|
А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том пятыйА.Ф.Лосев
История античной эстетики, том V
1. Вопрос об упадочном характере эпохи эллинизма. 2. Дифференцированный индивидуализм. 3. Условность вопроса о разочаровании. 4. Выводы для эстетики.
1. Социально-историческое происхождение эллинистически-римской эстетики. 2. Момент опосредствованности рабовладения. 3. Специфика эллинистически-римского рабовладения. 4. Две порочные точки зрения, настоятельно требующие своего исключения еще до всякого конкретного исторического исследования. 5. Современное понимание античных классов. 6. Дифференцированная личность. 7. Философско-идеологическая и эстетическая сущность рабовладения. 8. Эллинизм и эллинство.
1. Ранний и поздний эллинизм. 2. Ранний эллинизм. 3. Средний эллинизм. 4. Второй период эллинизма, или поздний эллинизм.
1. Ор.Новицкий. 2. П.Г.Редкий. 3. Л.М.Лопатин. 4. С.Н.Трубецкой. 5. А.М.Миронов. 6. Другие авторы. 7. Общий вывод.
1. Общие историко-философские изложения. 2. Специальные историко-эстетические изложения.
1. Вступительные замечания. 2. Эд.Мюллер. 3. М.Шаслер. 4. Б.Бозанкет. 5. Б.Кроче. 6. К.Гилберт и Г.Кун. 7. Р.Байе. 8. Э.Грасси.
1. Абстрактный субъективизм. 2. Специфика абстрактного субъективизма. 3. Объективистские выводы. 4. Дифференцированность эстетического сознания. 5. Ограниченность эстетики раннего эллинизма. 1. Главнейшие имена и общее положение эстетики как науки о выражении. 2. Стоические сочинения, имеющие отношение к эстетике.
1. Отграничения основного принципа стоицизма от традиционной его трактовки. 2. Предварительное понятие стоического лектон. 3. Всеобъемлющее значение иррелевантного лектон в стоицизме.
1. К.Прантль. 2. Эд.Целлер. 3. Г.Штейнталь.
1. Стоическое лектон и платоническая идея. 2. Основная специфика словесной предметности у стоиков. 3. Краткая сводка предыдущего и переход к последующему. 4. Лектон и система смысловых отношений. 5. Лектон и онтологическая проблема. 6. Некоторые терминологические наблюдения. 7. Недостаточность некоторых современных стоических исследований, избегающих понятия "лектон". 8. Эстетика в собственном смысле слова (общий очерк). 9. Чисто эстетическая предметность у стоиков не колеблет их материализма. 10. Эстетические формы преодоления дуализма иррелевантного лектон и субстанциального телесного бытия у стоиков. 11. Антропоцентрическая последовательность исходного эстетического космологизма. 12. Учение стоиков об искусстве. 13. Аллегорическая эстетика стоиков. 14. Общая характеристика стоической эстетики. 1. Вступительные замечания. 2. Эпикуреизм и эстетика. 3. Внешняя история эпикуреизма.
1. Отрицание искусства. 2. Эстетическое сознание в чувственной области. 3. Эстетическое сознание в душевной и духовной области. 4. Иррелевантно-структурный момент в материалистической эстетике эпикурейцев. 5. Возникающая на этой основе первоначальная формула эстетического.
1. Физика Эпикура. 2. Спонтанное отклонение атомов. 3. Выводы для эстетики.
1. Блаженные и прекрасные боги как эстетический предмет. 2. Необходимейшие детали иррелевантно-антропоморфной эстетики Эпикура. 3. Одно из важнейших исследований вопроса об эпикурейских богах. 4. Маркс об эпикурейских богах.
1. Эпикуреизм не есть элементарный сенсуализм и не есть ползучий эмпиризм. 2. Подлинная действительность и абсолютное бытие всегда есть только чувственная текучесть. 3. Атомы у Эпикура вовсе не единственная действительность, а только более абстрактная сторона действительности. 4. Теоретический недостаток эпикурейской логики. 5. Предельный характер минимума в атомистике Эпикура. 6. Пять форм эпикурейского минимума. 7. Возможный эпикуровский минимум в связи с критикой атомизма у Аристотеля. 8. Значение академической физики для атомистики Эпикура. 9. Эпикур, элеатский атомизм, физика у древних академиков и эллинистическая логика. 10. Значение теории пределов для эпикурейской эстетики.
1. Фактические данные. 2. "О поэтических произведениях" Филодема. 3. Эстетика Филодема в трактате "О поэтических произведениях". 4. "Риторика" Филодема. 5. "О музыке" Филодема. 6. "О знаках и обозначениях". 7. Филодем-поэт.
1. Атомы, их образы и терминологические методы Лукреция. 2. Категории, образующие основу эстетики.
1. Натурфилософская мифология и ее трагический характер в связи с теологией. 2. Художественный стиль Лукреция как материал для его эстетики. 3. Завершение эстетики Лукреция.
1. Вопрос о теории прогресса и ее историко-эстетической значимости. 2. Недостатки обычного изложения теории прогресса у Лукреция. 3. Трагическая сущность прогресса у Лукреция.
1. Социально-историческая основа. 2. Общая картина эпикурейской эстетики. 3. Эпикурейская и стоическая эстетика. 4. Эпикурейская эстетика и Демокрит. 5. Эпикурейская эстетика и рабовладение. 1. Скептицизм и античная философия. 2. Скептицизм и античная эстетика. 3. Античное мнение о скептицизме.
1. Гомер. 2. Архилох. Еврипид.
1. Досократики. 2. Софисты. 3. Платон. 4. Аристотель. 5. Заключение.
1. Обзор периодов развития. 2. Пиррон и его школа. 3. Скептицизм Платоновской Академии. 4. Энесидем. Агриппа. 5. Результаты скептицизма до Секста Эмпирика.
1. Жизнь и сочинения. 2. Общий характер скептицизма Секста Эмпирика. 3. Систематика и схематизм. 4. Апофеоз формально-логического закона противоречия. 5. Непрерывная текучесть феноменального мира. 6. Исторический и жизненный смысл скептицизма. 7. Некоторые эстетические прасимволы скептицизма. 8. Позитивные элементы античного скептицизма. 9. Трактат "Против риторов". 10. Трактат "Против музыкантов".
1. Иррелевантность в связи с учением о неразличимой текучести. 2. Молчание. 3. Приятие жизни в ее непосредственной данности. 4. Трагический характер эстетики скептиков. 5. Вырождение скептицизма и переход античной эстетики на новую ступень.
1. Смысловое происхождение эллинистического интереса к искусству как таковому. 2. Главнейшие деятели александрийской литературной критики.
1. Общие сведения. 2. Проблема правдоподобия. 3. Момент настроения. 4. Метод описания. 5. Момент оценки. 6. Веризм. 7. Итог.
1. Содержание и композиция "Послания к Пизонам". 2. Новейшая попытка формулировать композицию "Поэтики" Горация. 3. Историческое место Горация. 4. Некоторые эстетические категории в поэзии Горация в связи с особенностями его творчества. 5. Общая характеристика Горация. 1. Необходимые исторические замечания. 2. Азианство и аттицизм.
1. Эстетические моменты в сочетании слов. 2. Прекрасное и приятное. 3. Подобающее. 4. Три художественных стиля. 5. Эстетика звуков и ритмов. 6. Критическое отношение к стилю Платона. 7. Широта эстетической позиции.
1. Четыре стиля Деметрия. 2. Возвышенный стиль. 3. Изящный стиль. 4. Простой, или скудный, стиль. 5. Мощный стиль. 6. Прикладной характер эстетики Деметрия.
1. Общие сведения. 2. Основная тенденция трактата и его структура. 3. Определение возвышенного. 4. Источники возвышенного. 5. Подражание и фантазия как источник возвышенного. 6. Итог предыдущего. 7. Формально-технические источники возвышенного. 8. Литературно-критические размышления. 9. Учение о словосочетании. 10. Причины гибели красноречия. 11. Источники трактата.
1. Качества речи. 2. Эстетическая окрашенность качеств речи. 3. Гермоген и греческая классика.
1. Красота в природе и космосе. 2. Красота в других областях. 3. Ораторское искусство. 4. Эстетическая специфика категории "прекрасного". 5. Некоторые основные эстетические категории. 6. "Мысленный образ". 7. Целесообразность и красота.
1. Предварительные сведения. 2. Необходимость обучения риторике и ее определение. 3. Истоки и разделение риторики. 4. Внутреннее содержание риторики. 5. Техническая сторона риторики. 6. Советы ораторам. 7. Литературная критика. 8. Подражание. 9. Творческая практика. 10. Художественные стили. 11. Музыка в ораторском искусстве. 12. Заключение.
1. Вводные замечания. 2. Проблема упадка красноречия. 3. Эстетика ораторской речи. 4. Предпосылки для процветания ораторского искусства.
1. Предварительные замечания. 2. Основные имена и трактаты. 3. Метод предлагаемого изложения античной музыкальной теории.
1. Философская основа. 2. Эстетические принципы античных музыкальных теорий в специальном смысле. 3. Необходимые эстетические элементы музыкальной теории, взятые в целом. 4. Принцип тоновой структуры. 5. Своеобразие музыкально-теоретической терминологии. 6. Эстетическое значение огромной дробности тональных представлений. 7. Интуитивные основания в анализе пяти тетрахордов в целом.
1. Положение гармоники в системе общей музыкальной теории. 2. Звуки, интервалы и роды. 3. Системы. 4. Перевод античной терминологии на современный музыкальный язык.. 5. Некоторые дополнения к общей теории систем. 6. Этико-эстетическое значение родов.
1. Разделение ладов. 2. Момент ладовой подвижности. 3. История терминов и темперация Нового времени. 4. "Этическое" значение ладов. 5. Характеристика отдельных ладов.
1. Общее понятие о модуляции. 2. Типы модуляций.
1. Мелодические обороты. 2. Регистры и их "этическое" значение.
1. Аристид Квинтилиан о ритмике. 2. Преобладающее значение ритмики. 3. Выражение ритмики при помощи долготы и краткости слогов.
1. Ритмы "равные", или двухдольные ритмы. 2. Трехдольные ритмы. 3. Пятидольные ритмы. 4. Логаэды. 5. Ритмическая модуляция.
1. Вокальная и инструментальная музыка. 2. Три основных этоса. 3. Музыка и стихия движения. 4. Аристид Квинтилиан о музыке и о душе. 1. Эвфранор и Никий. 2. Лисипп. 3. Эвпомп. 4. Архитекторы и искусствоведы у Витрувия.
1. Сущность архитектуры. 2. Архитектурные категории. 3. Разделение архитектурной науки.
1. Значение пропорций человеческого тела. 2. Теория трех основных художественных стилей. 3. Суждения Витрувия о живописи. 4. Социально-исторические взгляды Витрувия. 5. Заключительные замечания о Витрувий.
1. Периптер. 2. Античная и восточная архитектура. 3. Периптер и живое тело. 4. Периптер и его духовная и социальная выразительность.
1. Дурис Самосский. 2. Плиний Старший. 3. Павсаний.
1. Филостраты. 2. Каллистрат. 3. Христодор.
1. Общее разделение эллинистически-римского искусствознания. 2. Черты двупланово-символической эстетики у Филостратов, Каллистрата и Христодора.
1. Исторические сведения о Панеций. 2. Личность и общее мировоззрение. 3. Боги и люди. 4. Логос. 5. Человек, природа и космос. 6. Эллинизация начального стоицизма. 7. Эстетические выводы. 8. Основная эстетическая проблема. 9. Один конкретный пример морально-эстетической концепции Панеция. 10. Платонизм Панеция. 11. Переход к Посидонию.
1. Вступительное замечание. 2. Жизнь и сочинения Посидония. 3. Стиль. 4. Историческое место Посидония. 5. Внешняя пестрота научной проблематики. 6. Всеобщая цельность, Зевс и судьба. 7. Стоический платонизм как основной принцип. 8. Общий очерк стоически-платонической эстетики Посидония. 9. Демонология, мантика, астрология и мировая симпатия. 10. Частные науки. 11. Дальнейшее углубление стоически-платонической этики Посидония. 12. Философия истории. 13. Общефилософский эстетический метод. 14. Терминологические наблюдения. 15. Заключение. 1. Филон из Лариссы. 2. Антиох из Аскалона.
1. Основная направленность. 2. Детали. 3. Космологическая эстетика. 4. Понятие мудрости. 5. Итог.
1. Предварительные сведения. 2. Содержание трактата. 3. Общая характеристика.
1. Единое, или Благо. 2. Ум. 3. Душа. 4. Неизбежность указанных трех ипостасей.
1. Материя. 2. Тело.
1. Диалектика. 2. Мифология. 3. Лектон, аллегория, символ и миф. 4. Социально-историческая необходимость неоплатонизма. Библиография (опущена) Категория: Культурология, История --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|