ НА КАРТЕ МИРА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
Язык, религия и смежные "измерения" человечества
Первобытная эпоха
В каждом селении свой язык
Основные формы мифолого-религиозного мировосприятия: всеобщий культ Богини-Матери, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм, (моно)теизм
Первобытный фидеизм и язык: некоторые аналогии в структуре содержания
Время ранних государств и средние века
Надэтнические религии
Пророческие и апостольские языки
Новое время
Секуляризация и расцвет этнических литературных языков
Является ли язык обязательным признаком этноса?
Этносы и религиозная принадлежность
Конфессиональный признак в самоидентификации государств
ДВЕ КАРТИНЫ МИРА: ЯЗЫКОВАЯ СЕМАНТИКА И МИФОЛОГО-РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ
Психологическая структура языкового и религиозного сознания
Методологический экскурс о пользе семиотики
Языковое значение: между представлением и понятием
Многообразие форм религиозного знания (образы, логика и иррационализм, мистика)
Что "знают" о мире языки?
Содержание мифолого-религиозной картины мира
Терминологический экскурс: о границах терминов мифологическое и религиозное сознание
Язык и религия в структуре общественного сознания
ЯЗЫК, РЕЛИГИЯ И НАРОДНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ
Воздействует ли язык на культуру? Идеи В. Гумбольдта и А.А. Потебни
Надэтнический характер вероисповеданий
Религия как фактор культурно-психологического своеобразия народов
II. ФИДЕИСТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЛОВУ
БЕЗУСЛОВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЗНАКА КАК ПРЕДПОСЫЛКА И ПЕРВОЭЛЕМЕНТ СЛОВЕСНОЙ МАГИИ
Магическая ("заклинательная") функция языка и неконвенциональное (безусловное) отношение к знаку
Магия, святость и красота слова (о близости фидеистического и эстетического)
СЛОВО В РИТУАЛЕ
Ритуал как единство фидеистического действия и слова
Что древнее: ритуал, миф или язык?
Почему язык долговечнее ритуала?
МИФОЛОГИЯ РЕЧИ
Река древнейший образ речи
Мифология имени
От слова станется? (Фольклорные представления о магии имени)
Лексико-фразеологические свидетельства словесной магии
Табу и эвфемизмы
МИФЫ О БУКВЕ И МАГИЯ ПИСЬМА
Создатели письма: боги, герои, святые
Сакрализация письма в религиях Писания
Мистика и магия букв
Некоторые следствия поклонения письму: орфографические распри
Еще одно следствие культа письма: алфавит как элемент геральдики
КОММУНИКАЦИЯ В МИФОЛОГО-РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАКТИКЕ
Особенности фидеистического общения
Жанры "вещего" слова
III. ФИДЕИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ И ИСТОРИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ
МИФЫ И ФОЛЬКЛОР
Различие между мифологией и фольклором
"Предмифы": архетипические доязыковые структуры сознания
Динамика мифологического и художественного (эстетического) начал в фольклоре
От мифологического эпоса к народным сказаниям о героях
От священного знания к бабушкиным сказкам
ЗАГОВОР: ШАГ В ПОТУСТОРОННИЙ МИР
Как начинают колдовать? (Психологические механизмы фасцинации)
Кто колдует и к кому обращен заговор?
Лучшее время для колдовства
Словесные ключи и отмычки, припарки и снадобья
Народная этимология как инструмент магии
Считалки и другие фольклорные потомки заговоров
ЭВОЛЮЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗАГАДКИ
Древнейшие загадки как мифологический катехизис
О дидактической ценности вопросно-ответного изложения
Азбука образного мышления
"Диалогические" картины мира в апокрифах и духовных стихах
Состязания умов: загадки вместо палиц
Загадки-насмешки
IV. РЕЛИГИОЗНЫЕ КНИГИ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ "ПЕРВОТОЛЧОК": ОТКРОВЕНИЕ КАК "ГЛАВНОЕ ЗНАНИЕ" О МИРЕ И СМЫСЛОВОЙ ЦЕНТР СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
Харизма религиозного гения
Призвание Моисея и "Тора"
У истоков зороастризма. "Авеста"
Проповедь Будды: дхарма, дорога к нирване
Структура Откровения в Священном Писании христиан
Коран: несотворенная Книга, ниспосланная с Неба
Откровение, вероисповедная ось Писания
КОДИФИКАЦИЯ ПИСАНИЯ И СЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО КАНОНА
Два аспекта кодификации Священного Писания: правильность текста и правильность корпуса текстов
Канонический текст произведения. "Собиратель Корана" Осман (856 г.). Ориген (185-254), его "Гекзапла" и зарождение текстологии
Какие вероисповедные книги, кем и почему признаются священными? Коммуникативный смысл принципа ipse dixit в истории культуры
Существует ли религиозный канон в конфуцианстве, буддизме и даосизме?
Основные этапы сложения религиозного канона в ряде исповеданий. Сводная хронологическая таблица
КНИЖНОЕ МОРЕ ЗА ГРАНИЦАМИ КАНОНА: ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Экспансия смыслов и текстов Писания в коммуникативное пространство социума
Общая типология книжных жанров в религиях Писания
ВНЕКАНОНИЧЕСКИЕ СОВРЕМЕННИКИ ТАНАХА И НОВОГО ЗАВЕТА
Иудейские апокрифы: иноязычные истории о евреях до и после Вавилонского плена; иноязычные "книги Премудрости"" рукописи Мертвого моря
Ранние христианские апокрифы: новозаветные парафразы и "гностическая ересь"
ПОЧЕМУ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ДОПОЛНЯЕТСЯ СВЯЩЕННЫМ ПРЕДАНИЕМ?
"Талмуд", Священное Предание иудаизма
Святые отцы церкви и Патристика. Что важнее: Писание или Предание?
"Сунна" пророка Мухаммада и хадисы. Иснад , связующая нить традиции
БОГОСЛОВИЕ И ДОГМАТИКА
"Ограда Закону" в теологии раввинов. Апофатические тенденции в "Талмуде"
Христианская богословская мысль и догматическое богословие
"Духовная броня" исламской теологии
СИМВОЛЫ ВЕРЫ И КАТЕХИЗИСЫ
Что каждый христианин должен знать
Квинтэссенция иудаизма: "Слушай, Израиль!.."
Как принимают ислам. "Шахада"
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ И МОЛИТВЕННИКИ
Слово в храме
Какую "Тору" читают в синагоге
Круговорот чтений в христианской церкви. Служебник, Типикон, Минеи, Требник
Молитвенный канон ислама. Кульминация молитвы в молчанье
КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
Мистический выход за пределы слова: "мрак, который выше ума"
Мистика или назидание? Выбор апостола Павла и "Откровение" Иоанна Богослова. Христианская мистика за церковной оградой
Каббала, "душа души Закона" Израиля. Алфавитная мистика каббалы: буквы как первовещество мира
Исламский мистицизм: ересь, ставшая ортодоксией
ПРОПОВЕДЬ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Коммуникативные функции проповеди. Первые иудейские проповедники
"Нагорная проповедь" и раннехристианская гомилия. Судьбы церковного красноречия
Комментаторская культура иудаизма
Христианская экзегетика и герменевтика. Толковые евангелия и псалтири
Пятничная проповедь у мусульман. Коран не толкуется в мечети
ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕМЫ И ЖАНРЫ В КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ КНИЖНОСТИ
Мишна, "душа Закона Израиля", и Талмуд
Судьбы канонического права в христианстве
"Арабский судебник" Коран и хадисы
КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Логика и антиномии религиозной коммуникации
Конфессиональная иерархия религиозных жанров и ее влияние на письменную культуру
V. ЯЗЫКОВЫЕ КОЛЛИЗИИ В ИСТОРИИ СВЯЩЕННЫХ ТЕКСТОВ
СПОРЫ О ПЕРЕВОДАХ ПИСАНИЯ
Герменевтические коллизии в церковных конфликтах
Почему опасались переводить Св. Писание?
"Септуагинта" (285-II в. до н.э.), греческий "Ветхий Завет" в переводе семидесяти
Знаменитые библейские переводы: "Вульгата" (384-405 гг.), перевод Мартина Лютера (1522-1534)
Долгий путь к церковнославянской Библии (863-1499)
Почему русская Библия (1876) появляется позже болгарской (1840) и сербской (1868)?
Будет ли православное богослужение на русском языке?
СПОРЫ О ТОЛКОВАНИИ СЛОВА КАК ФАКТОР ЦЕРКОВНЫХ РАСПРЕЙ
Догмат о Святой Троице и "арианская ересь"
Православный и католический взгляд на Святую Троицу. О философском смысле филиокве
Бердяев об Откровении историческом и духовном
"ИСПРАВЛЕНИЕ КНИЖНОЕ" В ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ
Тырновская литературная школа (вторая половина XIV начало XV в.). "Книга о писменах" Константина Костенечского (после 1410 г.)
"Книжная справа" в Московской Руси. Реформа патриарха Никона и раскол Русской Православной церкви (вторая половина XVII в.)
БИБЛЕЙСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА И КНИГОПЕЧАТАНИЕ
Гуманисты, "Гутенбергов пресс" и Библия
Эразм Роттердамский (1469-1536) как филолог
Восточнославянские первопечатники Франтишек Скорина (до 1490 ок. 1541) и Иван Федоров (ок. 1510-1583) в конфессиональных и языковых ситуациях своего времени
Вечные смыслы и герменевтический поиск
VI. СУДЬБЫ ЯЗЫКОВ В РЕЛИГИОЗНОЙ ИСТОРИИ НАРОДОВ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ДВУЯЗЫЧИЕ СВЯЩЕННОГО (КУЛЬТОВОГО) И НАРОДНОГО ЯЗЫКОВ
Конфессиональный статус языка в качестве его социолингвистического параметра
Культурно-религиозные двуязычные миры
Две модели двуязычия у славян: мир Slavia Orthodoxa и мир Slavia Latina
"О пользе книг церковных в российском языке"
КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ В ИСТОРИИ ЯЗЫКОВ
Создание алфавитов. Реформы письменности
Переводы Писания и национальные литературные языки
Обогащение лексики и фразеологии
Начало стилистики
VII. КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК ПЕРВОИСТОЧНИК ФИЛОЛОГИИ
МИФОПОЭТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ПЕРВЫХ КОНЦЕПЦИЙ ЯЗЫКА
Дар речи в картине мира древних индоевропейцев
Мифопоэтическое сознание о происхождении языка. Почему на свете языков много?
Почему одно из имен Иисуса Христа Логос (Слово)?
ФОНЕТИКА И ОРФОГРАФИЯ. ГРАММАТИКА
Грамматик-жрец в ведической религии. Древнеиндийская грамматика Панини (V в. до н.э.)
Фонетические открытия арабов-мусульман в VIII в.
Славянские орфографические трактаты
Европейские грамматики XV начала XVII вв. в их связи с гуманизмом и Реформацией
ОТ ГЛОССЫ К СЕМАСИОЛОГИИ И ИСКУССТВУ ЛЕКСИКОГРАФИИ
Истоки семасиологии. Пифагор, Конфуций, Филон Александрийский
Сложение основных лексикографических жанров в славянских культурах (XI-XVII вв.)
VIII. ТРАДИЦИИ ФИДЕИСТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СЛОВУ В ФИЛОСОФИИ И ЯЗЫКОЗНАНИИ
ФИДЕИСТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В СПОРАХ О ПРИРОДЕ ИМЕНИ
Об органичности веры в слово
Конфуцианская идея "исправления имен" в Китае
Теория фюсей в древнегреческой философии
Исихазм в Византии и у православных славян: мысленная молитва и имяславцы
Имяславие отца Павла Флоренского и философия имени в трудах А.Ф. Лосева
ФИДЕИСТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ В ОЦЕНКЕ РОЛИ ЯЗЫКА В ПОЗНАНИИ
Отрицательное богословие Псевдо-Дионисия Ареопагита
Теория "лингвистической относительности" Эдварда Сепира и Бенджамина Ли Уорфа
Лингвистическая философия Людвига Витгенштейна и Джорджа Мура
Философско-поэтическая герменевтика Мартина Хайдеггера
"Диалогические мыслители" XX века
IX. РЕЗЮМЕ
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЯЗЫКА И РЕЛИГИИ
Литература
УКАЗАТЕЛИ
Указатель терминов
Именной указатель
Указатель слов, оборотов, поговорок, пословиц, произведений
Просмотров:
1719 Категория:
История , Философия , Религия
H. Б. Мечковская. ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ
---
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.